— Отец Димитрий, с какого возраста ребенок должен исповедоваться?
— Конечно, по устоявшейся традиции дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, но у многих сегодняшних детей физиологическое взросление намного опережает духовное и психологическое. Поэтому к этому вопросу нужно подходить индивидуально.
— Насколько частой должна быть исповедь ребенка?
— Я думаю, что маленьким детям нужно исповедоваться нечасто и по велению сердца. Детям нельзя определить обязательный временной промежуток между исповедями, здесь нужно исходить из конкретных жизненных случаев. Родители должны чувствовать душевное состояние своих детей. И опять же желательно разбирать каждую ситуацию индивидуально.
— Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?
— Если ребенок уже сознательно исповедуется, не стоит ему указывать на его грехи и заставлять идти на исповедь. Потому как это будет уже не его исповедь. Это вообще будет не исповедь. Задача родителей — подсказать, направить ребенка, поговорить с ним, но ни в коем случае не принуждать.
— Каким должно быть родительское участие в подготовке к исповеди? Следует ли знакомить ребенка с литературой из серии «В помощь кающемуся» и перечнем грехов?
— Если мы говорим о маленьком ребенке, который только начинает делать свои первые шаги в исповеди, то с такой литературой знакомить, конечно, не нужно. Эти книги созданы для взрослого человека, а не для детей.
Вообще, исповедь (а точнее покаяние) известна ребенку с детства. Яркий пример послушания ребенка своим родителям — это образ послушания человека Богу. Все происходит по любви. Родитель по любви прилагает усилия для того, чтобы воспитать ребенка (ведь невоспитанный ребенок счастлив не будет). И ребенок по любви к родителю слушается его. И когда он что-то натворит, сделает что-то против воли родителей, то он испытывает дискомфорт. Он не появляется на глаза, боится самому себе признаться в том, что натворил. И постепенно начинает испытывать естественное желание, которое пережил, наверное, каждый в детстве, чтобы того, что он натворил, как будто бы и не было. «Как было бы хорошо, чтобы все встало на свои места…». Это рассуждение приводит к тому, что ребенок сам начинает верить в свою правоту. И когда родители его спрашивают: «Кто это натворил?», он часто отвечает: «Это не я». И при этом он уже может догадываться, что родители все равно знают, что это он. Ребенок начинает ощущать чувство страха, тревоги, неуверенности. И именно они подвигают его к тому, чтобы соединить прерванную непослушанием связь с родителями через покаяние. У него появляются силы больше так не делать. Поэтому покаяние известно ребенку с детства.
И, тем не менее, если ребенок впечатлительный или сильно распереживался о совершенном грехе, он все равно беспокоится. Вроде и прощения попросил, и мама с папой простили. И этот момент — благоприятный случай, чтобы подсказать ребенку: «Знаешь, почему ты до сих пор не можешь успокоиться? Потому что то, что ты сделал, называется грехом. И чтобы получить исцеление от этого состояния, нужно попросить прощения у Бога на исповеди». Только при случае подсказать. И дальше больше не вмешиваться. Ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему ответил, и не забыл ли малыш о таком-то грехе. Такие вопросы задавать нельзя, потому что при этом нарушается тайна исповеди. Нам более известно о том, что священник не должен разглашать тайны. Но малоизвестно то, что сам исповедующийся не должен рассказывать о своих тайнах.
Ребенок должен самостоятельно исповедоваться. И ни в коем случае нельзя говорить: «Ага, ты что-то натворил. Иди в церковь и все расскажи батюшке на исповеди. А после этого еще отчитаешься: сказал или не сказал». А если вдруг священник что-то не то сказал, то к нему идет мама и говорит: «Знаете, к вам приходил мой ребенок, вы его неправильно поняли. Ему надо было сказать вот так». Это абсурд.
— Батюшка, если мы не знакомим ребенка с перечнем грехов, то как тогда предупредить их совершение?
