«Всё делается с молитвой»

Святогорская Лавра глазами журналистов киевской газеты «Сегодня»

В начале июля Свято-Успенскую Святогорскую Лавру посетили журналисты киевской газеты «Сегодня». Целью визита представителей столичной прессы была подготовка серии детальных репортажей о жизни Святогорской обители и её насельников, об истории и святынях, о меловых пещерах, и прежде всего, о том, чем живёт Святогорский монастырь сегодня. По собственным словам журналистов, они давно и с нетерпением ожидали этой поездки, и с радостью на несколько дней стали в обители желанными гостями. За время своего пребывания в Святогорской Лавре они успели посетить все объекты на территории обители, включая храмы и меловые пещеры, лаврский музей, монастырские мастерские, трапезные и пекарню, а также побывать в пяти лаврских скитах.

Продолжая публикацию материалов киевских корреспондентов, приводим их впечатления от посещения лаврских мастерских, пяти скитов Святогорской Лавры и возрождённых обителью сельских школ.

    

ЛАВРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ. Заслужить монашеские одежды нужно не только знанием молитв. А еще ежедневным трудом, желанием выполнить то, что скажут старшие. Благо, лаврское хозяйство очень большое: помимо 200 га полей, коровника и огромной пасеки, есть множество мастерских — столярная, слесарная, прачечная, пошивочная, кузнечная, трапезная, пекарня, просфорня, теплицы, сад, виноградники, коровник, птицеферма. Отличие от обычных мастерских в том, что все делается с молитвой. Помимо правил (молитв), положенных по уставу, монахи каждый час читают акафисты Божией Матери о мире. Для монахов важны удивительные детали. Например, у них настолько трепетное отношение к своим облачениям, что даже воду, в которой их стирают, выливаются не в канализацию, а по отдельному водоотводу в «непопираемое» место. А монахи, работающие в теплицах, перед посадкой растений исповедуются и причащаются. Неудивительно, что у них даже лайм растет после этого! «Мы даже эксперимент проводили на «легкую» руку, — говорит старший на теплицах отец Конон. — Сажали несколько человек, а потом смотрели — у кого почти все взошло, а у кого и ничего не появилось. Так отбор некий проводили».

    

Чтение молитв во время приготовления еды — старая монастырская традиция: работают с благословением, с крестным знамением и с молитвой. «Недаром все говорят — в монастыре пища простая, но вкусная, как не могут приготовить даже на фирменных кухнях, — говорит владыка Арсений. — Вода и пища, которую готовят, впитывают в себя все, что произносишь. Если с молитвой и крестным знамением, то и вода полезна будет. Почему прежде с крестными ходами на реки ходили пять раз в году по уставу? Освящалась вода во всей реке ведь и прежде. Зачем всегда «Отче наш» читают перед едой? Чтобы призвать благодать Божию. Так что в монастыре все по отдельности продукты крестят, а потом по завершению приготовления окропляют святой водой. Был у нас такой Ваня, послушник, служил в трапезной. Вот однажды старший трапезник заболел, и Ване надо для братии борщ варить. Тот в панике побежал в Успенский собор, три поклона у чудотворной иконы положил, прижался к ней и просит: «Матерь Божия, помоги! Я сроду борща не варил! Не знаю, что мне делать!». И пошел варить, никуда ж не денешься. Так он такой борщ сварил — братия добавки просила. И с тех пор варил борщ, как никто».

    

На кузне нам показали уникальный механический молот, который настолько точно и аккуратно бьет, что может закрыть спичечную коробку, не повредив ее. «Если долбить обычным молотом, своды монастырские дают трещины, а этот — и тихий, и ювелирную работу делает», — говорит инок-кузнец.

