Рейтинг: 6.9|Голосов: 17
Светлана Хоркина
Болезненность русско-норвежских «шпицбергенских» конфликтов имеет глубокие исторические и географические корни. Дело в том, что обе страны имели право претендовать на суверенитет над архипелагом. То, что окончательное решение вопроса было принято все-таки в пользу Норвегии, во многом объясняется тем, что в силу сложившихся обстоятельств (революция 1917 г. и сепаратный мирный договор с Германией 1918 г.) Россию фактически вывели из игры.
В европейском контексте и русские, и норвежцы воспринимались издавна как «северные нации». В отношении норвежцев главную роль в таком восприятии играло географическое положение страны. В России основную роль в формировании национального самосознания, в отличие от Норвегии, сыграл все же не географический фактор. Основным отличием русских от других народов стало православное христианство, которое русские приняли от Византии.
Рейтинг: 4.7|Голосов: 3
Несмотря на то, что в отечественных исследовательских кругах было много ярких личностей, все они работали на общее дело, и их личный вклад рассматривался как часть коллективной работы. В тяжелых условиях полярных экспедиций русские люди не забывали о таких основных христианских добродетелях, как способность к самопожертвованию, милосердие и взаимопомощь. За редким исключением, участники русских экспедиций постоянно помнили о Боге — перед отправлением обязательно служили молебен, а во время путешествия собственными силами проводили богослужения.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 163
Штурман экспедиции на корабле «Св. Анна» (1912-1914/15) Валериан Иванович Альбанов, вместе с матросом Конрадом, единственный смог добраться до Большой Земли и спасти судовой журнал и ценные записи научных наблюдений. О его подвиге широко писали в географической литературе советского времени, он стал прототипом штурмана Климова в романе Каверина «Два капитана». Но подвиг Альбанова является и еще одним свидетельством помощи св. Николая Чудотворца «плавающим и путешествующим».