Вначале потрудись и обрети венец подвига
Вспоминаются замечательные слова святого преподобного Ефрема Сирина: «Вначале нужно потрудиться и получить венец подвига, чтобы вкусить Божественной благодати». Преподобный Ефрем очень точно описывает последовательность действий. Если ты хочешь встретиться с Богом, если хочешь в сердце своем почувствовать Его силу, если хочешь убедиться в том, что Он слышит твои молитвы и отвечает на них, – вначале потрудись. Вот люди и приходят в монастырь, следуя этой заповеди, чтобы просто потрудиться, а потом по милости Божией, прикоснувшись к Божественной благодати, уже не могут уйти в мир и становятся монахами. И мы рады тому, как сегодня укрепляется русское монашество на просторах всей нашей Церкви.
Но иногда и у монахов возникают борения, сомнения, несогласие с несением того или иного послушания. Не всегда это высказывается вслух, но в душе возникают мысли: ну почему я? Почему другого нельзя было найти? Почему именно мне нужно нести самое трудное послушание? Всё это – от лукавого. Когда послушание кажется слишком трудным, когда кажется несправедливым то, что оно возложено именно на тебя, нужно вспомнить исполненные огненной силы слова преподобного Ефрема: «Вначале надлежит потрудиться и обрести венец подвига, а без подвига и труда не прикоснется к тебе Божия благодать». Труд есть непременное условие спасения, если жить в соответствии с монастырским уставом.
А разве на других людей, немонашествующих, это не распространяется? Разве им автоматически или за деньги дается Божия благодать? Не бывает такого! Вначале потрудись и обрети венец подвига.
А что такое венец? Венец возлагали на главу царя или полководца, чаще всего после одержанной победы. Так и венец подвига есть корона, которой увенчивается человек, победивший в духовной борьбе. И для того чтобы обрести благодать Божию, необходимы труды.
Не следует называть трудом греховные дела
Мы знаем, что в миру приходится много трудиться. Возникает вопрос: а разве мирские труды – это движение по неким параллельным рельсам? Разве в конце этих трудов нет Божией благодати, а только деньги, зарплата? Есть ли в том, что я делаю, трудясь в миру, какой-то смысл для моего спасения? И ответ такой: конечно, есть! Только не следует называть трудом греховные дела. Труд не должен быть направлен на совершение греха или на потворство греху. Иногда те, кто причастен к греховным действиям, совращающим людей, будь то через кинематограф, телевидение, интернет, говорят: «Ну, а что я могу поделать? Это моя работа». Но у человека всегда есть выбор – трудиться, чтобы обрести дар благодати, или поступать так, чтобы навсегда закрыть всякую возможность общения с Богом, оставшись в лучшем случае формально верующим, а в худшем – утратив всякую веру.
Но труд, который мы совершаем ради наших ближних, ради детей, ради мужа или жены, ради наших внуков; труд, который мы совершаем ради Родины, то есть нашей большой семьи, нашего народа, – это тот самый труд, за который мы можем быть удостоены венцов подвига. Только важно, чтобы мы сохраняли веру в сердце и понимали, что работаем ради Господа. А если есть сознание того, что, трудясь честно, помогая другим, ты приближаешь к себе Божественную благодать, то и сам труд становится радостным и светлым.
Из проповеди
после Литургии в Спасо-Преображенском соборе
Валаамского ставропигиального монастыря
11 июля 2015 года,
в день памяти преподобных Сергия и Германа,
Валаамских чудотворцев
На апостольских словах возникла самая мощная за всю человеческую историю культура
Мы знаем, что именно апостолы, посланники, несли людям слово Самого Христа Спасителя. Это было не человеческое слово. Если бы они просто возвещали очередную человеческую мудрость, некий философский взгляд на жизнь, то их имена остались бы там, глубоко в истории, в лучшем случае – наравне с великими философами древности. А, может быть, эти имена уже давно забылись бы. Но их имена мы не только помним сегодня – мы их прославляем. И не только здесь, в этом месте – по всему лицу земли.
Почему так? А потому что Своим ближайшим ученикам, апостолам, Господь сообщил знания, в которых содержится вся полнота, необходимая для человеческого спасения, то есть для такого устройства человеческой жизни, которое здесь, на земле, способно приблизить людей к самому высокому идеалу и одарить их самыми высокими и светлыми чувствами. Но этого мало. Эти Божественные слова, переданные апостолами всему миру, способны открыть перед нами врата блаженной вечности. А что значит «блаженной»? Это значит счастливой вечности. Они способны таким образом сформировать наш ум, наши души и чувства, что и после смерти мы будем иметь возможность обладать полнотой жизни, радостью, любовью и миром.
Апостолы шли до самых пределов земли, насколько хватало их физических и духовных сил, сталкивались с трудностями, гонениями, проповедовали Слово Божие, но, конечно, за свою короткую человеческую жизнь они не могли обратить ко Христу множество народов. И это сделали их преемники – епископы, вместе со всей Церковью, с общиной верующих, которая была собрана в лице апостолов вокруг Христа Спасителя, но которая после Его Вознесения на Небо осталась в этом физическом мире и умножалась, действительно, до края земли.
Удивительным образом именно на апостольских словах, на вере христианской возникла самая мощная за всю человеческую историю культура и цивилизация. Мы ее называем христианской культурой и цивилизацией. Она легла в основу развития науки, искусства, просвещения. Она помогла людям настолько усовершенствовать свои знания, что мир оказался до неузнаваемости изменен.
И насколько же печально, что сегодня в тех странах, на историю которых более всего повлияла апостольская проповедь, которые более других стяжали блага христианской культуры, сегодня христианство перестает восприниматься как основополагающая духовная и культурная сила, и ее перечисляют сегодня наравне с другими, но не для того, чтобы подчеркнуть значимость других, а чтобы умалить значение христианства. Мы являемся свидетелями таких действий, такого мышления, которые свидетельствуют о полном разрыве с христианскими истоками европейской жизни. И возникает вопрос: а сможет ли эта европейская дехристианизированная цивилизация продолжить свое историческое развитие? И у многих возникают большие сомнения по этому поводу.
Мы – жители города святого Петра
Само название нашего города Санкт-Петербург указывает на эти христианские корни. Столица названа в честь святого Петра. Это свидетельствует о том, что наша культура, наша жизнь была основана и развивалась на этом краеугольном камне христианства. И мы должны помнить, в том числе и здесь, в северной столице, что в основе нашей национальной жизни не что иное, а именно христианство, вера православная. Мы – жители города святого Петра. И хотя Петербург по многим причинам был всегда подвержен разным влияниям извне – это город трех революций, город трагического перелома нашей национальной жизни, – но, может быть, нынешнее поколение, осознав, что истоком нашего национального бытия является вера христианская, будет крепко держаться этой веры и именно на вере строить свое понимание мира, человека, окружающей нас среды, строить человеческие межличностные отношения. И дай Бог, чтобы град святого Петра никогда, ни под какими влияниями и обстоятельствами не потерял своего духовного потенциала, укорененного в апостольской традиции.
Из слова
после Литургии
в соборе во имя первоверховных апостолов
в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга
12 июля 2015 года, в праздник святых славных и
всехвальных
первоверховных апостолов Петра и Павла