«Аще и умер еси, но жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим и имя твое призывающим, и по всей Японии проносиши славу Христову»
(тропарь 8-й песни канона святителю Николаю Японскому).
Выставка «Христианин в стране самураев» открылась во Владивостоке в главном корпусеПриморского государственного музея имени В.К. Арсеньева (ул. Светланская, 20). Она подготовлена при поддержке Приморской митрополии, миссионерского отдела Владивостокской епархии. Приуроченная к 45-летию прославления в лике святых архиепископа Николая Японского, выставка содержит материалы, рассказывающие о его жизненном пути, а также значении его трудов в формировании отношений между Россией и Японией. Открытием этой экспозиции епархия начинает проведение регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений "Традиция и новации: культура, общество, личность".
На открытии выставки присутствовали гости из Японии: архиепископ Сендайский Серафим и протоиерей Иоанн Нагая.
Приморскую митрополию представляли: Глава митрополии митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии. Среди гостей были клирики Владивостокских храмов и настоятельница Марфо-Мариинского женского монастыря на Седанке игумения Мария (Пономарева).
С приветственным словом выступили директор музея Виктор Шалай; заместитель главы Владивостока Елена Щеголева; Генеральный консул Японии во Владивостоке Касаи Тацухико.
В приветственном слове владыка Серафим отметил, что российский и японский народы последние 150 лет объединяет Православная вера. Святитель Николай Японский всегда говорил, что привёз в Японию истинную веру.
Большая часть экспонатов – фотографии, привезённые из Японии. Также представлены старинный фарфор и печатное издание книги Василия Головнина о пребывании в японском плену.
Фотографии расположены таким образом, чтобы показать историю Страны восходящего солнца, роль в проповеди Православия святителя Николая Японского и дальнейшее становление Японской Автономной Православной Церкви, в том числе и в наши дни. Экспонаты посвящены культурному наследию святителя Николая: он переводил на японский язык священные книги, открывал образовательные учреждения, издавал журнал. Отдельные группы фотографий снабжены краткой исторической справкой. В зале транслируется фильм о святителе. На столике размещена подборка распечатанных цитат из дневников святителя Николая.
Выставка будет работать до 12 октября.
Архиепископ Сендайский Серафим ответил на несколько вопросов:
– Владыко, расскажите о святыне, которую Вы доставили в Приморье.
– Мы привезли ковчежцы с частицами мощей святителя Николая Японского, 45-летие со дня прославления которого в лике святых отмечается в этом году. Равноапостольный Николай (Касаткин), создатель и первоиерарх Японской Церкви, является выдающимся русским миссионером ХХ века. Почив в 1912 году, через 58 лет после своей кончины – в 1970 году он был причислен к лику святых.
Равноапостольный святитель Николай сеял семя Православия на японской земле и выполнил Божественное повеление взращивать посеянное. Просветитель Японии – святой Николай не только учил японцев православному вероучению, но и всей своей жизнью показывал им, что жизнь человека должна быть основана на христианской любви, чтобы укрепить связь человека с Богом и связь людей между собой.
Вся его жизнь и все силы были отданы проповеди Евангелия и сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца, и его равноапостольные труды принесли богатый плод. Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек.
– В какие храмы Приморья вы передадите частицы мощей святителя Николая Японского?
– В Покровский кафедральный собор и в храм Успения Божией Матери г. Владивостока; в Казанский храм Владивостока, где есть придел в честь святителя Николая Японского. Затем - в Казанский кафедральный собор города Находка. В Богородице-Рождественскую женскую обитель, находящуюся недалеко от Уссурийска, в селе Линевичи. Наконец, в Благовещенский кафедральный собор в Арсеньеве.
– Расскажите, пожалуйста, что связывает Вашу епархию и монастырь в честь Рождества Божией Матери в Линевичах?
– В префектуре Тиба (Чиба) находится монастырское подворье, в котором постоянно живут и трудятся монахини Богородице-Рождественского Южно-Уссурийского монастыря — Ксения и Магдалина. Сестры заботятся о Софийском и Никольском храмах. Мать Магдалина организовала детскую Воскресную школу и проводит интересные занятия как на духовную тематику, так и развивающие культурный кругозор ребёнка.
– Владыко, расскажите о том, что связывает Японскую Церковь со Свято-Троицким Николаевским мужским монастырём?
– Немногие помнят, насколько значима была Приморская земля для Японской Церкви. В то время святой Николай направлял японское духовенство и катехизаторов для церковного обучения в единственный мужской монастырь на Дальнем Востоке – в Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь возле п. Шмаковка (ныне Горные Ключи). Из этих монастырских стен и вышли первые японские монахи. В Токийском кафедральном соборе (Николай-до) хранится как святыня икона Божией Матери, которую получил в монастыре как памятный дар один японский монах. Он привёз её на родину после революции. Ее называют плачущей – потому, что эта икона некогда слезоточила, и след слёз остался до сих пор.
Живым памятником архиепископу Николаю стала сама Японская Православная Церковь, все эти годы сеющая семена Православия.