Детская исповедь — опыт прощения

Родители — это, пожалуй, единственные люди на земле, кто так отчаянно и самозабвенно переживает за здоровье и благополучие своих детей. И перед тем, кто только стоит на пороге храме, и перед многолетним прихожанином встает деликатный вопрос детской исповеди. Как не навредить в своем желании очистить душу ребенка в спасительной бане покаяния? Как настроить ребенка на покаянный лад? И что делать, если ваш ребенок стал свидетелем совершенного вами греха? На эту тему рассуждает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка, духовник детского православного лагеря Покровской епархии «Гардарика» протоиерей Димитрий Шевченко, отец троих детей.

— Отец Димитрий, с какого возраста ребенок должен исповедоваться?

— Конечно, по устоявшейся традиции дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, но у многих сегодняшних детей физиологическое взросление намного опережает духовное и психологическое. Поэтому к этому вопросу нужно подходить индивидуально.

— Насколько частой должна быть исповедь ребенка?

— Я думаю, что маленьким детям нужно исповедоваться нечасто и по велению сердца. Детям нельзя определить обязательный временной промежуток между исповедями, здесь нужно исходить из конкретных жизненных случаев. Родители должны чувствовать душевное состояние своих детей. И опять же желательно разбирать каждую ситуацию индивидуально.

— Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

— Если ребенок уже сознательно исповедуется, не стоит ему указывать на его грехи и заставлять идти на исповедь. Потому как это будет уже не его исповедь. Это вообще будет не исповедь. Задача родителей — подсказать, направить ребенка, поговорить с ним, но ни в коем случае не принуждать.

— Каким должно быть родительское участие в подготовке к исповеди? Следует ли знакомить ребенка с литературой из серии «В помощь кающемуся» и перечнем грехов?

— Если мы говорим о маленьком ребенке, который только начинает делать свои первые шаги в исповеди, то с такой литературой знакомить, конечно, не нужно. Эти книги созданы для взрослого человека, а не для детей.

Вообще, исповедь (а точнее покаяние) известна ребенку с детства. Яркий пример послушания ребенка своим родителям — это образ послушания человека Богу. Все происходит по любви. Родитель по любви прилагает усилия для того, чтобы воспитать ребенка (ведь невоспитанный ребенок счастлив не будет). И ребенок по любви к родителю слушается его. И когда он что-то натворит, сделает что-то против воли родителей, то он испытывает дискомфорт. Он не появляется на глаза, боится самому себе признаться в том, что натворил. И постепенно начинает испытывать естественное желание, которое пережил, наверное, каждый в детстве, чтобы того, что он натворил, как будто бы и не было. «Как было бы хорошо, чтобы все встало на свои места…». Это рассуждение приводит к тому, что ребенок сам начинает верить в свою правоту. И когда родители его спрашивают: «Кто это натворил?», он часто отвечает: «Это не я». И при этом он уже может догадываться, что родители все равно знают, что это он. Ребенок начинает ощущать чувство страха, тревоги, неуверенности. И именно они подвигают его к тому, чтобы соединить прерванную непослушанием связь с родителями через покаяние. У него появляются силы больше так не делать. Поэтому покаяние известно ребенку с детства.

foto_8_ispoved.jpg foto_8_ispoved.jpg
Так как же родители могут поучаствовать в подготовке ребенка к исповеди? Стоит использовать опыт того, как ребенок просит прощения у своих родителей и после этого чувствует себя снова счастливым человеком. Но опять же, это нужно подсказать ненавязчиво, при случае. Вот, например, ребенок что-то натворил, прошло время, он осознал все и попросил прощения у родителей. В этот момент ему очень тяжело, он плачет, не может успокоиться. Но мама берет его на ручки, гладит по головке, целует. И ребенок успокаивается и счастливо живет дальше. Так и в Церкви: человек после Исповеди и Причастия парит как на крыльях и ничего больше не боится. У него нет больше чувства беззащитности, которое было следствием греха.

И, тем не менее, если ребенок впечатлительный или сильно распереживался о совершенном грехе, он все равно беспокоится. Вроде и прощения попросил, и мама с папой простили. И этот момент — благоприятный случай, чтобы подсказать ребенку: «Знаешь, почему ты до сих пор не можешь успокоиться? Потому что то, что ты сделал, называется грехом. И чтобы получить исцеление от этого состояния, нужно попросить прощения у Бога на исповеди». Только при случае подсказать. И дальше больше не вмешиваться. Ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему ответил, и не забыл ли малыш о таком-то грехе. Такие вопросы задавать нельзя, потому что при этом нарушается тайна исповеди. Нам более известно о том, что священник не должен разглашать тайны. Но малоизвестно то, что сам исповедующийся не должен рассказывать о своих тайнах.

