В издательстве Сретенского монастыря выходит книга А.Л.Казем-Бека «Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I».
Александр Львович Казем-Бек (1902–1977) — автор многих статей посвященных истории Русской Православной Церкви, но особый интерес представляет «Жизнеописание Святейшего Патриарха Алексия I», так как А.Л.Казем-Бек был его ближайшим помощником и другом. В основу книги легли уникальные исторические материалы, воспоминания Святейшего Патриарха, которыми он делился с Александром Львовичем. «Цель наша состоит в изложении главных фактов в жизни Святейшего» — писал А.Л. Казем-Бек о принципах написания данной работы.
В тяжелые для России 1920-е годы епископ Алексий прошел скорбный путь тюрем и ссылок, преследований со стороны богоборческих властей, но остался верен Христу и Его Церкви, он отказался подчиниться обновленческому Высшему Церковному Управлению и, известный умеренностью своих суждений, высказывался категорично: «Обновленчество, как таковое, по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды».
Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх, оставался в городе. «Совершая литургии, всенощные бдения и коллективные отпевания или читая на клиросах, митрополит Алексий фактически не покидал храма. Он постоянно произносил слова и проповеди».
«Не раз в храмы во время богослужения были попадания воздушных бомб и дальнобойных снарядов. При падении кирпичей, обломков и стекла службы не прекращались». Митрополит Алексий постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве. Ленинградская епархия вносила большие средства на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского.
В 1945 году состоялось избрание Патриарха, им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. И снова служение и труд.
Автор книги неоднократно подчеркивает, какие были благолепные церковные службы, «с благоговейной и возвышенной простотой совершавшихся Святейшим Патриархом с самого начала его священнослужения — еще с диаконства и пресвитерства его. Когда он предстоятельствовал за каким-либо богослужением, это возглавление сослужащих ему клириков не посредственно и сразу отражалось на всем сонме духовенства и передавалось, как некими волнами благочестия, всему церковному народу, наполнявшему храм у подножия алтаря».
С именем Святейшего Патриарха Алексия неразрывно связано и восстановление Троице-Сергиевой лавры. Почил Святейший 17 апреля 1970 года и был похоронен в крипте Успенского собора лавры.
В серии «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях» вышли из печати труды архимандрита Сергий (Страгородский) «На Дальнем Востоке», епископа Сергия (Тихомирова) «Миссионерские радости» и многие другие издания, которые откроют современному читателю забытые страницы русской культуры, подлинными выразителями которой были авторы этих книг — заботливые и попечительные стражи церковного стада, трудившиеся для пользы Церкви и Отечества.
Введение
Святейший Патриарх Алексий I был избран на патриаршество 2 февраля 1945 года и возведен на престол Патриарха Московского и всея Руси 4 февраля того же года. В Бозе почил 17 апреля 1970 года. Патриаршество его продолжалось 25 лет 2 месяца и 12 дней.
Патриаршество Святейшего Патриарха Алексия было самым продолжительным в истории Русской Православной Церкви — почти на девять лет больше патриаршества первого Патриарха Московского Иова, которое продлилось более шестнадцати лет.
Московское патриаршество было учреждено 26 января 1589 года, просуществовало до 15 октября 1700 года, когда скончался десятый Патриарх Московский и всея Руси Адриан. Затем наступил двухвековой перерыв в истории Русской Церкви, когда она возглавлялась патриархами. Русская Церковь стала возглавляться Правительствующим Синодом. Синод в этот период перенял патриарший титул «Святейший»[1].
В августе 1917 года был созван Собор Православной Российской Церкви. 11 ноября Собор принял постановление о высшей церковной власти: законодательная и судебная власть в Русской Церкви принадлежит ее Поместному Собору, Русская Церковь возглавляется Патриархом, первым среди равных епископов, и Священным Синодом при нем. Одиннадцатым Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась 21 ноября 1917 года. Патриарх Тихон в Бозе почил 7 апреля 1925 года. После продолжительного местоблюстительства преемником его был избран двенадцатый Патриарх Сергий (Страгородский). Интронизация его состоялась 12 сентября 1943 года. После блаженной кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 года Русскую Православную Церковь возглавил Патриарший Местоблюститель, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), ставший тринадцатым Патриархом 4 февраля 1945 года.
В этот первый день своего патриаршества при интронизации в московском Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий в Слове, обращенном к избравшим его собратьям епископам, клирикам и мирянам, а в их лице ко всей своей всероссийской пастве, остановился прежде всего на этом преемстве в священноначалии Русской Православной Церкви.
«В чувстве трепетного благоговения и страха Божия, — сказал он, — вступаю я в это великое служение, ознаменованное издревле подвигами святых первопрестольников Российской Церкви и их преемников, великих патриархов и митрополитов. Духом богоугодных молитв своих они и теперь осеняют Церковь нашу и призывающих их небесную помощь преемников своих руководствуют в деле правления. Жизнь Церкви в каждый известный период времени не есть явление, принадлежащее только этому периоду, а имеет основание и корни в самом отдаленном времени, в глубокой священной древности. Церковь Христова есть здание, которое начало строиться со времени святых апостолов и будет строиться до скончания века. И Православная Русская Церковь, эта великая часть великого здания Церкви Христовой, как равночестная четырем апостольским престолам Восточных патриархий носит на себе следы великих святых основоположников и провозвестников веры и строителей Церкви».
