Пророк Аггей – десятый в списке малых пророков. Он был из колена Левина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистапсе (последняя четверть VI в. до Р.Х.). Книга этого пророка посвящена проблеме восстановления Иерусалимского Храма, работы по возведению которого были прерваны из-за экономических трудностей. Этот факт придает ее содержанию особую актуальность в сегодняшних условиях экономического спада.
Если вспомнить священную историю, то можно с уверенностью сказать, что люди, к которым обращался посланник Божий, пребывали в ситуации куда более сложной, чем наша. Остатки иудейского народа только вернулись в родную Палестину после тяжелого Вавилонского плена. Естественно, все усилия и желания людей были направлены на устройство элементарных условий для жизни. Новое место, большие семьи, тяжелые десятилетия плена – всё это, казалось бы, могло в некоторой степени оправдать отсутствие должного внимания к постройке храма, требующей затрат многих сил и ресурсов.
«Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею.
– За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9).
Однако Господь устами пророка возвещает грозный укор Своему племени: «Народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”… А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши» (Агг. 1: 2–5). Далее Создатель объясняет, почему Он призывает людей оставить заботу о личном и обратиться к небесному: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9).
Как видим, объяснение вполне конкретное и действенное. Господь указывает Своему народу, что он не может в полной мере воспользоваться плодами своих трудов, пока в его заботах и усилиях не найдется места для Бога. Это нужно не Ему, Творцу всего видимого и невидимого, а им – созданиям Всевышнего. То есть благополучие народа напрямую зависит от внимания к Своему Создателю. Людям же, напротив, свойственно жертвовать временем молитвы и богослужения в стремлении устроить свою ближайшую жизнь. Страх потерять драгоценное время, которое можно потратить с явной пользой, порой перерастает в главный критерий оценки действительности. Это не так и плохо, если у человека правильно выстроена система ценностей и он умеет должным образом расставлять приоритеты. Однако в реальной жизни не так и просто реальность неба поставить выше преходящей действительности.
Время, которое мы жертвуем ради Бога, – это время окончательного созревания плодов нашего труда, момент определения степени их полезности
«Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь» (Агг. 2: 16–17). Эти слова призваны напомнить нам о смысле времени и труда, об их эффективности. Ведь человек призван всю свою жизнь, каждое усилие посвятить Богу. Но в реальной жизни этого добиться очень трудно. Далеко не всегда у нас есть возможность направить свою деятельность так, чтобы ее плоды были посвящены Богу. Естественная забота о близких, родных, внимание к друзьям, коллегам отнимают если не всё, то львиную долю нашего времени, сил и возможностей. Плоды наших трудов, словно песок, рассеиваются в суете будней. Как же быть в таком случае человеку, искренне ищущему спасения? Поэтому Господь и напоминает через Своего пророка, что именно Он, как Творец и Вседержитель, наполняет всякое усилие человека смыслом, придает ему цену. В ответ Он не требует невозможного, но ждет благодарного смирения, осознания того, что без Бога все наши труды, все усилия несовершенны, напрасны, они не могут принести должной пользы. А значит, то время, которое мы жертвуем ради Бога, – это время окончательного созревания плодов нашего труда, момент определения степени их полезности. И приходя на службу, становясь на молитву, мы должны прочувствовать это, чтоб оторваться от вечных забот и обязанностей. Одна мысль должна ясно нам представиться в этот момент: «Здесь и сейчас происходит самое важное в моей жизни, остальное – потом».
В противном случае, если человек слишком много значения придает собственным усилиям, слишком сильно надеется на свои умения, разум, удачу, Господь не двузначно объявляет: «Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (Агг. 1: 10–11). Бог не оставляет никого. Его забота исполнена отеческой любви и милосердия. А значит, Он непрестанно входит в нашу жизнь, чтобы остановить, направить, вразумить, напомнить о главном. Нужно иметь мужество признать подобные наставления, невзирая на их видимую тяжесть, благодеянием Божиим, возвращающим нас к тому, что действительно необходимо для нас. «Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне» (Агг. 2: 17), – говорит Господь. И поражал ведь не из ненависти, не из злобы, а с отеческой любовью. Поражал, направлял для того, чтобы человек смог получить от своих трудов истинную радость, совершенное удовлетворение, напитав и тело, и дух.
Тем, кто смог быть благодарным Богу и в трудные минуты, не отказавшись от молитвы, доверия, упования на Бога, Господь скажет: «Я с вами!»
Наконец, тем, кто смог увидеть в обстоятельствах жизни заботливую руку Творца, кто смог быть благодарным и в трудные минуты своей жизни, не отказавшись от молитвы, доверия, упования на Бога, Господь скажет: «Я с вами!.. Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был Храм Господень; обратите сердце ваше: есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (Агг. 1: 13; 2: 18–19).