Православный календарьПравославный календарь
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.

Библейское учение о мироздании

Из книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

""Библейское учение о творении составляло краеугольный камень всего ветхозаветного воззрения на Божество и созданный им мир. В основе этого учения лежала идея чистого творения из ничего, идея временности мира и идея сотворения человека непосредственно силою всемогущества Божиего в его первобытном совершенстве.

Идея сотворения мира из ничего творческой и благой силой Божественного всемогущества замечательна тем, что в ней впервые дается в чистом виде истинное понятие о творении, без всякой примеси пантеизма, дуализма, натурализма и материализма. Эта идея в корне исключает и представление о мире, истекающем (эманация) из Божественной сущности, и представление о Творце, Который нуждается в каком-нибудь предварительно существовавшем материале для сотворения мира. Идея эта исключает и предположение о посторонней силе, в которой нуждался Бог для осуществления Своего творческого плана. Иными словами, эта идея, отбрасывая всякое понятие о мирообразовании, ясно и определенно утверждает понятие о чисто творении. Только при условии сотворения мира из ничего уясняется понятие об истинном Существе Божием как Существе безусловном и бесконечном. Только в творении из ничего высказывается отличительное свойство Божественной природы.

Акт творения из ничего свойственен исключительно только одному Богу, как существу абсолютному. Только абсолютная и бесконечная причина может вызвать бытие из небытия. Все учения, не допускающие идеи творения из ничего, не имеют истинного понятия о безусловности и бесконечности Божественного абсолютного Существа. Акт сотворения мира Богом несоизмерим ни с какими иными актами, свойственными ограниченным существам.

Возможность творения из ничего вытекает из всемогущества Божиего, для которого нет ничего невозможного.

Идея о временности мира имеет также огромное значение. Эта идея не отрицает того, что Божественному уму был присущ от вечности идеальный образ мира, но отрицает только то, что реальный мир существует вечно; точно так же, как и учением о творении из ничего не отрицается, что Бог сотворил мир при помощи Своей всемогущей силы, а отрицается лишь то, что мир сотворен Богом из какой-нибудь материи, отдельной от Него.

О творении мира как предметной реализации во времени вечной Божественной идеи, созерцаемой от вечности, говорили и святые отцы Церкви. Так, например, святитель Григорий Богослов говорил: «Мысль Божия от века созерцала вожделенную светлость своей доброты… и рассматривала также в своих умопредставлениях Им же составленный образ мира. Для Бога мир был всегда настоящим».

Вопрос о том, как совершился переход идеального образа мира, от вечности присущего Божественному уму, в реальную форму бытия, разрешается, по мнению святых отцов Церкви, верою во всемогущество Божие.

Против учения о временности мира восстают пантеисты и материалисты, ибо тогда рушится основа всех их построений, однако современная наука приходит к несомненному убеждению о начале мироздания, требующем акта творения мира Богом (Джинс, Планк).

Порядок мироздания, о котором повествует первая глава Книги Бытия, представляет собой полное соответствие с достоверными выводами естественных наук по вопросу о мирообразовании.

Библейское повествование о творении мира очень кратко, принципиально не упоминает о деталях, совершенно не имеет в виду быть учебником астрономии и геологии. Но самое существенное, относящееся к порядку миротворения вообще, особенно к порядку сотворения нашей планеты, на которой по преимуществу сосредоточено внимание повествователя о творении, изображено в Библии с точностью, неопровержимой с точки зрения честных и серьезных естествоиспытателей.

По библейскому рассказу, сотворению органического мира на нашей планете предшествовало сотворение и образование неорганической природы. Органический же мир развился постепенно: появлению животного царства предшествовало царство растительное. В животном царстве сначала появились низшие и более простые организмы (водяные животные и пресмыкающиеся), а затем уже более развитые и сложные (птицы и четвероногие), и наконец создается человек как венец творения.

Телесный человеческий организм образовал Бог из ранее созданного элемента природы – земного праха. Но одушевление человека (создание духовности и разумности) было особым Божественным творческим актом. Наличие глубоко верующих людей, преклоняющихся пред Библией, среди гениальных мировых ученых-естествоиспытателей свидетельствует о том, что библейское учение о творении, появившееся еще до рождения науки, выдержало проверку временем.

Академик, профессор Р.Э.Бэр (русский ученый зоолог и антрополог), известный всему миру, говорит: «Нам ничего не завещано от древних времен более возвышенного, чем библейское учение о творении». Аналогичную оценку этого учения дал и известный американский естествоиспытатель Даусон. Оценки Ньютона, Ломоносова, Пастера, Рентгена, Менделеева, Павлова, Планка, Джинса и других величайших гениев мира известны всем.

«Дни» творения следует понимать не буквально (ибо «пред очами (Бога) тысяча лет, как день вчерашний» – Пс. 89, 5), а как периоды.

Проблема «наука и Библия», остро стоявшая в XVIII и XIX веках, в XX веке отошла на задний план вследствие глубокого кризиса науки. В настоящее время среди крупнейших мировых ученых большинство склонно защищать Библию от нападок недостаточно вдумчивых ученых-материалистов (см. прекрасную книгу инженера Б.Глаголева «Материализм в свете современной науки», издательство «Посев», 1946).

Купить эту книгу можно
 

Иван Андреев

9 августа 2006 г.

Рейтинг: 5 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×