Ребенок должен самостоятельно исповедоваться. И ни в коем случае нельзя говорить: «Ага, ты что-то натворил. Иди в церковь и все расскажи батюшке на исповеди. А после этого еще отчитаешься: сказал или не сказал». А если вдруг священник что-то не то сказал, то к нему идет мама и говорит: «Знаете, к вам приходил мой ребенок, вы его неправильно поняли. Ему надо было сказать вот так». Это абсурд.

— Батюшка, если мы не знакомим ребенка с перечнем грехов, то как тогда предупредить их совершение?

— Родители не только перед исповедью должны говорить с ребенком о добре и зле, на собственном примере учить христианской жизни. Но в то же время ребенок должен сам, на своем собственном опыте, осознать, почему плох грех. Адам и Ева были предупреждены, однако это не остановило их от совершенного греха. Когда мама и папа говорят «нельзя», а тебе очень хочется что-то сделать, и ты это делаешь, ты начинаешь чувствовать разрыв отношений со своими родителями. А потом ты находишь в себе силы, просишь прощения, и все снова становится хорошо. Это и есть опыт, через который ребенок осознает тяжесть совершаемого греха.

А если приучать ребенка к высоким фразам о покаянии, которые он не выстрадал, мы рискуем воспитать юного фарисея, который будет хорошо знать названия грехов, да только не торопится исправлять свою жизнь.

— Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

— Думаю, что в воцерковленной семье такого однозначно быть не может. Там, наоборот, возникает некая привычка: к службе, батюшке, Причастию. Ребенок воспринимает все как должное. Но это уже другая проблема.

А тот случай, о котором говорите Вы, это, скорее всего, история семьи, которая только начала воцерковляться. Возможно, они только впервые подошли к исповеди. Я думаю, что если такой ребенок посетит несколько богослужений, он поймет, что ничего страшного там нет. Он увидит таких же детей, как и он, которые спокойно подходят к священнику, и у него даже родится к этому интерес. Он захочет в каком-то роде «собезьянничать»: все подходят под епитрахиль, и я пойду. Это совершенно естественно. Но ожидать такого поведения от ребенка не стоит в первый же день.

Нужно понимать, что ребенок часто боится не священника как такового. Ему страшно признаться в содеянном. Поэтому с ним нужно беседовать, говорить о радости прощения и помощи Божией.

И еще хотел бы отметить, что у ребенка все-таки должен сохраняться, конечно, не страх, а уважительный трепет по отношению к батюшке. Ему должно быть стыдно перед священником. Это чувство поможет ему впоследствии бороться с грехом.

– А если ребенок ходит в храм давно, но подойти к священнику не может из-за стыда от совершенного греха?

– Это, наверное, похоже на тот случай, когда ребенку стыдно сказать что-то маме. И это очень хорошо, что ребенок переживает из-за этого. Но родители должны помочь ему пересилить себя и покаяться в совершенном. В таком случае это не формальная исповедь, которую зачастую можно встретить в нашей практике,– ребенок как на зубок говорит одно и то же: не слушался, обидел, подрался. А желания больше не грешить у него не проявляется.

– Может ли ребенок самостоятельно выбрать себе духовника?

– Пока ребенок маленький, за него это должны делать родители. А когда он подрастет, ребенку нужно давать свободу в выборе духовника. Но при этом родители могут, конечно, ему давать советы.

— Как воспитать в детях благоговейное отношение к исповеди и Причастию?

— Важно почувствовать этот знакомый с детства вкус покаяния — и то, как он просил прощения у мамы, и как она его обняла, и как ему после этого было хорошо. Но перенести этот опыт в храм.

— Какие книги способны настроить ребенка на покаянный лад?

— Маленьких детей лучше всего научат старые добрые сказки. Для подростков подойдут классические произведения Льва Толстого, Александра Пушкина, Ганса Христиана Андерсена и многих других. Но книги надо читать и обсуждать вместе с детьми. Сам ребенок не всегда сможет сделать правильные выводы, увидеть глубину произведения.

— Должны ли родители признать перед ребенком свою греховность? Не повредит ли это родительскому авторитету?

— Я думаю, не стоит этого делать. Ребенок по своей любви не оценивает поступки своих родителей, даже если они далеки от идеала. Даже когда товарищи ребенка отзываются как-то плохо о его родителях, реакция, как правило, совершенно определенная. Ребенок будет защищать своих родителей, хотя знает, что за родителями этот грех есть — к примеру, пьют они. Но он будет защищать их. И даже если ребенок стал свидетелем совершенного родителями греха, то необходимо показать свою борьбу с этой страстью, а не говорить: «Смотри, сынок, что я натворил, ты так никогда не делай».

Дети должны видеть как можно больше хороших поступков. Мы сами воспитываемся в Церкви на положительных примерах святых, так и детям нужно стремиться подавать добрые примеры.

Беседовала Христина Добрынина

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архим. Арсений (Папачок)
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архимандрит Арсений (Папачок)
Когда нам причащаться? Это не вопрос времени, но твоей внутренней подготовленности, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архим. Иустин (Пырву)
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архимандрит Иустин (Пырву)
Ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви. Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×