Москва, 6 января 2014 г.
Рождественское послание Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока.
Милостью Всевышнего, Иоанн Х, Патриарх Антиохийский и всего Востока, всем своим братьям-пастырям Святой Антиохийской Церкви и чадам, где бы те не находились под сенью сего Апостольского Престола:
"Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу; днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса; днесь видимь есть плотию, естеством Невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Ему: слава в вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе!".
Так ликует и поет наша Церковь в сей славный День – День воплощения ее Создателя, День Рождества Иисуса Христа. Его присутствие на Земле и поныне плодоносит миром!
Но как же мы, немощные, нуждаемся в твоем, о, Христос, присутствии на той земле, откуда вышло Твое Благовестие во все концы Вселенной! Как же Ты необходим нам, о, Сокровище Милости и Солнце Правды!
Как же дорого нам Твое присутствие на земле, уставшей от тимпанов войны, звона осколков некогда единых семей и внезапного исчезновения людей!
Поистине, земля, радостно принявшая две тысячи лет назад Твоих апостолов, ранена и истекает кровью – она буквально взрезана мечом террора и страха, никогда прежде ею не виданного. Но эта земля и ее благочестивые обитатели уже многое преодолели за неисчислимые века: и вот, сегодня они приносят к Младенцу Вифлеемской Пещеры все свои скорби и складывают перед Его Яслями все свои нужды. И, конечно, они возжигают перед Его пеленами лампады своих душ силой общения и святой надежды!
Праздник Рождества несет в себе определенный долг, который мы должны принять как часть своей жизни. Рождество – это Праздник тоски по Господу, праздник милости, щедрости и доброты. Точнее, Рождество – это высшее воплощение божественных милости, щедрости и доброты, ведь Он спустился до темнейших уголков Земли, и не нашел ничего, кроме осеняющего Его свода пещеры, да кожаных бурдюков, поддерживающих Его. Все это сделано Им из милости, щедрости и доброты по отношению к нам, людям, - и как же мы, христиане Антиохии, в это время испытаний, нуждаемся в усвоении этого божественного урока! Мы просто не можем не стать истинными помощниками и соработниками соседу и ближнему, брату и родственнику.
Только так, через эти маленькие каналы милости, прорываемые нами друг для друга, к нам могут притечь неисчислимые потоки милости Божественного Младенца.
Блаженный Августин писал:
""Подаяние" по-гречески означает "милость". Какая же милость, творимая нас ради, несчастных, была выше той Милости, что спустила с небес Создателя неба, даровала Творцу земли земляное же тело, сделала Вечного, Равного Отцу равным нам по смертности и заставила Господина принять "образ раба" (Фил 2:7)? Есть ли милость, выше той, когда Творец рождается, Господин становится слугой, Искупитель продается, Возноситель унижается, а Воскрешающий – убивается? Все это сделано ради утоления нашего голода, напоения нашей жажды, укрепления нашей немощи, очищения наших грехов и возжигания лучины нашей любви".
Значит, только лучина нашей любви может увековечить излияние божественной милости на наши главы.
Сегодня Церковь призвана научиться "поклоняться Солнцу Правды и Справедливости", - то есть Христу. Но она поклоняется Ему лишь тогда, когда пребывает с нуждающимся и бедняком, беженцем и раненым. Она поклоняется Ему лишь тогда, когда ее слово Истины безбоязненно направлено против всякого беззаконника. Она поклоняется Ему лишь тогда, когда цена одной капли человеческой крови приравнивается ею к стоимости всех баррелей нефти и всех "национальных интересов", вместе взятых.
Но мир до сих пор не восстал ото сна и не увидел того, что происходит на Ближнем Востоке и в Сирии в частности; он не слышит (или не хочет слышать) стоны опечаленных, в то время как языки имеющих решение скованны цепями циничного словаря отчетностей и заявлений. Под горами бумаг словно похоронены взрывы и похищения, уничтожение самой истории и захват земель. Там же укрыты и голоса антиохийцев, молящих о содействии в освобождении возлюбленных Иоанна и Павла, митрополитов Алеппских.
И это не может нас устрашить, ибо мы – близнецы этой земли, и в ней мы укоренены. А наши скорби пусть останутся перед Яслями Любви Христа, избравшего Восток послом Своего Света перед всем миром!
О, Божественный Младенец, помазавший нас Своим неизреченным Сиянием две тысячи лет назад! Пребудь с нашей распятой, но неизменно терпящей страной! Пребудь, о, Господь, с Сирией и с очами ее защитников, не дремлющими на ее границах – да вернут они нам беспечность, которую мы когда-то Твоей Милостью познали! Пребудь с похищенным и изгнанником, неутешной матерью и невинным дитем, чьи ясли были сметены в прошедшие страшные годы! Пребудь с Ливаном, Ираком и каждой пядью земли этого Востока!
О, Христос! Мы несем Тебе наши слезы – смирной, наши молитвы – ладаном, а терпение – золотом. Дай же нам силы быть свидетелями Твоей всеобъемлющей Любви, сохраняющими, подобно Приснодеве, этот дар в своих сердцах; с ним же мы пройдем ночь, дабы увидеть зарю Твоего и нашего Воскресения – Воскресения человека, страны и человечества!
Отсюда, от Апостольского Антиохийского Престола что в Дамаске, мы благословляем всех наших сынов и дочерей, в стране нашей сущих и в изгнании, прося Господа-Искупителя о сохранении их и всего мира, молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!
+ Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х