О пасхальной радости апостолов и образах ветхозаветной и новозаветной Пасхи в Апокалипсисе, о том, что есть вера христианская и как нам подражать Христу, мы беседуем с преподавателем богословского факультета ПСТГУ, автором спецкурса по Апокалипсису Иоанна Богослова Антоном Небольсиным.
– Как в Евангелии описывается воскресение Христово?
– Ближе всего к моменту воскресения, вероятно, относятся слова евангелиста Матфея, когда он говорит о землетрясении, о страхе воинов, стерегущих гробницу, о том, что Ангел отвалил камень. Но везде говорится уже о последующих событиях, а сам момент восстания Христа не описан нигде.
Апостолы сначала услышали весть о том, что Христос воскрес, а уже потом увидели Христа и обрадовались. Конечно, они испытывают такие человеческие качества, как радость. Смерть – это всегда горе, утрата, а преодоление смерти, возвращение к жизни – это радость. Особенно если к жизни возвращается Тот, которого они считали, как минимум, наставником и учителем. Но ведь они устами Петра признали Его Мессией – Христом. Воскрес Спаситель мира Христос и любимый учитель, они Его больше никогда не потеряют, и даже смерть не может разлучить их, так они думали.
Во всех Евангелиях воскресение Христа – кульминационный момент повествований, здесь они достигают своей высшей драматургической точки
– Как евангелисты передают свое переживание воскресения Христа?
– Во всех Евангелиях мы видим, что воскресение Иисуса Христа – это кульминационный момент повествований, здесь они достигают своей высшей драматургической точки. Для апостола Павла вообще все Евангелие сводится ко Кресту и Воскресению Христову. У него нет рассказов о жизни Христа, о Его поучениях, чудесах, о том, как Господь ходил по Галилее или как посещал Иерусалим в праздники. Он говорит о Христе распятом и воскресшем, о Его смерти и воскресении.
Отчасти это происходит потому, что он не был свидетелем земной жизни Христа. Но в любом случае Крест и Воскресение для него – это центральные события человеческой истории. Апостол Павел был человеком, чутким к глубочайшим вероучительным проблемам. Разрешение этих проблем он видел в Кресте и Воскресении. Исторического, в узком смысле слова, интереса ко Христу, насколько мы можем судить, у него не было. Он пишет: «Если же и знали Иисуса Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16). Те или иные события Его жизни сами по себе, повседневное общение с Ним, с точки зрения апостола Павла, не имеют значения для людей, которые общаются со Христом в Теле Христовом – в Церкви. Главное – понять смысл общения со Христом, а из какого пункта в какой Он перемещался, это не так важно.
Следует также отметить, что у Павла есть места, где он проводит различие между своими собственными указаниями и повелением Господа (1 Кор. 7:10–12, 25), где утверждает, что говорит нечто «словом Господним» (1Фес. 4:15) или что дает «заповеди от Господа Иисуса» (1 Фес. 4:2). В ряде мест можно обнаружить и явные переклички между наставлениями апостола Павла и поучениями Спасителя (напр. Рим. 12). То есть слова Христа все же играли определенную роль в благовестии апостола.
Но, так или иначе, полновесные богословские суждения мы можем произносить, принимая во внимание свидетельство всех пластов Святого Писания, а послания апостола Павла являются только одним из них, пусть и исключительно важным. Церковь засвидетельствовала важность и значимость исторических деталей земного служения Христа, включив в свой канон евангельские повествования.
Пасха в Апокалипсисе
Апокалипсис наполнен пасхальным чувством, чтение Апокалипсиса дает ощущение Пасхи
– Как Апокалипсис говорит о Пасхе?
– Апокалипсис наполнен пасхальным чувством, если можно так сказать. Во-первых, в начале Апокалипсиса говорится о явлении Христа на острове Патмос в день воскресный, или, как там буквально сказано, Господский. Греческое словосочетание κυριακη ημερα можно понимать не только в смысле обычного дня недели – воскресенья, но и в смысле дня Пасхи. Большинство ученых все же рассматривают его как указание на воскресный день вообще. Но даже если мы понимаем этот день, как еженедельное воскресенье, все равно чтение Апокалипсиса дает ощущение Пасхи.
