Грядет Праздник Светлого Христова Воскресения, вокруг которого в среде малоцерковных людей складываются свои мифы и суеверия. Есть ли у церковного человека противоядие от этих суеверий и как за предпраздничными хлопотами не упустить главного, рассказал порталу Православие.Ru митрополит Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви:
Что стало правилом веры, то становится и правилом молитвы
— Православная Церковь на протяжении всей истории учила своих верных различать, где пшеницы, а где плевелы. Церковным сознанием был сформулирован такой принцип: что стало правилом веры, то становится и правилом молитвы. То есть все, что является важным с точки зрения нашего вероучения, обязательно находит отображение в богослужебных текстах. Поэтому я уверен, что человек церковный, молясь в храме и дома, зачастую даже не придавая этому особого значения, врастает в богословское наследие Церкви. А потому, когда услышит какое-то утверждение, идущее вразрез с его правилом веры и молитвы, сразу поймет, что утверждение это — не церковного происхождения. Вообще полагаю, что церковность – лучшее средство для борьбы с суевериями.
Беда в том, что при всех этих хлопотах люди не посещают богослужения Страстной седмицы
Среди людей малоцерковных и вовсе нецерковных часто предпасхальные и пасхальные дни связаны с бытовыми приготовлениями: уборкой, готовкой пищи и т.п. Конечно, все это должно быть, так как подготовка к любому празднику включает в себя это. Беда в том, что при всех этих хлопотах люди совсем не посещают богослужения Страстной седмицы, а в самый день Пасхи приходят только для освящения продуктов. Вот в таком разрыве между тем, что делают, и тем, что должны были бы делать верующие, и вырастает суеверие. Если человек не укоренен в богослужебном наследии Церкви, то, вместо того, чтобы приобщиться реальному Священному Преданию, выдумывает некое «альтернативное предание», сотканное из недалёких и безграмотных мнений, страхов, ощущений. Можно сказать, что если православная вера имеет своим источником Божественное Откровение, то суеверие берет основание в человеческих измышлениях.
То, на что у Святых отцов уходили годы поисков, подвигов, творчества, — мы получаем уже в готовом виде
Самое важное в эти дни — сосредоточится на молитве, на понимании богослужения. Святые отцы в посте и молитве размышляли о тайнах нашего спасения и выразили свое созерцание в богослужебных текстах. То, на что у них уходили годы поисков, подвигов, творчества, — мы получаем уже в готовом виде.
При этом мы не просто слушатели, но «сопереживатели», а значит — и соучастники Евангельской истории. Вообще евангельские тексты, богослужебные тексты, читаемые на Страстной седмице, удивительным образом показывают нам весь спектр человеческих отношений: любовь и ненависть, преданность и предательство, трусость и мужество, искренность, зависть, жадность, жесткость, милосердие. Вслушиваясь в эти тексты, мы как бы соотносим себя и свое внутренние состояние с состоянием учеников Христовых, бывших с Ним в те дни.
А ведь среди учеников были и такие, которые разбежались, был тот, кто отрекся, были те, кто остался до конца, был и Иуда предатель. После пути Великого поста, после покаяния и молитв, после постоянной просьбы к Богу: «Даруй ми зрети моя прегрешения!» нам нужно честно ответить на вопрос, верные ли мы ученики Христовы.
Богослужения Страстной седмицы позволяют нам пережить своего рода катарсис. И это самое главное, что мы можем достичь, поэтому в эти дни ничему другому не следует отдавать предпочтения.
И радость Пасхи может по-настоящему заполнить нас только после очищения, обновления наших чувств и ума.
В противном же случае Пасха в конечном итоге будет сведена к банальному застолью, а ум займут не Евангельские слова и церковная вера, но слова и чувства внешние, неглубокие, пустые, то есть, собственно, суеверие.
Много мы набедакурили, долго терзали свою общую Родину и Церковь, но прости нас грешников, услыши молитвы наши, объедини нас в вере и в Церкви, и не дай разбежаться по углам Малой, Белой и Великой Россиям!