Мы опираемся на силу Божию
Те, кто вступает на путь служения Церкви в сфере образования и просвещения, должны предъявить к себе особые требования: к своему образу жизни, к своему восприятию Божественных нравственных законов. Но они также должны дисциплинировать свой ум, чтобы не произносить слова, смущающие, возбуждающие противоречия и в конце концов ослабляющие внимание слушающих, а иногда и само желание слышать слово Церкви.
Это огромная по своей важности миссия, особенно сегодня. И этой нашей миссии противостоят другие в кавычках «миссии», которые несут миру иное послание. Это иное послание, которое в принципе противоречит Божественному слову, сегодня поддерживается силой средств массовой информации, модой, Интернетом – чем только не поддерживается, формируя некий образ жизни современного человека, некую модель жизни, в которой нет места Богу, потому что ценности, которые эта модель предлагает, лежат вне всякой религиозной жизни, центр притяжения – плоть и удовлетворение ее похоти. Обращать сегодня послание к миру, к людям – образованным и простым, более воцерковленным и вообще невоцерковленным – это значит принимать на себя огромную ответственность, потому что если наши слова не будут эффективными, если наше служение будет слабым, то как преодолеть тяготение мира сего? И потому каждый должен сделать всё, что он может сделать, вступив на этот удивительный, захватывающий и вдохновляющий путь служения Господа в нынешних столь сложных условиях исторического бытия.
Но всё равно, как бы мы ни напрягали наши церковные, человеческие силы, невозможно сравнить их с силой той страшной огромной машины, которая работает на, как теперь говорят, переформатирование не только человеческого сознания, но самой человеческой сущности, чтобы сформировать некую новую личность, идеалы которой не соприкасались бы с нравственной природой человека. В каком-то смысле речь идет о дегуманизации человеческого общества и человеческой личности. Когда нам говорят, что движущей силой этого процесса является экономика, конкуренция, всё это неправда, потому что у этого процесса мистические и метафизические истоки. И потому никакой организацией наших усилий, никакой сильной церковной администрацией, никакими важными церковными документами мы не сможем противостоять этой силе. И только одно может противостоять ей – тоже не рациональное, а иррациональное, тоже мистическое и метафизическое – Божественное начало.
Опираясь на помощь Божию, вдохновляясь Его благодатью, подобно тем самым апостолам, которые бросили вызов огромной несокрушимой мировой Римской империи, мы также способны бросить вызов этой новой империи зла, которая развращает душу человека и лишает его надежды на спасение. Как же здесь уместны слова апостола, которые мы слышали: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Та сила, которая разрушает сегодня нравственную природу людей, – это гордыня и ложь. Мы же опираемся на силу Божию, которая способна нашу немощь превратить в несокрушимую силу.
Из слова
после Литургии в храме Христа Спасителя
перед началом работы XXIII Международных
Рождественских образовательных чтений,
21 января 2015 года
Судьбоносное решение князя Владимира
Что же принес нам сей муж? Почему спустя многие столетия мы столь торжественно совершаем его память? Суть подвига князя замечательно выразил в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Иларион. «Все страны, и города, и народы, – пишет он, – чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира». Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо он принес нам весть о Спасителе мира Христе – Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы – Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей Свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное.
Восприняв веру из Восточной Римской империи – Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее. Подобно равноапостольному царю Константину, князь Владимир не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины и бояр – правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, богатством, плодородием. Не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения. Как Моисей, услышавший призыв Господа: «Выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3: 10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлую стезю исповедания Христа как Бога и Спасителя. Сей равноапостольный муж стал одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям. Креститель Руси, как мы знаем, заботился не только о благочестии новопросвещенного народа, но и о его образовании, о помощи нуждающимся.
Святитель Иларион, восхваляя великого князя Киевского, говорит о том, что он «не одного человека обратил от заблуждения идольской лжи, не десятерых, не город, но всю землю эту». Такие слова были произнесены еще в XI веке, когда чудо Крещения Руси произошло совсем недавно. Потом последовали десять столетий нашей христианской истории. За это время Господь явил в народе нашем множество святых, сформировались наша культура и цивилизация. И всё то, чем мы живем сейчас, само наше мировоззрение имеет своим основанием судьбоносное решение князя Владимира обратиться к Богу Истинному и вслед за собой повести народ.
Безрассудные люди сеют вражду и ненависть между братьями
В Днепровской купели было положено начало новой, Святой Руси, нашему духовному единству. За прошедшие с того времени века предпринимались попытки уничтожить Православие, посеять раздоры и гражданскую смуту среди наших народов, увлечь людей ложными идеями, обещаниями скорого земного счастья и материального благополучия. Но по милости Господней Святая Русь доныне живет в наших сердцах, ибо народы наши по сей день имеют единую веру и Церковь, общие святыни, бесчисленные образцы христианского подвига и совместную историю.