— Родители не только перед исповедью должны говорить с ребенком о добре и зле, на собственном примере учить христианской жизни. Но в то же время ребенок должен сам, на своем собственном опыте, осознать, почему плох грех. Адам и Ева были предупреждены, однако это не остановило их от совершенного греха. Когда мама и папа говорят «нельзя», а тебе очень хочется что-то сделать, и ты это делаешь, ты начинаешь чувствовать разрыв отношений со своими родителями. А потом ты находишь в себе силы, просишь прощения, и все снова становится хорошо. Это и есть опыт, через который ребенок осознает тяжесть совершаемого греха.
А если приучать ребенка к высоким фразам о покаянии, которые он не выстрадал, мы рискуем воспитать юного фарисея, который будет хорошо знать названия грехов, да только не торопится исправлять свою жизнь.
— Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?
— Думаю, что в воцерковленной семье такого однозначно быть не может. Там, наоборот, возникает некая привычка: к службе, батюшке, Причастию. Ребенок воспринимает все как должное. Но это уже другая проблема.
А тот случай, о котором говорите Вы, это, скорее всего, история семьи, которая только начала воцерковляться. Возможно, они только впервые подошли к исповеди. Я думаю, что если такой ребенок посетит несколько богослужений, он поймет, что ничего страшного там нет. Он увидит таких же детей, как и он, которые спокойно подходят к священнику, и у него даже родится к этому интерес. Он захочет в каком-то роде «собезьянничать»: все подходят под епитрахиль, и я пойду. Это совершенно естественно. Но ожидать такого поведения от ребенка не стоит в первый же день.
Нужно понимать, что ребенок часто боится не священника как такового. Ему страшно признаться в содеянном. Поэтому с ним нужно беседовать, говорить о радости прощения и помощи Божией.
И еще хотел бы отметить, что у ребенка все-таки должен сохраняться, конечно, не страх, а уважительный трепет по отношению к батюшке. Ему должно быть стыдно перед священником. Это чувство поможет ему впоследствии бороться с грехом.
– А если ребенок ходит в храм давно, но подойти к священнику не может из-за стыда от совершенного греха?
– Это, наверное, похоже на тот случай, когда ребенку стыдно сказать что-то маме. И это очень хорошо, что ребенок переживает из-за этого. Но родители должны помочь ему пересилить себя и покаяться в совершенном. В таком случае это не формальная исповедь, которую зачастую можно встретить в нашей практике,– ребенок как на зубок говорит одно и то же: не слушался, обидел, подрался. А желания больше не грешить у него не проявляется.
– Может ли ребенок самостоятельно выбрать себе духовника?
– Пока ребенок маленький, за него это должны делать родители. А когда он подрастет, ребенку нужно давать свободу в выборе духовника. Но при этом родители могут, конечно, ему давать советы.
— Как воспитать в детях благоговейное отношение к исповеди и Причастию?
— Важно почувствовать этот знакомый с детства вкус покаяния — и то, как он просил прощения у мамы, и как она его обняла, и как ему после этого было хорошо. Но перенести этот опыт в храм.
— Какие книги способны настроить ребенка на покаянный лад?
— Маленьких детей лучше всего научат старые добрые сказки. Для подростков подойдут классические произведения Льва Толстого, Александра Пушкина, Ганса Христиана Андерсена и многих других. Но книги надо читать и обсуждать вместе с детьми. Сам ребенок не всегда сможет сделать правильные выводы, увидеть глубину произведения.
— Должны ли родители признать перед ребенком свою греховность? Не повредит ли это родительскому авторитету?
— Я думаю, не стоит этого делать. Ребенок по своей любви не оценивает поступки своих родителей, даже если они далеки от идеала. Даже когда товарищи ребенка отзываются как-то плохо о его родителях, реакция, как правило, совершенно определенная. Ребенок будет защищать своих родителей, хотя знает, что за родителями этот грех есть — к примеру, пьют они. Но он будет защищать их. И даже если ребенок стал свидетелем совершенного родителями греха, то необходимо показать свою борьбу с этой страстью, а не говорить: «Смотри, сынок, что я натворил, ты так никогда не делай».
Дети должны видеть как можно больше хороших поступков. Мы сами воспитываемся в Церкви на положительных примерах святых, так и детям нужно стремиться подавать добрые примеры.
Беседовала Христина Добрынина