Не выгоняйте детей из Дома Божия

«Чем дитя ныне напитается, тем и под старость жить будет».
Преп. Георгий Затворник

Непросто жить в этом мире многим детям, а то и вовсе тяжело и невыносимо. Иногда кажется, что наш мир вовсе не подходит для них. Ведь мир взрослых жесток и циничен, он давно превратился в машину-конвейер по растлению детских душ. Приходится даже слышать заявления от некоторых людей, что они ни за что не будут иметь детей, потому что не хотят подвергать их неминуемым в этом мире страданиям и лишениям, всей его многоразличной мерзости.

Фото: http://www.nsad.ru/ Фото: http://www.nsad.ru/
    

«В мире будете иметь скорбь…, как вы не от мира… потому ненавидит вас мир» (Ин. 16.33; 15,19), - разве не относятся эти слова Христовы, обращенные к апостолам, и к малым, не познавшим еще греха, невинным детям? Ведь Господь и учеников Своих называл детьми и младенцами (Мф. 11,25;Ин. 21,5), видя их незлобивость, простоту и непосредственность. Как точно это завещание Господа отображает нашу реальность.

Чистота и искренность, с которыми вторгаются в мир взрослых дети, показывают, что не таким этот мир хочет видеть Бог. Дети порой напоминают пришельцев с другой планеты, которые с недоумением и непониманием смотрят на все происходящее вокруг них. Их явление в мир как отголосок потерянного людьми рая, в котором не было лукавства и взаимной вражды. Этого рая было бы чуть больше в этом падшем мире, если бы детскую чистоту люди хранили как зеницу ока на протяжении всей своей жизни.

Но мир взрослых хочет, во что бы то ни стало, совратить детей, чтобы они стали как все обычные взрослые, попробовавшие и взявшие от мира все. Вспоминается история с женщиной, которая со скандалом забирала свою дочь из монастыря, в котором девушка желала посвятить свою жизнь Богообщению. Женщина кричала ей: «Будь ты хоть наркоманкой или проституткой, но вкуси все радости жизни, не губи свою молодость в этой тюрьме!»

Декларируя на словах любовь к детям, умиляясь их непосредственностью, взрослые при этом не останавливаются избавляться от детей, если они им создают неудобства, убивая их в абортариях, отказываясь от них в роддомах, не замечая их голодающих на улицах или подвергающихся насилию со стороны каких-нибудь подонков или в собственных семьях.

Мир детства всегда будет чужд миру взрослых, ведь в нем еще нет присущим миру взрослых «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской», почему апостол Иоанн и призывает христиан «не любить мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2,15,16). Чистые детские души обличают мерзость мира, лежащего во зле. Для этого мира этот чистый период в жизни каждого человека воспринимается как временная ненормальность, которая с возрастом проходит, а где-то этот процесс искусственно ускоряется через прямое совращение в школах и семьях.

Это ли не ненависть к детству? Ведь можно ненавидеть детей за их природное непокорство веяниям мира сего, одновременно поглаживая их по головке и одаривая ласковой ободряющей улыбкой, стремясь их подчинить своей злой воле. Миру, в котором взрослые учат детей блудить и убивать беззащитных, уже недолго осталось.

Единственное прибежище, где можно сберечь в детях их невинность, а взрослым ее вернуть, это Церковь Христова. Наши дети должны осознавать, что они являются самыми желанными посетителями храмов Божиих. Дом Божий должен ассоциироваться в их сознании с самым близким и родным местом.

Но мир проникает и в храмы Божии, желая детей выгнать оттуда. Он все делает для того, чтобы храм у ребенка вызывал неприятные воспоминания, которые отобьют у него всякую охоту прийти туда в следующий раз. И, к сожалению, мир, выгоняя детей из Дома Божия, действует нередко через прихожан храма, людей всерьез считающих себя «христианами».

На одном из православных приходов нашлись несколько прихожан, которые сделали замечание супруге настоятеля храма, что она плохо смотрит за своими детьми в храме, что их хождение по храму создает им душевный дискомфорт. По их мнению, дети должны стоять в храме как свечки, чтобы их и слышно не было.

