Что делает пастыря – пастырем и в храме, и вне его – разъясняет Управделами УПЦ митрополит Антоний (Паканич)
– Может ли священник «играть роль», вести себя по-разному при различных обстоятельствах, маскироваться и подыгрывать?
– Навряд ли кому-то захочется иметь дело с человеком, который постоянно притворяется, «меняет маски», «играет роли». Ведь что означает выражение «настоящий человек»? Несомненно, такие качества, как искренность, открытость, отсутствие фальши и лицемерия. Именно таким должен быть и священник, и каждый христианин.
Проблема в том, что после грехопадения человек лишился внутренней цельности, произошел разлад его духовно-телесной природы, помрачился разум. Это хорошо видно в поведении Адама, после вкушения запретного плода, когда он начал врать и оправдываться перед своим Творцом, играть роль жертвы.
В процессе социализации человек пытается найти свое место в общественной среде. Но действие греха таково, что уже с первых шагов сознательной жизни человек часто обнаруживает не самые лучшие качества своей личности. Иногда индивидуум просто мимикрирует под окружающую действительность, примеряя разные маски и выбирая наиболее комфортные. И получается, что один и тот же человек одну роль играет на работе, другую – в общении с семьей, а в кругу друзей это уже кто-то третий. С духовной точки зрения, это опасно тем, что вживаясь в разные роли, человек теряет самого себя.
Каждый из нас несет на себе тяжесть первородного греха, и задача духовной жизни христианина – собрать себя воедино, вернуть цельность духовной личности, а для этого необходимо всегда придерживаться Евангельских норм поведения, т.е. быть честным и искренним в общении с людьми и Богом.
Евангелие – это зеркало, в котором человек может увидеть свое отражение, чтобы, как сказано в притче о блудном сыне, «прийти в себя». Ведь часто в результате достижения неких жизненных целей человек отказывается от того, что является стержнем духовной личности. Впоследствии приходит чувство внутренней пустоты. Эту тоску о потере чего-то важного в себе хорошо выразил поэт Роберт Рождественский: «Вернуться б к той черте, где я был мной…»
О том, что без прямодушия невозможен религиозный опыт, говорил религиозный философ Иван Ильин, который в своем сочинении «Аксиомы религиозного опыта» целую главу посвятил теме религиозной искренности. Он пишет: «Религиозному человеку невозможно мириться с тем, что огонь любви, созерцания и совести владеет им в церкви и покидает его на паперти; или светит ему по воскресеньям и исчезает в нем с понедельника до субботы; или горит в нем во время молитвы, а во время вершения земных дел предоставляет его черствым расчетам и низменным страстям. Религия есть весь человек, вся жизнь, все дела: и только тогда она подлинна, когда религиозный человек искренен».
Характерно, что священники пользуются большим доверием именно потому, что им не свойственно «играть роли» или притворяться. Из уст пастыря ты всегда услышишь, может и нелицеприятную, но все же правду. Поэтому мне трудно представить себе священника, который может «играть роль» и вести себя по-разному при различных обстоятельствах. Ведь, как учит Священное Писание, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8).
– А возможна ли ложь во спасение? Ведь существуют такие ситуации, при которых сказать правду – значит навредить человеку.
– Пророк Давид говорит: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17). Не следует слишком доверять благим намерениям, ведь известно, куда они приводят. Нужно стараться всеми силами очищать свою повседневную жизнь от разного рода лжи и лукавства. Иногда привычка врать настолько укрепляется в человеке, что он говорит неправду даже в мелочах, когда в этом совершенно нет для него никакой необходимости. Ложь имеет свойство незаметно вкрадываться в образ мысли и жизни человека, отравляя его существование.
Вместе с тем, действительно, существуют ситуации, в которых необходимо проявить максимум такта и рассудительности. Если, например, некий человек нелицеприятно высказался о другом, то, конечно, идти и передавать эти слова их адресату не стоит, дабы не разжигать вражду. Часто таким «правдорубством» прикрываются вполне корыстные мотивы.
Есть случаи, когда ради спокойствия и здоровья человека ему не открывают всей правды. У Александра Куприна есть рассказ «Святая ложь». В нем повествуется о человеке, который, будучи в очень сложных жизненных обстоятельствах и ужасной нищете, приходил к престарелой матери в богадельню и рассказывал о том, как у него все хорошо в жизни. Он это делал не ради хвастовства, а просто боялся ее расстроить и поэтому не говорил правду. А она обо всем догадывалась, но делала вид, что верит ему. Это тот случай, когда подобные слова и действия диктуются любовью и заботой о человеке. Но навряд ли такая обстановка покажется кому-то идеальной.
В общем, жизненные обстоятельства могут быть весьма разнообразными, и всегда нужно помнить, что христианин должен всячески избегать любых ситуаций, при которых допускается и оправдывается ложь.
– Должен ли священнослужитель быть осмотрительным – в выборе собеседников, месте общения? Или он обязан идти везде, куда зовут? Существует ли критерий?
– Святитель Василий Великий говорит, что «Пастырь должен быть… рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в будущих, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии все делать и говорить к усовершенствованию живущих с ним».
Священник должен быть осмотрительным во всем. Истинный пастырь всегда пойдет туда, где его ждут и нуждаются в пастырской опеке, и обойдет стороной ситуацию, при которой есть опасность соблазна или недоразумения. Во всем нужно иметь духовное рассуждение и руководствоваться правилами благоразумия. В любой затруднительной ситуации необходимо проявлять выдержку и своим поведением показывать, что служитель Божий – это всегда носитель мира и спокойствия. Именно дух мирен, без которого никто не может считать себя христианином, поможет сохранить лицо в любых обстоятельствах.
– Что делает пастыря – пастырем и в храме, и вне его?
– Призвание пастыря – это постоянное предстояние перед Богом и соответствующий образ жизни. Святитель Феофан Затворник учит: «Пастырь должен быть во всех добродетелях как представитель духовного Царства Христова и как образец для паствы, особенно же в тех добродетелях, которые всегда должны сопровождать истинную ревность и имеют почти непрестанное упражнение в его трудах. Это – отеческая, внимательная и сострадательная попечительность, степенность, чистота, трезвость, осмотрительность, благодушие, мужество, сострадание, снисходительность, бескорыстие».
Мы видим в Евангелии образ Пастыря Доброго – Господа нашего Иисуса Христа, Которому должен подражать каждый священник. И такая задача может показаться непосильной для обычного человека – настолько высок и недосягаем этот идеал. Но Спаситель, Который сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16), является для каждого из нас не только образцом для подражания, но и реальной поддержкой, которая укрепляет наши немощи в многотрудном пастырском служении.
Беседовала Наталья Горошкова