Святой Иоанн Креститель: мужество Христово

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6), — так за 400 лет до пришествия в мир Спасителя свидетельствовал о святом Иоанне Крестителе пророк Малахия. Подтвердил исполнение этого пророчества и Сам Господь, когда на вопрос учеников об Иоанне сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:11,14). Как видим, евангельский образ святого Предтечи исполнен духа и силы пророка Илии, то есть с ним связывают мужество и ревность ветхозаветного праведника, явленные во времена пришествия в мир Спасителя.

Однако мужество новозаветное имеет иную форму, нежели это было во времена борьбы пророков с нечестием ветхозаветного Израиля. Христос ясно указывает на это, когда запрещает апостолам Иакову и Иоанну, стремившимся подобно Илии низвести огонь с неба на отвергнувших Господа самарян. Спаситель говорит Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Об этом же новом взгляде на мужество свидетельствует и сам Предтеча. Своим ученикам, возревновавшим о славе их учителя, умаленной проповедью Иисуса Христа, он говорит: «Ему [то есть Христу] должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Также и в другом месте мы читаем, что Иоанн Креститель, «великий и страшный» пророк (Мал. 4:5), которому не было равных среди рожденных женами (см. Мф. 11:11), «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Неужели такой великий пророк не узнал Спасителя даже после крещения? Мы не можем такого допустить! Об этом говорят и все толкователи. Святой Иоанн Креститель, конечно же, знал о Христе, он не нуждался в каких-либо дополнительных свидетельствах. Однако ради своих учеников, чтобы они еще раз убедились в истинности Мессии, он умаляет себя, делается слепцом перед очевидной для него Истиной, отвергается себя и посылает своих последователей посмотреть на дела Христовы! Вот в чем проявляется новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной!

Новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной

Действительно, великим человек может стать только в том случае, если у него есть мужество. Однако для сильных мира сего — это гибельное мужество жить без Истины, а для наследников Царства Небесного — мужество жить всегда в Ее присутствии. Святой Иоанн Предтеча являет нам образ доброго мужества и в событии крещения Господня. Ведь если мы присмотримся к словам Евангелия, то увидим, что во время крещения Спасителя Его Предтеча в очередной раз переступает через себя, преодолевая даже собственный взгляд на праведность ради доверия Истине! Евангелист Матфей свидетельствует нам, что когда Иисус Христос пришел к Иоанну на Иордан, тот «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Мы можем только представить себе тот благоговейный трепет и чувство смирения, которые исполняли пророка при виде Господа. И вот Создатель приступает к Своему творению, как простой Человек, испрашивая крещения. Естественно, что святой Предтеча не мог и допустить мысли возложить свою руку на Творца! Однако «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф.3:15).

Мы видим в образе святого Иоанна Крестителя замечательный пример христианского мужества. Это мужество жить в присутствии Истины, свидетельствовать о Ней своей жизнью, но всегда помнить, что значение имеют не наша жизнь, не наши слова или дела, а способность быть незаметными, поступаться перед Ней даже собственным авторитетом и репутацией. В применении к профессии учителя протопресвитер Василий Зеньковский так говорил об этой истине: «Нет ничего неблагодарнее и вместе с тем внутренне-почетнее роли учителя. “Мне время тлеть — тебе цвести” — это может служить идеальным лозунгом в отношении к детям. Ребенок для того и подготавливается учителем, чтобы выйти из-под его руководства».

Иногда самое трудное для человека — поступиться собственными представлениями о правильном, должном. Однако Священное Писание и многовековой опыт Церкви показывают, что для ищущего спасения нужно быть готовым сделать и это. Перед Истиной никакой наш опыт и наши мировоззренческие устои, какими бы верными они нам не казались, не имеют значения. И в этом важным примером для нас служит святой Иоанн Креститель. Он был одним из первых, засвидетельствовавших собственной жизнью неизменность богооткровенной истины: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3).

Роман Савчук

20 января 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
р.Б. Алла11 сентября 2017, 09:18
Святой Иоанн Креститель, моли Бога о нас грешных!
Марија20 января 2015, 18:44
Святый милый и страшный Предтече Иоанне Крестителе, прошу моли Бога о моих близких грешных : Савы, Аликсандры, Ивы, Горадны, Павла, Ружы, Софии!
Наталья20 января 2015, 14:18
“Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!”

Предтече - святый Иоанне Крестителе, прошу моли Бога о нас грешных Наталье, Владиславе, Владимире; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия.
Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.
dmitri kuznetsov20 января 2015, 12:28


Мужество-это присутствие духа в опасности.Любой дух,кроме святого-от лукавого.Выходит,в жизни относительно безопасной-гладкой штилевой ненапряжной-то бишь,в существовании большинства нынешних христиан нет места праведному подвигу?Отнюдь нет.И свершение Иоанна Крестителя-тому жгучее подтверждение.В момент,когда пророк улицезрел грядущего спасителя,духом святым еще и не пахло,ну не спикировал он еще голубем с орличной натурой на тогдашнее полноводье Иордана,не погладил крылом своим чело Христа.А опасность Иоанну грозила своим умертвляющим перстом и еще какая.Ну как же-наступить на горло собственной песне,личной истине,засвидетельствованному тысячами влиянию.Это ли не вселенская ветхозаветная угроза?Но и тут смирение цитаделью правды воздвиглось до небес.Как величественно отважно сказал свое веское слово прорицатель и как непререкаемо мужественно подтвердил его все об'емлющим все восстанавливающим делом крещения спасителя нашего Иисуса Христа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×