Москва, 2 мая 2015 г.
«Краткое повествование, чем разнствует Святая Гора Афон от нашего Соловецкого монастыря, и чем разнствуют монастыри Святой Горы от обители Соловецкой» - под таким названием издан забытый труд русского паломника второй половины XVII в., иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина, описывающего святые места Руси и Святой Горы, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Вышедшая в свет книга является редким памятником отечественной рукописной книжности XVII в. Издание посвящено 1000-летию древнерусского монашества на Афоне.
Иллюстративный ряд воспроизводит «афонские» статьи иеродиакона Дамаскина в составе сборника Ярославского Архиерейского Дома, его автографы в сохранившихся рукописях.
«Дамаскин жил в конце XVII века и... был иеродиаконом Чудова монастыря в Москве...», – замечает по поводу сочинителя протоиерей Иоанн Яхонтов. «Личность Дамаскина... чрезвычайно замечательна как тип истинно русского человека, не испорченного схоластическою наукою, хотя, для своего времени и звания, очень образованного, честного, неподкупного, с прямым здравым смыслом, непритворно смиренного и благочестивого, не неустрашимого борца за свою веру и народность».
Беря в руки это «краткое повествование» мы получаем развернутую картину русских хождений, возникшую в рамках того мироощущения, которое было характерно для Руси. Паломничество русского книжника XVII в. на Святой Афон, посещение им географически удаленных островов Соловецкого архипелага привело к появлению сказания, родственного греческому проскинитарию, но и отличного от него.
Говоря о том, «чем разнствует Святая Гора от нашего Соловецкаго острова, и чем разнствуют монастыри Святогорстии от обители Соловецкия, и скиты Святогорстии от скитов Соловецких, и пустынники Святогорстии – от пустынников Соловецких», приводя все различия («разнства»), касающиеся различных сторон жизни монашества, церковных книг, растительного и животного мира, Дамаскин совершенно убежден, что «невозможно есть уподобити Соловецкаго острова Афонской Горе». Осуществляя свое сравнение, автор отдаёт предпочтение Афону, выделяя его особые черты как столицы монашества.
В описании Дамаскина присутствует много практических наблюдений: как из виноградной лозы делают невод и веревки для сушки белья («при келиях от стены до стены простирают, и воскидают на них, аки на веревки мокрое платье и сушат»). Описывается, чем освещают помещения, чем мостят мосты, как выпекают хлеб и варят варенье, чем потчуют гостей. Живой интерес паломника вызывают отработанная на Афоне технология выращивания винограда, вырабатка шелковой ткани, производство оливкового масла и церковного вина.