Время, труд и… эффективность

(По книге пророка Аггея)

Пророк Аггей Пророк Аггей
Пророк Аггей – десятый в списке малых пророков. Он был из колена Левина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистапсе (последняя четверть VI в. до Р.Х.). Книга этого пророка посвящена проблеме восстановления Иерусалимского Храма, работы по возведению которого были прерваны из-за экономических трудностей. Этот факт придает ее содержанию особую актуальность в сегодняшних условиях экономического спада.

Если вспомнить священную историю, то можно с уверенностью сказать, что люди, к которым обращался посланник Божий, пребывали в ситуации куда более сложной, чем наша. Остатки иудейского народа только вернулись в родную Палестину после тяжелого Вавилонского плена. Естественно, все усилия и желания людей были направлены на устройство элементарных условий для жизни. Новое место, большие семьи, тяжелые десятилетия плена – всё это, казалось бы, могло в некоторой степени оправдать отсутствие должного внимания к постройке храма, требующей затрат многих сил и ресурсов.

«Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею.

– За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9).

Однако Господь устами пророка возвещает грозный укор Своему племени: «Народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”… А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши» (Агг. 1: 2–5). Далее Создатель объясняет, почему Он призывает людей оставить заботу о личном и обратиться к небесному: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9).

Как видим, объяснение вполне конкретное и действенное. Господь указывает Своему народу, что он не может в полной мере воспользоваться плодами своих трудов, пока в его заботах и усилиях не найдется места для Бога. Это нужно не Ему, Творцу всего видимого и невидимого, а им – созданиям Всевышнего. То есть благополучие народа напрямую зависит от внимания к Своему Создателю. Людям же, напротив, свойственно жертвовать временем молитвы и богослужения в стремлении устроить свою ближайшую жизнь. Страх потерять драгоценное время, которое можно потратить с явной пользой, порой перерастает в главный критерий оценки действительности. Это не так и плохо, если у человека правильно выстроена система ценностей и он умеет должным образом расставлять приоритеты. Однако в реальной жизни не так и просто реальность неба поставить выше преходящей действительности.

Время, которое мы жертвуем ради Бога, – это время окончательного созревания плодов нашего труда, момент определения степени их полезности

«Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь» (Агг. 2: 16–17). Эти слова призваны напомнить нам о смысле времени и труда, об их эффективности. Ведь человек призван всю свою жизнь, каждое усилие посвятить Богу. Но в реальной жизни этого добиться очень трудно. Далеко не всегда у нас есть возможность направить свою деятельность так, чтобы ее плоды были посвящены Богу. Естественная забота о близких, родных, внимание к друзьям, коллегам отнимают если не всё, то львиную долю нашего времени, сил и возможностей. Плоды наших трудов, словно песок, рассеиваются в суете будней. Как же быть в таком случае человеку, искренне ищущему спасения? Поэтому Господь и напоминает через Своего пророка, что именно Он, как Творец и Вседержитель, наполняет всякое усилие человека смыслом, придает ему цену. В ответ Он не требует невозможного, но ждет благодарного смирения, осознания того, что без Бога все наши труды, все усилия несовершенны, напрасны, они не могут принести должной пользы. А значит, то время, которое мы жертвуем ради Бога, – это время окончательного созревания плодов нашего труда, момент определения степени их полезности. И приходя на службу, становясь на молитву, мы должны прочувствовать это, чтоб оторваться от вечных забот и обязанностей. Одна мысль должна ясно нам представиться в этот момент: «Здесь и сейчас происходит самое важное в моей жизни, остальное – потом».

В противном случае, если человек слишком много значения придает собственным усилиям, слишком сильно надеется на свои умения, разум, удачу, Господь не двузначно объявляет: «Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (Агг. 1: 10–11). Бог не оставляет никого. Его забота исполнена отеческой любви и милосердия. А значит, Он непрестанно входит в нашу жизнь, чтобы остановить, направить, вразумить, напомнить о главном. Нужно иметь мужество признать подобные наставления, невзирая на их видимую тяжесть, благодеянием Божиим, возвращающим нас к тому, что действительно необходимо для нас. «Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне» (Агг. 2: 17), – говорит Господь. И поражал ведь не из ненависти, не из злобы, а с отеческой любовью. Поражал, направлял для того, чтобы человек смог получить от своих трудов истинную радость, совершенное удовлетворение, напитав и тело, и дух.

Тем, кто смог быть благодарным Богу и в трудные минуты, не отказавшись от молитвы, доверия, упования на Бога, Господь скажет: «Я с вами!»

Наконец, тем, кто смог увидеть в обстоятельствах жизни заботливую руку Творца, кто смог быть благодарным и в трудные минуты своей жизни, не отказавшись от молитвы, доверия, упования на Бога, Господь скажет: «Я с вами!.. Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был Храм Господень; обратите сердце ваше: есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (Агг. 1: 13; 2: 18–19).

Роман Савчук

29 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О причинах скорбей, находящих на нас О причинах скорбей, находящих на нас
Иером. Арсений (Бока)
О причинах скорбей, находящих на нас О причинах скорбей, находящих на нас
Иеромонах Арсений (Бока)
Если ты говоришь, что всё у тебя в доме и жизни идет плохо, тогда это значит, что у тебя есть грехи, от которых Бог хочет тебя отторгнуть. Бог потому касается жизни твоей скорбями, что ты не исповедался.
Всё будет хорошо Всё будет хорошо
Архим. Андрей (Конанос)
Всё будет хорошо Всё будет хорошо
Часть 1. Доверься Богу
Архимандрит Андрей (Конанос)
Даже не думай, что рядом со Христом, любя Господа, ты не будешь подвергаться жизненным испытаниям. Будешь, и очень многим. С одной лишь разницей: ты будешь знать, как их преодолевать.
Пророк Аггей: и храм строить, и душу созидать Пророк Аггей: и храм строить, и душу созидать
Диак. Павел Сержантов
Пророк Аггей: и храм строить, и душу созидать Пророк Аггей: и храм строить, и душу созидать
Диакон Павел Сержантов
Духовные рассуждают с духовных позиций: «Пора отстраивать храм. Мы пошли в плен за грехи перед Богом. Будем Ему верно служить – Он поможет нам, и постепенно жизнь наладится».
Комментарии
Еlena29 декабря 2021, 15:47
Cпаси Христос за труды!!!
Владимир30 декабря 2020, 00:49
Уважаемый Роман Савчук, благодарю Вас за ваш труд. Очень глубоко. Слава Господу нашему Иисусу Христу!
римма29 декабря 2015, 15:10
Господи прости меня грешную, не оставь меня своим предстательством.
светлана 3 января 2015, 00:28
а еще мы не даем десятину Церкви. не помню какой пророк от имени Господа говорил, что труды не приносят ожидаемого результата, потому что человек не дает Богу десятину. она конечно, не Богу нужна, а нам самим, как возможность не забывать о Боге.
Ольга31 декабря 2014, 17:51
Роман, Бог с Вами! Иначе такую хорошую статью написать невозможно. Спаси Вас Господи и спасибо за труд.
Светлана30 декабря 2014, 10:37
спасибо Вам за статью!!!
Дмитрий Бабин29 декабря 2014, 11:10
Да, верно, пора расставить приоритеты в жизни, а то слишком большая часть ее уходит на дела, а лишь малая часть на "общение" с Богом. Еще удивляюсь, почему у меня так часто ничего не получается?))
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×