Господь учил, что если гонят вас, то, не споря и не возмущаясь, покиньте то место и перейдите на другое, как и Он не противился жителям гергесинским, когда те прогнали Его из своих пределов (Мф. 8,28-34). Вот и матушка, чтобы не беспокоить молитвенников, осуждающих ее детей, вынуждена была водить детей в другой храм, где к ним относятся снисходительно, принимая их такими, какие они есть.

Это явление в современной церковной жизни встречается очень часто. Понимают ли эти гонители детей, что таковым к ним своим отношением они обнаруживают в себе всякое отсутствие духовной жизни. Мало того, что они подпадают под прещения церковные (вплоть до отлучения от Причастия), досадив священнику, отцу этих детей, так и проявляют фарисейское лицемерие: регулярно получая на исповеди от отца изгнанных ими детей снисхождение к своим грехам, в своем снисхождении к его детям они отказывают.

Фото: http://razdolye.cerkov.ru/ Фото: http://razdolye.cerkov.ru/
    

Нашли, с кем меряться силами, с малыми детьми. Будет ли толк в их молитвах к Богу, если они не плодоносят любовью к ближним, тем более к детям. Видно никогда они не читали у апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто… Любовь долготерпит, милосердствует…, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается…, все покрывает…, все переносит» (1 Кор. 13,2-7). Все указанные свойства истинной любви были нарушены гонителями детей, при этом о дарах Божиих, которые они могли бы иметь, говорить вообще не приходится.

В церковной жизни к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Один ребенок может в силу своего темперамента и характера стоять в храме продолжительное время, другой, если от него требовать стоять неподвижно, в следующий раз вряд ли захочет прийти в храм. Те же матери не всегда, просто физически, могут уследить за кем-нибудь из своих детей, которых у них традиционно немало. А ведь и им надо когда-то и в храм прийти помолиться, поучаствовать в Таинствах церковных, набравшись духовных сил для дальнейшего непреткновенного несения своего тяжелого креста. Понимают ли шикающие на детей прихожане, насколько тяжело служение многодетной матери?

И ведь, действительно, кто проявляет недовольство? При тщательном рассмотрении этого вопроса выясняется, что это делают люди, которые сами не имели опыта приобщения малых детей к храму, не познали, насколько это непросто. Подавляющее большинство из них своих детей в вере не воспитали, вырастили из них людей, не знающих ни Бога, ни Его Церкви, так и чужих детей своим неразумием отваживают от Дома Божия. Воистину творят сатанинское дело, потеряв всякий страх Божий.

Не отсюда ли встречаются мамы, жалующиеся на то, что их дети, ходившие в храм и посещавшие воскресную школу, взрослея, перестают жить церковной жизнью? Вполне возможно, что эти дети натерпелись недружелюбного к себе отношения со стороны взрослых прихожан, и теперь имея свободный выбор, они его делают не в пользу посещения храма. Находятся люди, которые заявляют, что у православных нет любви в общинах, что там правят бал цыкающие на всех, подобные вышеуказанным гонителям детей, законники, и, что они лучше пойдут к протестантам, там хоть, по крайней мере, все друг другу улыбаются.

Осознают ли эти законники, что выгоняя из храма детей, они лишают свой приход будущего? Сегодня ты проявляешь нетерпимость к поведению детей в храме, а в уже последующем будущем, может быть, некому будет тебя отпеть по православному чину.

Мы живем в падшем мире, в котором все неидеально, даже в приходской жизни. Ведь в храм ходят не праведники, а несовершенные люди, грешники, которым приличествует больше беспокоиться о своих душевных язвах, снисходя к немощам других, тем более к немощам невинных детей. Будут ли такие кающиеся люди требовать для себя комфортных условий в храме? Думается, что нет, потому что считают себя недостойными никаких милостей Божиих. Они будут смиренно считать, что Господь попускает по нашим грехам определенные помехи и неудобства даже в храме, чтобы мы о себе высоко не думали.

Те же люди, которые детей осуждают за поведение в храме, лучше бы посмотрели на себя со стороны. Они увидят, насколько бесстыдны их претензии к детям. Ведь многие из них сами ведут себя во время богослужения неидеально: у кого-то то и дело звонит телефон, во время Богослужения разговаривают, шумят и ходят по храму, поворачиваются спиной к открытым царским вратам или к вынесенной Чаше.   Детей еще можно понять в силу их возраста, но как объяснить такое поведение взрослых? Воистину, «что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7,3).