«Если бы возможно было нам, — продолжал новоизбранный Патриарх, — проникнуть в тайники жизни нашей Святой Церкви со всеми внешними ее проявлениями в настоящее время и определить начало и развитие их, то мы увидели бы здесь следы благодатного влияния и святых первосвятителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и патриархов Гермогена, Никона и других, и преподобных Антония и Сергия, и прочих многочисленных работников на ниве Божией, и позднейших святителей Церкви Всероссийской: святых Митрофана и Тихона, Феодосия, Димитрия Ростовского, также митрополитов Платона и Филарета и других, в наши уже дни в Бозе почивших иерархов до приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия включительно, которые, совершив в пределе земном все земное, вложили каждый свою долю влияния и подвига в это великое строение Божие. <...>
И вот ныне Промыслом Божиим я призываюсь приобщиться их подвигу. Поистине, как некогда сказал о себе один святитель, могу и я сказать, что “малой ладьей вступаю в великое плавание”. Исповедую свою немощь, свое недостоинство, но вместе свидетельствую и свою веру в действенность благодати Божией, врачующей немощное и восполняющей оскудевающее. Исповедую и надежду свою на помощь молитв и благословений великих первосвятителей Церкви Российской, и древних, и позднейших, коих недостойным преемником судил мне быть Господь».
Содержание
- Введение
- I Святейший Патриарх Алексий по воспоминаниям современников
- II От рождения до пострижения.
- 1877–1902
- 1. Родословное древо
- 2. Детство. 1877–1888
- 3. Лазаревский институт. 1888–1891
- 4. Императорский лицей. 1891–1896
- 5. Московский университет. 1896–1899
- 6. Воинская служба. 1899–1900
- 7. Московская духовная академия. 1900–1902
- 8. Монашеский постриг, рукоположение во иеродиакона. 1902
- III Служение от иеромонаха до епископа.
- 1903–1913
- 1. IV курс Московской духовной академии
- 2. Инспектор Псковской духовной семинарии. 1904–1906
- 3. Ректор Тульской духовной семинарии. 1906–1911
- 4. Ректор Новгородской духовной семинарии. 1911–1913
- 5. Архиерейская хиротония. 28 апреля 1913 года
- IV Новгород в жизни епископа Алексия.
- 1913–1921
- 1. Первая мировая война
- 2. Февральские события 1917 года в Новгороде
- 3. Обновленчество в Новгороде
- 4. Собор Православной Российской Церкви. 1917–1918. Патриарх Тихон
- 5. Епископ Алексий в годы церковных нестроений. 1918–1921
- V Петроградский период и ссылка Алексия.
- 1921—1926
- 1. Епископ Ямбургский Алексий. 1921
- 2. Обновленчество в Петрограде
- 3. Епископ Алексий – глава Петроградской епархии. 1922
- 4. Ссылка в Казахстан. 1922–1926
- 5. Возвращение в Ленинград. 1926
- VI Новгородская кафедра.
- 1926–1933
- 1. Архиепископ Хутынский Алексий. 1926
- 2. Декларация митрополита Сергия. 1927
- 3. Митрополит Старорусский Алексий. 1932
- 4. Митрополит Новгородский и Старорусский Алексий. 1932–1933
- VII Митрополит Алексий.
- 1933–1945
- 1. Назначение на кафедру. 5 октября 1933 года
- 2. Деятельность по преодолению нестроений и расколов. 1934–1941
- VIII Русская Церковь в годы войны
- 1. Служение в блокадном Ленинграде. 1941–1943
- 2. Митрополит Сергий в эвакуации
- 3. Архиерейский Собор 8 сентября 1943 года. Избрание Патриарха Сергия
- 4. Снятие блокады Ленинграда
- 5. Кончина Патриарха Сергия. 15 мая 1944 года
- 6. Местоблюститель Патриаршего Престола
- 7. Архиерейский Собор 21–23 ноября 1944 года
- X Патриарх Алексий I.
- 1945–1970
- 1. Поместный Собор. 31 января — 2 февраля 1945 года
- 2. Избрание Митрополита Алексия Патриархом. 2 февраля 1945 года
- 3. Интронизация. 4 февраля 1945 года
- X Патриарх Алексий в послевоенные годы
- 1. Миротворчество Русской Православной Церкви
- 2. Свято-Троице-Сергиева лавра
- XI 25 лет во главе Русской Церкви.
- 1945–1970
- 1. Патриарх Алексий о благолепии богослужения
- 2. Кончина Патриарха Алексия. 17 апреля 1970 года
- Об авторе
- Примечания
- Именной указатель
[1] Форма прямого обращения к Синоду была «Ваше Святейшество».