О Патриаршей литературной премии-2014
Можно и отвлечься от разглядывания номинантов, побеседовать с соседями. Справа — две девушки-журналистки в юбках поверх джинсовых шорт. «Не подумали как-то… Хорошо, что люди подсказали — можно напрокат взять, там, где книжки продаются… Но не ругали, нет-нет, никто не ругал…». Детское еще удивление и радость в ясных глазах. А слева — учитель из маленького городка с нежным названием. Он толкует о своем, о насущном — об учениках и грядущем едином государственном экзамене, о страхах, трудностях, надеждах.
— Я тоже когда-то писал рассказы,— вдруг перебивает он сам себя.— Но понимал, что получается не очень, и бросил. Теперь только учительствую, звезд с неба не хватаю. Но я доволен своей жизнью…
Разговоры смолкают, когда начинается лазерное шоу. Спецэффектами искушенных зрителей не удивишь, но история русской литературы в картинках — от самого заветного, от «Слова о полку Игореве» — надо признать, впечатляет.
«Христос воскресе!» — этим пасхальным приветствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл церемонию. «Пусть слова пасхального благовестия и предварят процедуру избрания лауреата нашей литературной премии, — продолжил Патриарх. — Русская Православная Церковь не может оставаться безучастной к тому, что происходит ныне в современной отечественной словесности. К сожалению, сегодня появилось немало произведений весьма сомнительной ценностной ориентации, зачастую идущих вразрез с нравственными идеалами отечественной литературной традиции, а иногда и прямо им противоречащих. Поэтому Патриаршая литературная премия призвана напомнить, что и сегодня не только в России, но и во многих странах мира, где говорят и пишут на русском языке, есть авторы, осознающие себя преемниками и продолжателями духовной традиции, восходящей к славянским просветителям». Эти слова Святейшего сразу точно очертили цели и задачи молодой литературной премии. Книга, изданная «в трэнд», на волне суетной моды внесенная в литературу, не будет номинироваться на премию. Для молодых и дерзких, пишущих на злобу дня, есть великое множество других премий. Эту — нужно заслужить всей жизнью…
Пока идет голосование, на интерактивном экране зрителям показывают фильм о номинантах. Пожалуй, он имеет самостоятельную ценность. Всего по несколько слов от писателей, но каких откровенных, каких задушевных слов!
«Естественно, что таинство священства не прибавляет человеку литературного таланта. Если его нет, то не будет и после рукоположения. Но если у священника есть дар через художественное слово донести до людей простую истину, что они рождены для жизни вечной, то он не имеет права зарывать свой дар»,— делится своими размышлениями протоиерей Николай Агафонов, много трудов положивший на возрождение Саратовской духовной семинарии, некогда ректор ее, а еще — автор книги рассказов «Неприкаянное юродство простых историй», неоднократно переиздававшейся, лауреат Всероссийской литературно-театральной премии им.В. Розова за книгу «Мы очень друг другу нужны», лауреат литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского и…
И теперь уже лауреат Патриаршей премии. Отец Николай заметно и трогательно волнуется, получая из рук Святейшего диплом и памятный знак.
— Я не считаю себя достойней, чем другие номинанты. Премию свою воспринимаю как дар Небес и равноапостольных Кирилла и Мефодия,— говорит скромный протоиерей.
Тут было важно, что каждый из участников церемонии приносил с собой частицу России, особенно дорогую его сердцу. И привносил в общее звучание праздника свой писательский говор. Например, Валерий Николаевич Ганичев — тревожные гулы станции Пестово, где он родился, перекликающиеся с самой русской историей: образ адмирала Ушакова, о котором так много и проникновенно рассказывал в своих книгах писатель-подвижник, тоже, кажется, мелькнул где-то в зале. Протоиерей Андрей Ткачев — перезвоны киевских колоколов. В прозе отца Андрея тоже есть что-то от набата — тревожная, неумолчно напоминающая человеку о самом главном, вечном в нем. И в то же время тихая она, словно лепет деревьев Пушкинского сада над кровлей храма преподобного Агапита Печерского, где отец Андрей служит настоятелем…
Никого не обделили — затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Святейший Патриарх Кирилл вручил дипломы и памятные подарки. С радостью отмечаем среди номинантов излюбленных авторов: Валентин Курбатов, Юрий Кублановский, Михаил Чванов. Курбатов — один из самых тонких и умных сегодняшних читателей Льва Толстого, заметки его критического карандашика на полях «Литературной учебы» или «Роман-газеты» неоценимы для современного литературного процесса. Да не в «литпроцессе» дело, не в нем одном, а в возможности духовного преображения, заложенной испокон в русском слове. Подумалось: вот в чем главная «инновация» нашей жизни, надёжа дня сегодняшнего и завтрашнего — в русском слове, наделенном еще с прозрения Святослава объединяющей силой. Слово для русского писателя — не только ведь «строительный материал» или «жанр», оно свет, просиявший «в начале». Так было, так есть. И восклицание Ивана Аксакова звучит не по-сегодняшнему ли остро:
О духа единственный меч —
Свободное слово!
Интересно: не оставляло ощущение, что высокой награды были удостоены не только победители, не только номинанты были отмечены за свои писательские успехи и саму жизненную позицию, но и читатели. Да, для читающей России это уникальная возможность познакомиться с духовными озарениями и предвидениями нынешних писателей-мыслителей, узнать их воочию, услышать их речи. Это такая премия, которой награждается, по сути, отечественная культура. Мы — говорим. Мы — пишем. Мы — думаем. Вот что, может быть, самое важное.
Предстоятель Русской Церкви обратился к лауреатам, номинантам, организаторам и участникам церемонии с заключительным словом:
«Правильно было сказано о том, что в то время, когда Церковь молчала, в значительной мере ее миссию — миссию духовного просвещения народа — осуществляла наша литература. Несмотря на то что были идеологические ограничения, сила литературного русского слога, приверженность лучших писателей великой духовной традиции нашей литературы помогала очень многим нашим современникам прозреть то, что прозреть было почти невозможно из-за мощной завесы, отделявшей это понятийное, ценностное ядро нашей жизни от повседневности.
И сегодня мы видим, что не иссяк талант русского писателя. Хотел бы еще раз от всего сердца поздравить и лауреатов, и номинантов, пожелать им помощи Божией в дальнейшем служении нашему народу, Отечеству и русской литературе. Храни вас Господь».
…Навстречу электричке летели березы. Такие белые, что если только представить, как дотронулся до коры, почувствуешь на ладони невесомый меловой налет. Подмосковье, сердце России. На минутной станции вбежала в вагон девушка, по виду — студентка. Едва устроившись, достала конспекты, открыла книгу. Биография Гончарова за авторством Юрия Лощица. Тоже лауреата премии.
Газета «Православная вера» №10 (510)