    

СКИТ ВСЕХСВЯТСКИЙ. В Святогорской лавре — пять скитов по Донецкой и Луганской областям. Всехсвятский скит еще называют «деревянным» — из-за того, что архитектура выполнена в стиле русского деревянного зодчества. До революции здесь было монастырское кладбище и каменная церковь Всех святых, уничтоженные в советское время. В 2002 году монахи решили восстановить утраченное. «Представьте, когда под новый храм копали фундамент, нашли даже неразорвавшиеся во время ВОВ снаряды — ручные гранаты и мины, связанные за запалы ржавой проволокой! Как они не разорвались — одному Богу известно! — говорит наш гид отец Лазарь. — Что делать? Надо ж разминировать? Дали запрос в Славянский военкомат. Те, когда узнали, что мы выкопали, сказали, что ничем помочь не могут. Зато согласился помочь местный мужчина, бывший афганец, а завершали разминирование уже саперы из Днепропетровска. Когда уничтожали боеприпасы в соседнем карьере — грохот такой стоял, что стекла в Успенском соборе дрожали!» «Наш владыка обладает архитекторскими способностями и сам делает проекты строящихся храмов, — говорит отец Лазарь. — Иконы писали московские иконописцы, резьбу по дереву делали в лаврских мастерских по эскизам братии. Восстанавливать храм помогал один благотворитель — негр из Нигерии. Он учился в Донецком университете, здесь женился, принял православие. Крестили Эзума с именем Иннокентий. Он и пожертвовал два вагона бревен для строительства церкви в скиту».

    

    

С восстановлением кладбища, снесенного в 1953 году, тоже было непросто. А ведь на нем были погребены преподобные, которые ныне прославлены в лике святых. При реконструкции кладбищенской территории владыка сказал братии: «Вы копайте небольшие поперечные траншеи, если находите могильные пятна — ставьте крест. В один прекрасный день братия звонит владыке: «Мы нашли ящичек». Думали, что это детское погребение. Во время войны здесь жители с. Татьяновка даже хоронили деток в ящиках из-под снарядов или патронов. Но когда открыли, а там — монашеские одежды, мантия, кости светлые такие, а под всем этим бутылка с запиской внутри. Разбили бутылку, а там записка: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молитв за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так мы нашли одновременно и мощи отца Арсения, и отца Исаакия. Когда же поднимали мощи — появилось такое благоухание, что братия не расходились до 2-х часов ночи! Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, все это время там было это благоухание. Сейчас записка хранится в музее.

    

    

Этот скит предназначен для молитв и сельскохозяйственного послушания братии, и без благословения владыки посторонним, особенно женщинам, там быть не разрешается. Можно попасть в скит с монастырским экскурсоводом, а для праздного любопытства сюда никто не заходит. На богослужения паломников сюда пускают дважды в год — на храмовые праздники «Всех святых» и «Всех святых, в земле Русской просиявших». Вот уж когда здесь яблоку негде упасть! Вместиться в храм все не в состоянии, поэтому те, кто не вместились, ждут на улице долгую 5-часовую службу с проповедью и крестным ходом. Батюшки исповедуют прямо на улице. «Летом сюда приезжает детвора на послушание, — говорит отец Лазарь. — С 5 утра подъем, дойка коров, полуночница. Скитоначальник отец Амвросий шутит: «Детки у меня все лето — послушники, а я у них — мученик».

ЖЕНСКИЙ СКИТ. В 1991 году госчиновник Сергей Лунев в с. Богородичном в 5 км от г. Святогорска купил земельный участок с прекрасным видом на излучину реки и Святые Горы. «Хотел дом строить, а тут местные жители приходят к нему знакомиться и говорят: « Нельзя, Сергей Георгиевич, дом здесь строить. На этом месте прежде древняя церковь стояла». Тот испугался, приехал в Святогорскую лавру к владыке Арсению и спрашивает: «Что мне делать? Землю купил, а строить не могу». Владыка и предложил: «Вы на том месте, где был храм, поставьте крест и сделайте клумбу, а дом в сторонке стройте. Бог все управит». Так и сделали. А семья Луневых все чаще стала в Лавру приезжать и задумываться, что оказались они здесь не случайно, а для того, чтобы возродить разрушенный сельский храм. С таким предложением С.Г.Лунёв и пришел к владыке за советом и благословением. И уже в 2000 году святогорцы совершили закладку нового храма. В этот день произошло чудо — несмотря на многодневный обложной дождь, только здесь не упало ни одной капли, а тучи, расступившись, стояли вокруг села.