Вот, если хорошо задуматься над тем, кто более достоин находиться в храме – дети или взрослые? Конечно, Богу любезнее дети по своей чистоте. А взрослых Он пускает в храм Свой при условии их покаяния. Но поведение людей, оскорбляющихся в храме немощами детей, заставляет говорить об отсутствии у них истинного покаяния; кажется даже, что они считают себя выше многих, указывая им, как надо правильно жить.

Но им бы опомниться вовремя, имеют ли с таким отношением к людям они сами переступать порог храма Бога Любви? Разве нет за ними совершенных ими в прошлой жизни преступлений, раскаянию в которых они должны посвятить все свое время? И если бы эти наследники фарисеев действительно каялись соответственно совершенному ими, то в храме бы они никого не видели и не слышали, внимая только своему оскверненному сердцу. Ведь если у тебя что-то сильно болит, то тебе нет дела ни до чего, ты внимаешь только своей боли. Выходит, что гонители детей не видят своих грехов, и творят свое злое дело по причине бесчувствия собственной души.

Своим недопустимым для христианина поведением они обнаруживают, что Бог не простил им их грехов, которые они формально озвучили на исповеди, а значит и причащались они без всякой пользы. Ведь сердце их так и не смягчилось по отношению даже к детям.

Некогда Апостолы тоже шикали на детей. Якобы они своим вольным поведением мешают Господу, отвлекают Его. Но Господь с негодованием объявил через них всем: «Не возбраняйте детям приходить ко Мне!» (Мф.19,14). Но все еще встречаются люди, которым все равно, что там сказал Иисус Христос. Язык не поворачивается назвать их христианами и церковными людьми. Как смогут они исполнить заповедь Христову: «Будьте как дети» (Мф. 18,3), если дети для них всего лишь объект для нетерпимой критики, а не пример, побуждающий к духовно- нравственному возрастанию души?

Многие осуждающие мам с детьми, подумали бы вот о чем: всем ли своим детям они дали появиться на свет Божий? А если нет, то им есть, о чем побеспокоиться и помолиться, забыв совершенно о чужих недостатках. В какую меру мерят они, в такую меру им отмерит и Господь на Суде Своем (Мф. 7,2). Но как они дождутся милостивого суда от Господа (Иак. 2,13), если сами выносят здесь свой суд без милости и снисхождения даже по отношению к малым детям?

Священник Олег Булычев

Источник: Радонеж

10 сентября 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила21 октября 2015, 00:26
Для Прихожанки:
Зачем вы утрируете и передергиваете? Какие прятки и догонялки! Зачем клеветать на детей. Видно сразу что не было у вас опыта приведения детей малых в храм. На детей шикают даже если они хотят свечку поставить или задуть. Какая тут любовь, один формализм со стороны взрослых.
Прихожанка18 октября 2015, 15:17
Для Галины: В передаче Отца Димитрия Смирнова батюшке задали такой же вопрос о поведении детей в храме. Он сказал, что если дети не испытывают благоговейного чувства к святыням, то когда вырастут, то не будут посещать дом Божий. А если дети в храме во время литургии бегают в догонялки, играют в прятки в Алтаре(!)и т.д.?
Прости Господи!
ЕН23 сентября 2015, 13:04
Тема бесконечная и больная.
«Не возбраняйте детям приходить ко Мне!»
"Дом Мой Домом молитвы назовётся".
"Чистому всё чисто..."

