Санкт-Петербург, 13 декабря 2014 г.
Исторический облик обрел 11 декабря старейший храм северной столицы - Лазаревская церковь-усыпальница Александро-Невской лавры: на ее главку поднят крест. Чин освящения совершил насельник монастыря иеромонах Серафим (Рахунок)с братией обители, сообщает Санкт-Петербургская Митрополия.
"Надеюсь, что вслед за внешней реставрацией последует внутренняя и крест отгонит вражеские силы, которые не дают храму вернуться к своему истинному предназначению. Наряду с Благовещенской церковью, с которой начинался ансамбль лавры, Лазаревская входит в состав музея городской скульптуры. Богослужения в них не проводятся. По благословению наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария мы совершаем молитвенные стояния, чтобы приходящие сюда люди, паломники, городская администрация услышали, что два исторически значимых для города храма до сих пор не являются местами Божией молитвы. А церковь жива, когда в ней звучат духовные песнопения, когда приносится жертва Богу за живых и мертвых", - сказал отец Серафим.
На церемонии присутствовали представители компании "Краски города", занимавшейся восстановлением креста, сотрудники музея городской скульптуры и прихожане монастыря.
Сотрудник музея Александр Латышев отметил, что в 2014 году были выделены средства на реставрацию Лазаревского храма. Возвращение креста он назвал важной вехой в сохранении памяти о людях, которые похоронены на Лазаревском кладбище монастыря.
Полутораметровый крест, воссозданный по фотографии 1913
года, изготовлен из латуни с последующей позолотой.
Храм святого Лазаря Четверодневного - единственный в
городе с таким посвящением. Он был построен в 1717 году
для погребения сестры императора Петра I царевны Наталии
Алексеевны. Позднее ее останки, а также царевича Петра
Петровича, сына Петра I, перенесли в Благовещенскую
церковь, а Лазаревская стала фамильной усыпальницей рода
Шереметевых. Здесь есть и другие захоронения, например,
Ивана Ганнибала, знаменитого полководца и двоюродного деда
Александра Пушкина. С закрытием в 1923 году Лазаревского
кладбища усыпальница служила складом надгробий. В 1932
году храм вошел в состав музея-некрополя, был разобран
иконостас. Во время Великой Отечественной войны церковь
пострадала от бомбежек.