Сергей и Владимир Луневы Сергей и Владимир Луневы
    

Жители села не только активно помогали строительству, а некоторые даже передавали свои участки для возведения часовни и других построек. К 2004 году в селе вырос великолепный храм высотой в 33 метра (по числу лет Христа Спасителя) с прекрасными колоколами весом до 1,3 тонн. В храме уникальный иконостас из индийского зеленого мрамора. В куполе — мозаика. Благотворитель наш воцерковился, стал в храм ходить, уже в зрелом возрасте с женой повенчался. А в храм с каждым годом все больше людей стало приходить, так что на храмовые праздники монахи выносят на улицу колонки, чтобы все слышали богослужение, кто в храм не вместился. Брат благодетеля, Владимир Георгиевич, продолжает строить еще один собор, а возле храма как-то сам собой образовался женский скит.

Сергей Георгиевич и Людмила Ивановна Луневы Сергей Георгиевич и Людмила Ивановна Луневы
    

Сегодня в скиту 30 сестер. «Новопостроенный сестринский корпус пригодился, когда началась война у нас на Востоке, — вспоминает матушка Амвросия, старшая сестра скита в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». — Позвонили нам из горадминистрации и спрашивают: «Матушка, есть у вас возможность принять людей из Дебальцево? У нас на вокзале 600 человек». Конечно, мы поехали на вокзал и в четыре ходки привезли 120 беженцев. Самому младшему было две недельки, тут мы его и окрестили. Сейчас у нас до 40 беженцев (из них 20 деток). Многие бы и остались, но звонят — некому работать, несмотря на то, что в Дебальцево до сих пор стреляют. Вот, Евгения с мужем поехали домой в Дебальцево, работать, а детки с бабушкой — у нас. Звонят и плачут: цех только один работает, постоянно бомбежки, зарплату задерживают, да и платят копейки, но что делать? Так и ездят на работу под пули.

    

А сегодня мы Марину успокаивали: ей позвонили из-под Дебальцево, рассказали, что маму с грудным ребенком осколочными гранатами насмерть убило. Успокаиваем. Первые дни беженцы вообще не разговаривают, потом отходят. Бывало, подойдешь, спросишь: «Как вам у нас? Еды хватает?» А они плакать начинают: «Мы ведь месяц в подвале сидели, нам тогда так кушать хотелось, что до сих пор едим и наесться не можем!». Поначалу и детки сильно болели разными воспалениями. Мы врачей постоянно приглашали. Все под Богом ходим, не знаем, что завтра и с нами будет. Зато есть и другое — многие благодаря этой ситуации первый раз поисповедовались, причастились. Одна даже пожелала остаться в обители».

    

Сама матушка Амвросия — из Западной Украины, постоянно ездит за картошкой на родину к себе в село на Волыни, на границе с Белоруссией. «Последний раз, когда ехала, боялась, как меня воспримут — скит в Донецкой области, а средства массовой информации, к сожалению, нагнетают противостояние между востоком и западом, — говорит матушка.— Но люди, когда узнавали, откуда мы, в два раза больше картошки давали. «Вам нужно, вам же там тяжело». Наши люди, к счастью, мудрее, чем наши политики.

