Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

«Я сказал: вы - боги...»

То, что Пасха в этом году совпала с таким светским праздником, как День космонавтики, - событие не слишком важное, и, может быть, не стоило бы и внимания на него обращать, но ведь у Бога ничего зря не бывает. Возможно и из такого пустякового, случайного совпадения почерпнуть пользу для души - например, увидеть в нём повод для размышления о том, насколько современная картина мироздания, космоса сообразуется с библейским взглядом на Вселенную... Именно об этом и рассуждает сейчас известный санкт-петербургский батюшка протоиерей Кирилл Копейкин.

То, что Библия открывается рассказом о сотворении мира, о строительстве Вселенной, вовсе не случайно. Зачем-то Господь решил открыть нам эту тайну, рассказать о том, что было в мире, когда в нём не было человека. Давайте попробуем разобраться в этом.

Во-первых, скажем, что слово «космос» было впервые употреблено древними греками - Пифагором, если быть точным, - и происходит оно от глагола «косме» - «украшать». То есть древние греки представляли космос как некую гармонию, хаос, приведённый в порядок и украшенный некой высшей силой. Что ж, это интересный взгляд на Вселенную, но подумайте вот о чём: для того чтобы увидеть мир как космос, мы должны посмотреть на него со стороны и оценить соразмерность его частей, красоту и гармонию. Но может ли человек встать вне Вселенной, если он сам является её частью?

Библейский взгляд на космос иной. По Библии, Вселенная - это не «космос», но «олам» - еврейское слово, означающее «мир, вечность». Оно происходит от другого слова, которое можно перевести как «быть сокрытым», «скрываться». Понимаете, в чём тут соль? Мир, по Библии, - это то, что скрыто, скрыто в Боге, объемлется Богом, подобно тому как нерождённый младенец объемлется телом матери. Отсюда понятно, что взглянуть на Бога, рассмотреть и описать его человек в принципе не может, как не может эмбрион увидеть свою мать целиком или просто представить её более или менее достоверно. Бог становится изобразим только тогда, когда он приходит как Человек, что и явил нам Господь Иисус Христос.

Любопытно, что и апостол Павел в книге Деяний апостольских, в своей речи в ареопаге, говорит о Боге: «...ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян.17,28) - то есть в каком-то смысле мы находимся внутри Него, и поэтому мы Его не видим. По-моему, такое переживание мира заставляет нас по-новому осмыслить своё место в мироздании, в отношении с окружающим нас миром. Взгляд, согласно которому мир пребывает в Боге, но не тождественен Богу, называется «панентеизмом» - от греческого «пан ен Тео» - «всё в Боге» (не путать с пантеизмом!). Такие воззрения можно встретить и у Блаженного Августина. Августин, рассуждая в своей «Исповеди», как соотносится Бог и мир, говорит примерно так: представим себе губку, которая находится в океане; губка пронизана этим океаном, сколь бы большой она ни была, - так же мир пронизан Богом. И конечно, мир не тождественен Богу, как губка не тождественна океану. Немало авторов разделяли такие воззрения, а мне кажется, что и современная наука возвращает нас к тому взгляду, который когда-то возник у Блаженного Августина.

И надо сказать, что современный научный взгляд на Вселенную куда ближе к библейскому «оламу», чем к древнегреческому «космосу» - к тому статичному пространству, которое рисовалось людям в античные века и много позже, во времена Исаака Ньютона.

Мы порой говорим о том, что мир существует в сознании Бога, так же как и поэма существует в сознании поэта, но мне кажется, что это не очень хороший образ. Почему? Потому что в этом случае сразу возникает вопрос о зле: существует ли и зло внутри Бога? Надо сказать, что проблема зла - одна из самых сложных в богословской традиции. Но когда мы читаем библейский Шестоднев, становится ясно, что в шесть дней творения Бог создал реальность новую по отношению к Самому Себе. Точнее говоря, наш мир - это что-то внешнее по отношению к Нему, но, с другой стороны, это и некое расширение Его, расширение, в котором возможно свободное существование человека.