В описании «подобного Сыну Человеческому» в первой главе Апокалипсиса совмещаются черты описания Сына Человеческого и Ветхого Деньми из 7-й главы книги пророка Даниила. В 1-й главе Откровения Иоанна Богослова представлен воскресший и прославленный Христос, Христос в полноте Своего божественного величия, и это яркое место задает перспективу всей книге. Если говорить о последующих образах, чаще всего Христос представлен в свете ветхозаветной Пасхи как Агнец, проливший Свою кровь. В 19-й главе есть образ Христа как Всадника на белом коне, это описание Его Второго пришествия.
В Откровении есть упоминание о «первом воскресении» верующих во Христа (Откр. 20:5–6). По наиболее распространенному толкованию, здесь имеется в виду обновление человека в приобщении ко Христу. Апостол Павел в 6-й главе послания к Римлянам пишет, что в крещении мы совоскресаем со Христом. В этом же смысле говорится о нашем воскресении в Апокалипсисе.
– Что такое вера в Бога в понимании Библии?
– В послании апостола Павла к Евреям есть определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Здесь вера – это осуществление или реализация того, что по чисто человеческому рассуждению фактически не существует. Мы только ожидаем невидимой реальности полноты богообщения, но своей верой в то, что мы не видим, делаем это фактом нашей настоящей жизни.
В послании к Евреям, вообще говоря, делается очень сильный акцент на вере, как на практическом подвиге человека. Вера – это, прежде всего, верность Богу, стойкость в этой вере, вопреки любым обстоятельствам.
Вера – это верность Богу, стойкость в вере, вопреки любым обстоятельствам, вплоть до мученичества
В послании к Евреям вера сопрягается с терпением. Да, нынешние условия могут быть очень скорбными, ты можешь терпеть гонения и лишения, но вера должна давать тебе силы претерпевать всё, вплоть до мученичества. В 11-й главе этого послания в качестве образцов веры приводятся ветхозаветные святые. О них говорится, что все они ожидали грядущего спасения, спасения во Христе, до которого хронологически им было очень далеко. Обстоятельства их были весьма скорбными. Бог проводил их через многие искушения, но они явили свою веру тем, что, несмотря на все эти испытания, сохранили доверие к Богу.
Если мы возьмем послания апостола Павла к Римлянам и к Галатам, то увидим там использование понятия веры в несколько ином смысле. Там говорится о вере, которая противопоставляется человеческим делам, прежде всего, делам закона. То есть вера – это соединение со Христом, приобщение к тому спасению, которое принес Христос, к Его святости, которая резко противопоставляется человеческим делам.
Человеческая жизнь должна быть ориентирована на Христа – распятого и воскресшего. Вне этой отнесенности ко Христу человеческий подвиг не имеет спасительной ценности
Апостол Павел подчеркивает, что своими делами мы не можем заслужить спасение. Человеческими делами мы можем только засвидетельствовать свое несовершенство. Совершенство же – во Христе. Ко Христу мы приобщаемся, веруя в Него. Вся совокупность человеческого подвига должна быть ориентирована на Христа – распятого и воскресшего. Вне этой отнесенности ко Христу человеческий подвиг не имеет спасительной ценности.
– Как такое понимание веры можно применить к современной жизни? Как такая вера может повлиять на повседневную жизнь нашего современника?
– Апостол Павел пишет, что Христос – образец самоотдачи. Он не для Себя пришел в этот мир, вочеловечился, принял образ раба, дошел до смерти крестной – Он сделал это для людей, ради их спасения от смерти. Взирая на путь Христа, человек должен ориентировать свою жизнь на Христа, то есть воспринимать жизнь как служение, жизнь как жертву.
В послании к Филиппийцам Апостол Павел говорит о нравственности людей и о том, что Христос был образцом нравственности: «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других, ибо в вас должны быть те же чувства, как во Христе Иисусе» (Флп. 2:3). Затем приводятся очень важные догматические рассуждения о том, что Христос, будучи Богом, принял образ раба, и дошел в Своем унижении и послушании до смерти. За это Он был превознесен: «Ибо Он, будучи образом Божиим, не посчитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку, по виду став как человек» (Флп. 2:4–7).
Вера не должна быть абстрактным понятием: «Кто-то там воскрес, я это признаю, и буду жить по каким-то принципам». В послании сказано, что Христос должен быть не просто примером веры, а живым идеалом. Как Христос полностью отдал Себя за людей и для людей, так и человек должен реализовать себя в служении людям.