Сегодня мы тоже переживаем непростое время, когда безрассудные люди пытаются расколоть нас, лишить мира и согласия, посеяв вражду и ненависть между братьями. Такие люди, исходя из сиюминутных настроений и эгоистичных устремлений, принимают опасные решения, имеющие долговременные и порой даже неизгладимые последствия. Люди же мудрые понимают, что их жизнь и добрые поступки могут стать частью Божия замысла о спасении мира. Вот почему они всегда помнят о вечном и простирают свой взор в историю, извлекая из нее уроки и ответы на важнейшие вопросы современности.
Всем нам нужно искать эти ответы, преодолевая негативный информационный шум, создаваемый средствами массовой информации. И найти их мы можем также в примерах великих личностей, оказавших благотворное влияние на развитие наших народов и причисленных Церковью к лику святых. Одним из них является равноапостольный князь Владимир, положивший в основание жизни народов исторической Руси спасительную веру Христову.
Из послания
к архипастырям, клиру,
монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
в связи с 1000-летием преставления
равноапостольного великого князя Владимира
Абсолютизация свободы выбора в отрыве от
нравственных установок
смертельно опасна для общества
Идея абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, подчеркиваю, и отказа от приоритета нравственной нормы стала для западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века, потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новшества, в том числе и законодательные, не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасной для человека и для общества, потому что выбрать-то можно и зло. Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода. Всё это происходит от того, что из сознания и жизни людей исключается высшая справедливость и высшая правда. Последствия такой апостасии плачевны для человеческого общества: оно становится нежизнеспособным.
Люди попытались решить эту проблему, делая акцент на идее главенства права. В таком случае свобода личности ограничивается лишь законами, которые призваны корректировать поведение человека, давать ответы на то, что дозволено, а что нет. Но зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в сферу права, внося огромное внутреннее напряжение в законодательную систему и пагубно влияя на личную и общественную нравственность. Примеры известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новации, противоречащие подчас не только нравственным ценностям, но даже общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают всё большее распространение и признание со стороны некоторых государств.
К сожалению, упомянутые поведенческие законодательные идеи сегодня пропагандируются и даже навязываются России. И в значительной мере от активной позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны устоять перед лицом современных псевдоценностей, губительных для личности и человеческой цивилизации в целом.
Одной из главных бед России остается огромное число абортов
Одной из главных бед России остается огромное число абортов. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что за последние годы оно несколько сократилось, но всё равно их количество остается ужасающе высоким. Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост. Церковь, следуя заповеди Божией «не убий», всегда видела в умерщвлении неродившегося ребенка тяжкий грех. Часто за таким действием стоят давление врачей и родственников, материальные и жилищные трудности.
Преодоление этого зла требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение. Полагаю морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты.
Здесь я хотел бы вступить в дискуссию с оппонентами. Нам говорят, что если это сделать и вывести аборты из системы страхования, то увеличится количество подпольных абортов. Простите, а подпольные аборты бесплатно делаются? Есть хоть один «подпольщик», который бесплатно совершает аборт? Он дерет деньги и будет брать еще больше. Просто нужно, чтобы в случае, когда женщина принимает такое роковое решение, она естественно обращалась бы к профессиональным медикам, цена услуг которых не должна быть больше, чем цена услуг «подпольщиков», и решится проблема. А кроме этого аргумента у оппонентов этого предложения нет ни одного другого. Дай Бог справиться с этой темой.
Люди должны иметь право выбора
Мы живем в эпоху стремительных перемен. Если в прошлом веке мир преобразовывался научно-техническими достижениями, то сегодня его облик меняется благодаря социальным технологиям. Однако не все перемены воспринимаются одинаково положительно разными членами общества. Многих людей волнует, например, вторжение в их жизнь новаций, связанных с электронными средствами сбора и учета личной информации, которые на порядок повышают контроль над личностью, и не только со стороны государства, а со стороны любой организованной силы, которая владеет этими технологиями.
На мое имя поступают тысячи обращений граждан, выражающих несогласие с безальтернативным внедрением новых идентификационных технологий. Знаю, что и в органы власти поступает не меньше писем по упомянутым проблемам. Убежден: люди должны иметь право выбора – получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или в традиционном виде, с использованием электронных носителей информации или без таковых. Использование автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, особенно конфиденциальной информации, должно производиться только на добровольной основе.
Со ссылкой на то, что это удобно для бюрократов, нельзя тотально внедрять эти технологии. Каждый из нас может оказаться в рабстве у этих технологий, под тотальным контролем. И если для кого-то мои слова сейчас не звучат как актуальные, поверьте, через какое-то время эти слова могут стать актуальными для каждого из нас. Поэтому, оставляя возможность альтернативы, мы всегда оставляем возможность выхода из такого тотального контроля.
