Иеромонах Павел – архондарь1 монастыря Дионисиат. В течение многих лет он духовно окормляет сотни мирян из Греции, Кипра и других стран православного мира, посещающих Святую Гору Афон. Отец Павел, ссылаясь на слова святителя Василия Великого, относит срок первой детской исповеди к десятилетнему возрасту.
По словам ученика архимандрита Херувима Карамбеласа – старца Никодима, детская исповедь может начинаться и в более раннем возрасте: «Если ребенок сам почувствует потребность покаяться – это стремление следует поощрить. Даже если он скажет на исповеди что-то несущественное».
Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфений (Мурелатос) считает, что первая исповедь может состояться даже в трехлетнем возрасте: «Чем раньше ребенок начнет жить духовной жизнью – тем лучше. Наиболее эффективным воспитание бывает именно в раннем возрасте. В Греции есть народная поговорка: “Как своего ребенка научишь – то и получишь”.
Надо объяснять детям, что такое Покаяние. Они могут исповедоваться уже в трехлетнем возрасте. Участвуя в этом и других Таинствах ребенок будет укрепляться в Вере.
Родители могут дать своим детям пищу материальную, а духовный отец даст им пищу духовную. Именно такие дети вырастают полноценными людьми. Они умеют слушать старших и живут благодатной церковной жизнью.
Документ, на котором не стоит печать, не несет никакой ценности. Так и человек. В таинстве Покаяния он получает печать Святого Духа. Да, у малыша еще нет грехов, но когда он смиренно становится на колени перед Крестом и Евангелием и батюшка кладет ему на голову епитрахиль, читая разрешительную молитву, он получает благодать от Господа.
Ребенок, полноценно участвующий в Церковной жизни, защищен со всех сторон, исполнен Благодати и радости».
Архимандрит Парфений и другие опрошенные нами старцы предостерегают от превращения Таинства Покаяния в формальность. Исповедь не должна быть придатком к Таинству Евхаристии. Покаяние – это самостоятельное Таинство, которое должно совершаться тогда, когда человек чувствует в нем необходимость, а не перед каждым приобщением Святых Христовых Таин.
Известный афонский духовник - старец Макарий (духовник келии Маруда2) подчеркивает: «Насильно вести на Исповедь ребенка – это преступление. Также недопустимо вести на Исповедь ребенка, неготового к этому Таинству. Нельзя, чтобы Покаяние превращалось в формальную привычку. Ребенок должен понимать, зачем он исповедуется, в чем глубокий смысл Покаяния, других Таинств и духовной жизни в целом. Если не будет осознавать смысл Таинства, а относиться к нему как к некому формальному действу, необходимому для допуска к Евхаристии или нравственного оправдания, в какой-то момент он может отдалиться от Церкви. Здесь может сработать и следующий момент: после того, как в течение многих лет вслед за грехами «не слушался маму и папу, поссорился с братом, не учил уроки» придут более серьезные искушения и падения, (ребенок не осознавший, что такое Покаяние) может скрыть их на исповеди, опасаясь упасть в глазах своего духовного отца. Следующим шагом может быть уход из Церкви».
Старец Макарий напоминает, что истинное покаяние «это не отчет о совершенных за определённый период нравственных проступках, не попытка облегчить совесть, а желание изменить себя и всецело посвятить Богу».
Афонские старцы подчеркивают, что осознанное участие в церковных Таинствах дает нам Благодать и укрепляет на пути духовной жизни. Участие ребенка в Таинстве Покаяния возможно при условии, что родители не просто отведут его на Исповедь, а объяснят смысл и значение Покаяния. При этом стоит учитывать, что возраст первой исповеди для каждого ребенка определяется индивидуально.