...и приходит пономарь к началу службы со всем своим многочисленным семейством, которое пополняется и пополняется. И вот уже старшенькие держат на ручках младшеньких, а самого крохотного - ещё в пелёнках - мама на на руках держит. Тяжело деткам всю службу тихонечко себя держать. И начинаются пробежки по храму, то просто так, то навстречу друг другу - храм-то большой. И поговорить с мамой и с друг другом - тоже хочется. Ну что ж им запрещать - они-то маленькие, ничего не понимают. И мама исполнена радости - дети в храме. Другие детки, глядя на всё это, понимают, что и им это можно.
"Чистому всё чисто..."
Вот и не получается у меня молитва в этом храме.
...Как-то в наш храм пришла мамочка с сыночком из того храма: "Хочу, чтобы он научился, как надо в храме себя вести, а то насмотрелся, так уже и управу не нахожу." Действительно, со временем стал меняться.
Иерей Олег12 сентября 2015, 00:58
Димитрий, Бог Вас благословит. Согласен с Вами по поводу присутствия детей в храме. Статья все-таки о другом. Взрослые часто с трудом соглашаются с критикой в их адрес. Поэтому столько нападок на попытку защитить детей. Почему-то видят шалости детей, а неправоту взрослых по отношению к детям в храме не замечают. Неужели взрослый всегда прав, а ребенок заведомо достоин порицания?
Но реальность такова, что взрослые нередко ведут себя в храме хуже детей. Ведь в статье не идет речь об неадекватных случаях поведения детей в храме. Бывает, что их не хватает надолго, и они проявляют свою детскую немощь (притом, что, в принципе, их поведение в храме не обращает на себя внимания), а взрослые уже спешат вынести свой суровый приговор.
Если бы это были их родные дети, то люди нашли бы способ их оправдать и снизойти к ним.Ведь их они любят. А так, чужих детей не жалко. Так что вся проблема в том, что Господь, скорее всего, не узнает в нас своих учеников, не увидев любви в нас.
Справедливыми мы все умеем быть, а снисходить по любви к ближнему редко кто может.
Галина11 сентября 2015, 23:53
Для НН: Была свидетелем, дети вели себя приемлемо, ничего особенного. А замечание сделал человек, который сидит всю службу и смотрит за поведением всех, и делает замечания и детям и взрослым. Просто он не может уже по-другому.
НН11 сентября 2015, 22:30
..."На одном из православных приходов нашлись несколько прихожан, которые сделали замечание супруге настоятеля храма"...

Я даже не представляю, КАК вели себя детки священника, чтобы прихожане РЕШИЛИСЬ сделать замечание матушке! - Это раз. Два: - почему же матушка не извинилась за поведение деток, не приняла замечание как дОлжное, а обиделась? Это прочитывается, увы...И в-третьих:не вижу никакой трагедии в том, что семья свяшенника ходит в другой храм (хотя неудобство присутствует), ведь в другом храме они НАРАВНЫХ с другими детьми, и это пойдёт им только на пользу. Да и матушке тоже.
Чего уж там, проблема матушек и "поповичей" на приходе существует...

Во всём остальном полностью согласна с батюшкой. Спасибо за Ваше неравнодушие и животрепещущие темы, которые Вы поднимаете. Простите!



Дмитрий11 сентября 2015, 13:48
"Взрослые...шумят и ходят по храму, поворачиваются спиной к открытым царским вратам или к вынесенной Чаше."-когда человек отходит от Чаши,то не пятится же он задом-наперед,отсюда же и хождение по храму,и во время полиелея.
Батюшка ,отец Олег,простите меня и благословите. Полностью не могу с Вами согласиться. К примеру-наш батюшка ,обращаясь к нам ,прихожанам, просит,чтобы дети не шумели в храме во время богослужения и говорит: если ребёнок может сколько нибудь выстоять в храме,пусть стоит ,сколько может,а если нет ,пусть бегает на улице под присмотром родителей/взрослых/старших детей и входит в храм только под их присмотром во время полиелея(на всенощной),в момент пения "Верую" или "Отче наш"(на Литургии).Как иначе воспитывать благоговейное отношение к храму,службе,Богу ,уважение к другим людям у детей? Пример Наталии Соколовой и многих других Христиан,не номинальных,а настоящих -как раз и говорит о том ,что ребенок на службе должен присутствовать ровно столько ,сколько может спокойно выстоять,не больше. И как бы родителям не хотелось постоять и помолится в храме подольше,они должны это понимать и со смирением выходить и выводит детей из храма,начинающих тяготится длинной службой.Для того ,чтобы не отвратить детей от храма и богослужения,для того,чтобы не нарушать ход службы,для того,чтобы не мешать людям молиться. И никто не говорит,что нельзя допускать детей в храм,надо просто знать меру и не быть хамом по отношению к другим прихожанам.
Ксения11 сентября 2015, 09:56
Большое спасибо за познавательную статью. Эта проблема очень актуальна в наше время. Еще раз спасибо за разъяснения данных ситуаций в такой доступной форме.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×