Шествие на осляти Алексея Михайловича. В. Г. Шварц. 1865 г.
В XVI веке в России появилась оригинальная традиция шествия на осляти, которая являлась подражанием и воспоминанием о входе Господа в Иерусалим. В Москве шествие изначально совершалось только в Кремле (как правило, около соборов), а с XVII века оно уже выходило за Спасские ворота по направлению к храму Василия Блаженного. До нас дошло описание шествия на осляти второй половины XVII столетия.
По традиции, накануне праздника к государю приходил патриарх и звал его принять участие в обряде: «А великий государь царь и великий князь (имярек) всеа Русии Самодержец! Чтобы еси, государь, пожаловал в сию приидущую неделю (воскресенье) под святым Евангелием и под Животворящим Крестом осля вел». На это царь отвечал: «Аще Бог изволит».
В сам праздничный день, после ранней Литургии государь выходил в Успенский собор Кремля в праздничном одеянии, в сопровождении сонма бояр, окольничих и другой свиты. Из собора вся процессия со множеством святынь (икон, крестов и прочего) совершала крестный ход. В этом шествии принимало участие духовенство всей Москвы, а также священнослужители из иных городов, которые в день праздника находились в столице.
Шествие на осляти. Голландская гравюра XVII в.
Так, например, в 1675 году, кроме государя и патриарха, в крестном ходу приняли участие 3 митрополита, 2 архиепископа, 1 епископ, более 10 архимандритов, 10 игуменов, 15 протопопов, 300 священников и 200 диаконов. Помимо этого в крестном ходе принимало участие большое число светских чинов. По всему пути шествия на улицах были расставлены кадушки с веточками верб для простого народа.
Крестный ход останавливался у Покровского собора, лицом к востоку. Затем государь с патриархом шли в соборный придел Входа в Иерусалим. В этот момент правителя сопровождали только самые высшие чины, все остальные останавливались по обеим сторонам Лобного места на Красной площади. В храме патриарх совершал молебен и облачался в праздничные одежды. Государь, в свою очередь, находясь в приделе храма, надевал царские одежды: крест, диадему, царскую шапку (Мономахову), платье и прочее.
Лобное место также приводили в порядок: убирали все бархатом и сукнами, ставили аналой, покрытый зеленым бархатом. На аналой клали Евангелие и иконы святых Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, иногда – Казанской иконы Божией Матери. Путь от Лобного места к Спасским воротам ограждался и обивался красным сукном. Стрельцы и солдаты отделяли простой народ от праздничного места, а капитан солдатского строя со специальным знаменем забирался на крышу одной из лавок для того, чтобы подавать сигналы во время церемонии. Недалеко от Лобного места стояла накрытая попоной лошадь.
Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Васнецов А. М.
После выхода из собора патриарх поднимался на Лобное место, где вручал государю пальмовую ветвь и ветки вербы, частично завернутые в бархат. Также веточки верб раздавались всем, окружавшим царя. Протопоп и ключарь отправлялись к осляти, накрывали его ковром и зеленым сукном и подводили его к патриарху. Первосвятитель, с Евангелием в одной руке и крестом в другой, садился на осля. Далее начиналось шествие, которое возглавляли самые младшие чины, а в конце шел государь, который вел осля с патриархом.
Когда вся процессия вступала в Спасские ворота Кремля, во всех его храмах начинался колокольный звон. Этот праздничный благовест продолжался до тех пор, пока шествие не входило в Успенский собор. В соборе дочитывалось Евангелие, а затем государь и патриарх целовались. После этого царь уходил в одну из своих домашних церквей, а патриарх завершал Божественную литургию в Успенском соборе. Завершением праздника являлось благословение патриархом вербы. Ключари отрезали части освященной вербы для алтаря, членов государевой семьи и ближних бояр, а остальное раздавали стрельцам и простому народу.
В настоящее время в некоторых епархиях Русской Православной Церкви возрождается традиция шествия.

Православный календарь
Иконописец Андрей Патраков
Невидимые пустынники Буковинских гор
Невидимые пустынники Буковинских гор
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Духовный закон
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Дети! Последнее время
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»




Примиритесь с Богом!Архимандрит Антонин (Капустин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Ирина Судакова
Архимандрит Алипий (Воронов)Ирина Судакова
Преподобный Паисий Святогорец. Научись у святогоСерия детских книг: Жизнь как пример
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма разных летИздание исправленное и дополненное
Пока есть времяЕлена Кучеренко
Первые навыки. Райский сад. ВырезаемХудожник: Любовь Макарова
Первые навыки. Устройство храма. НаклейкиХудожник: Татьяна Бердюгина
Первые навыки. Сотворение мира. РисуемХудожник: Анна Гузь
Первые навыки. Священная история. ЛабиринтыЕкатерина Баканова
Блудные дети или Пропадал и нашелся. РоманСветлана Замлелова
«Архимандрит Алипий. Великий наместник»Анастасия Горюнова
Святитель Лука Крымский. Научись у святогоИрина Судакова
Радость покаянияМитр. Тихон (Шевкунов)
Твое ВоскресениеМитрополит Тихон (Шевкунов)
Цесаревич Алексий. Научись у святогоРоман Котов
Подорожник для разбитого сердцаСветлана Зайцева


