...В Евангелии от Иоанна сказано: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин.10,34). И надо сказать, что в определённом смысле мы действительно являемся богами - богами для своего собственного мира, внутреннего мира души, богами своего тела, которым мы управляем. Это происходит именно потому, что мы сотворены по образу и подобию Божию. Потому-то человек и способен к творчеству: ведь Бог является Творцом, а мы - Его образ и подобие. Но пафос библейского откровения заключается в том, что Бог творит мир так, чтобы он мог существовать до определённой степени независимо. И если мы впрямую не видим Бога в окружающей нас действительности, то в этом тоже заключена некая весть Божия: весть о том, что Господь со­здал этот мир так, чтобы мы могли чувствовать себя в нём независимыми от Бога, самостоятельными существами.

Для чего же это нужно? Для того, чтобы Он мог вступать с нами в личное общение. Судите сами: главное отличие человека от всех прочих живых существ (с точки зрения библейского откровения) заключается не в том, что мы умнее тех или иных животных, а в том, что только мы на Земле способны к личной встрече с Богом. Но ведь эта личная встреча возможна лишь тогда, когда человек самостоятелен!.. Я же не могу всерьёз вступать в диалог с куклой, которая надета мне на руку!.. И точно так же Бог творит человека как совершенно независимое, самостоятельное, наделённое свободной волей существо, для того чтобы с ним можно было вступить в личное общение. Конечно, такая свобода чревата для нас серьёзной опасностью - опасностью грехопадения, но, очевидно, Творец идёт даже на такой риск, лишь бы человек мог, своей волей выбрав путь к Нему, встретиться с Ним лицом к лицу.

О Божественном подобии человека говорят и наиболее честные современные учёные. Выдающийся физик ХХ века Э.Шрёдингер в своей книге «Что есть жизнь?» пишет, что современная наука в принципе не способна включить душу в свою картину мира - не потому, что она такая плохая, атеистичная, а потому, что изначально заданные принципы научного подхода к миру не позволяют наблюдателя вывести за его пределы. И поэтому, сколько бы мы ни пытались найти то «место», где душа действует на материю или где мозг порождает сознание, - нам это не удаётся. В последней главе книги - «О детерминизме и свободе воли» - Шрёдингер рассуждает так: «Моё тело подчиняется законам физики?» - «Да!» - «Оно состоит из атомов?» - «Да!» - «Я управляю своим телом?» - «Без сомнения!» - «Тогда возникает вопрос: кто такой «я», который управляет телом, состоящим из атомов, подчиняющимся законам физики? Очевидно, что «я» - это бог». Так говорит Шрёдингер. Но только христианство способно сделать из этой мысли верные выводы. Один из крупнейших богословов ХХ века - митрополит Антоний Сурожский - говорил, что христианство - это единственный подлинный материализм, в том смысле, что у нас материя - это не просто мёртвая субстанция, а то, что призвано к обо΄жению.

Итак, мир устроен как место встречи Бога с человеком. Космос, Вселенная, «олам» созданы так, чтобы человек, осознав себя свободным, разумным существом, пришёл бы к мысли о бытии Божием, захотел увидеть Его лицом к лицу - и смог это сделать.

Рейтинг: 9 Голосов: 48 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Идею, что мир создан Богом 7 тысяч лет назад, ничто не опровергает»: беседа с автором учебника биологии Сергеем Вертьяновым «Идею, что мир создан Богом 7 тысяч лет назад, ничто не опровергает»: беседа с автором учебника биологии Сергеем Вертьяновым
Перечитал гору литературы и убедился, что и идея эволюции как таковая (атеистической или теистической) ничем не подтверждена. Так я пришел к убеждению, что мир сотворен без всякой эволюции. Виды не развивались, а были созданы развитыми.
Библейское учение о мироздании Библейское учение о мироздании
Иван Андреев
Библейское учение о творении составляло краеугольный камень всего ветхозаветного воззрения на Божество и созданный им мир. В основе этого учения лежала идея чистого творения из ничего, идея временности мира и идея сотворения человека непосредственно силою всемогущества Божиего в его первобытном совершенстве.
Происхождение человека: творение или эволюция Происхождение человека: творение или эволюция
Андрей Мельков
«Сколько еще православным оставаться в плену у этой пустой западной философии?»
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Кирилл Копейкин

Новые материалы

Выбор читателей

×