    

Рядом есть часовня с чудотворным источником. Только водичка не из-под земли бьет, а в мраморной чаше с крестом. Вода поднимается с 30-метровой глубины. В часовенке есть тетрадка, куда записывают исцеления и чудеса. Матушки рассказывали, как-то приехала семья, и в храме девочка все время что-то ела, да с таким аппетитом. Смотрели матушки, смотрели, потом не выдержали и сделали замечание родителям. А те: «Ну что вы! У нас тут дочка исцеление получила! Она болела дистрофией. Куда ни возили, ничего не помогало. А потом водички в Богородичном попила — и исцелилась. Теперь аппетит — не остановить».

    

ШКОЛЫ. Закрытие сельских школ — беда множества украинских сел. У святогорских монахов есть свой путь решения этого вопроса. Сокращенные школы местные власти передают монастырю, монастырь делает их капремонты, оборудует внутри храм или часовню… А где храм, там и люди. Так школу в селе Долина спасли. «Школа была на грани закрытия, так как после морозов разорвало трубы, а в неотапливаемой школе детки быть не могут, — рассказал нам настоятель школьного храма архимандрит Феофан. — Лавра помогла наладить отопление, а в одном из классов решили сделать часовню. Директор школы оказался православным человеком, был иподиаконом у трех владык и певчим в храме в Славянске. По окончании пединститута сначала был в Святогорске учителем. Поехали мы в облоно Начальник облоно так и сказал: «Церковь в школе мы построить не можем, но комнату-музей для изучения христианской этики — вполне.

    

С тех пор здесь каждое воскресенье и праздничные дни в школьном храме — службы. Если в учебные дни выпадает какой-то праздник, то директор разрешает ученикам быть на службе, чтобы исповедаться и причаститься. А так как здесь еще и детский сад на первом этаже, то причащается еще и весь детский садик. Дети сами колядуют. Традиций с колядками в этом регионе почти не было. Мы возрождали их практически с нуля. А теперь дети колядуют сами, а заработанные деньги тратят на подарки в детские дома».

«Во всех окрестных школах возле лавры есть преподавание христианской этики, духовно окормляем четыре школы, — рассказывает владыка Арсений. — В Святогорске по расписанию отец Рафаил ходит на уроки, с 1 по 11 класс.

В Долине у нас две воскресные школы — одна для детей, другая для взрослых. Один батюшка говорил: «Вы сначала родителей научите, а потом они сами детей научат».

    

А сейчас рядышком, в с. Никольском, школу закрыли. Передали монастырю, там сейчас ремонт, в котором участвуют и местные жители, и учителя. Надеемся, со временем здесь и школа возобновится — ведь в селе около 80 человек детей.

    

ХРАМ В ДОЛИНЕ СМЕРТИ. Есть рядом с лаврой с. Долина, которое немцы называли «Долина смерти» — место, где во время ВОВ были жестокие бои и много солдат погибло. Летом 1943 года здесь были жестокие бои, в которых погибало по 5000 человек в сутки! Село было стерто с лица земли. От него осталось 2 дома, а люди жили в землянках до 1953 года. Был разрушен и сельский храм. «Потому возникло желание построить и посвятить храм святым воинам, [Лаврские кузнецы] чтобы братия молилась за тех, кто погиб, защищая нашу землю, — говорит отец Лазарь. — Селяне вспоминают, что весной даже пахать не могли — кругом на глубине до метра — кости человеческие. Храм, который построен в скиту, посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу и является реконструированной копией храма Покрова на Нерли». «Оригинал храма XII в. есть во Владимирской области (в Боголюбово) до сих пор, Только отсутствуют притвор и галерея, а в нашем храме они есть, — добавляет архимандрит Феофан. — Кстати, и наш храм в честь Георгия Победоносца, и Покрова на Нерли — храмы мемориальные — в воспоминание обо всех убиенных воинах. Службы пока ведутся только в дни больших праздников, т.к. продолжается внутренняя работа по благоукрашению интерьера».

Источник: Сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры

28 августа 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктория Касовская 3 февраля 2017, 11:56
Святой великомученик Георгий Победоносец моли Бога о нас !!!!!!!!!!!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×