Из выступления
на открытии
III Рождественских Парламентских встреч
в Государственной Думе РФ,
22 января 2015 года
Великие свершения берутся только подвигом
Природные силы, которые вложены Господом в человека, способны подтолкнуть его на великие свершения. Но эти великие свершения берутся только подвигом. А подвиг есть способность человека пожертвовать собой ради высшей идеи, ради веры, ради Божией правды.
Всё то, о чем я говорю, сегодня не является очевидной истиной для многих, потому что в течение десятилетий в нашей стране, а если говорить об окружающем нас мире, то и в течение столетий, формировался совершенно иной идеал жизни: никаких подвигов совершать не надо, нужно поступать так, как тебе выгодно. В первую очередь твои усилия должны быть направлены на то, чтобы иметь больше денег, а затем на то, чтобы с умом деньги тратить, получая как можно больше удовольствий и того, что создает комфорт для жизни.
А подвиг, где он? Может быть, он где-то и есть, но он на периферии сознания. И подвиг в современной жизни люди совершают не потому, что они так научены, а потому, что Бог в их сердце вложил некий нравственный закон. Иногда даже дурно воспитанные люди, оказавшись лицом к лицу с великой опасностью, становятся способными совершить подвиг. Но для того, чтобы людей, готовых совершить подвиг, становилось всё больше, для того, чтобы идеал подвига во имя ближних своих, во славу Божию становился общим идеалом, нам нужно чаще вспоминать и Закхея с его любознательностью, и Татиану с ее сверхчеловеческой силой.
Кстати, сверхчеловек – это тоже некий идеал современной цивилизации. Но невозможно стать сверхчеловеком без внутреннего подвига. Никакие тренировки в тренажерных залах не сделают человека способным на подвиг. Никакие выигрыши на популярных теперь шоу, связанных с демонстрацией мышц, не сделают человека способным на подвиг. Эту способность Бог заложил в наше сердце и в нашу душу, в наш разум. И как важно сегодня нам не дать разрушить эту свою внутреннюю силу, подчиняясь ложным, опасным и греховным стереотипам мысли и жизни!
Мы живем в мире, где правда переплетена с ложью
Сегодня верующие люди сталкиваются со многими проблемами и трудностями. Мы живем в мире, где правда переплетена с ложью, где иногда очень честные и порядочные лозунги используются для оправдания зла. Вот и недавно мы были свидетелями трагических событий во Франции, когда были убиты ни в чем не повинные люди. Кто же не ощутит боли в своем сердце от убиения невинных людей? И вместе с этим мы не можем одновременно не сочувствовать и страданию в других местах, где умирает гораздо большее количество ни в чем не виновных людей. В первую очередь я имею в виду землю Донецкую и Луганскую, где сегодня проливается кровь ни в чем не повинных людей. И потому естественное чувство, которое посещает разумного и нормального человека, – это стремление противостоять тому, что приводит к этим невинным жертвам, чтобы такого не совершалось более.
Но хитросплетения мира сего даже такие очевидные человеческие чувства, как солидарность с невинными жертвами, вплетают в некую страшную и греховную канву. И как можно было соединить в одном протесте, в одном порыве людей, сострадающих жертвам терроризма, с защитой и оправданием страшных кощунств! Думаю, что почти никто из стоящих в этом храме не видел опубликованных в известном издании кощунственных карикатур на Господа Бога и Святую Троицу. Эти карикатуры еще более отвратительны и непристойны, чем те, которые вызвали протесты среди мусульман. И поэтому сегодня, говоря «нет» терроризму, убийствам, насилию, мы говорим также «нет» стремлению определенных групп людей издеваться над религиозными чувствами верующих.
Я благодарю Бога, что народ наш не соблазнился на опасные идеи, связанные будто бы с тем, что во имя свободы человеческого выбора можно совершать любое безобразие. Нет, свобода заканчивается там, где начинается человеческое безобразие, где начинается пошлость, где начинается разврат, где начинается разрушение нравственной природы человека. И когда мы сегодня говорим о героизме, мы говорим в том числе о способности людей жить своим умом, питаться истоками нравственного чувства и быть в состоянии хранить свою веру и нравственное чувство, защищая своих ближних от угроз, в том числе и связанных с терроризмом. Без этого человек никогда не будет способен совершить подвиг и возвыситься до тех высот, на которых со смирением и, конечно, с улыбкой стояла юная Татиана, бросившая вызов пошлости и жестокости того времени.
Из слова
после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
25 января 2015 года, в день памяти мученицы Татианы
и с нею в Риме пострадавших