Москва, 24 октября 2015 г.
23 октября 2015 года, по окончании всенощного бдения в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустыньСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси, и архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси, сообщает Патриархия.ru.
Чин наречения состоялся в соответствии с определениями Священного Синода от 22 октября 2015 года (журналы №№ 62, 63).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского СоветаРусской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита.
Избранные к архиерейскому служению священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами.
Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Ныне, с упованием на бесконечное милосердие Божие и ваши святые молитвы, предстою я пред Господом Иисусом Христом и вами. В искреннем признании своей немощи и недостоинства, с осознанием высоты и великой ответственности предстоящего призвания, всецело вверяю себя водительству непостижимого и всеблагого Божественного Промысла. Ободрение нахожу в словах духовного покровителя нашей святой обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского: «Господь милосердый да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви для употребления на общую пользу. Воля Господня да будет» (Из речи при наречении).
Мысленно оглядываясь на пройденный до нынешнего дня путь, могу лишь вознести благодарения Господу за ниспосланные мне незаслуженные и великие благодеяния и за людей, через которых эти милости были явлены.
Тридцать три года назад Господь сподобил меня принять святое крещение, переродившее всю мою жизнь, и сразу после этого привел в Псково-Печерский монастырь, ставший моей духовной родиной. От всего сердца я сегодня хотел бы поблагодарить тогдашних — и отошедших ко Господу, и ныне здравствующих — насельников этой древней обители, и в первую очередь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Они открыли для меня бесконечную любовь Божию к Своему созданию и не сравнимое ни с чем ощущение присутствия всемогущего Божественного Промысла в нашем мире. Самой своей жизнью эти подвижники показывали, каким может и должен быть человек: христианином — свидетелем Христовым и искренним Его учеником; монахом — находящим Бога в путях покаяния, молитвы и смиренного послушания Божественной воле; и, наконец, истинным пастырем — безраздельно живущим ради Христа и Святой Его Церкви, самоотверженным служителем Царствия Небесного и народа Божиего.
Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего.
Искренне благодарю я и наместников, при которых проходила моя монашеская жизнь: архиепископа Гавриила (Стеблюченко) и почившего архимандрита Романа (Жеребцова), наместников Псково-Печерского монастыря, а также архимандрита Агафодора (Маркевича), наместника московского Донского монастыря.
Особо от всего сердца благодарю моих собратий — насельников московского Сретенского монастыря, а также воспитанников и преподавателей Сретенской духовной семинарии, многочисленных наших прихожан. Вот уже двадцать два года Господь дает мне счастье быть вместе с ними, молиться и участвовать в возрождении нашей любимой обители.
Хотелось бы выразить чувства глубокой благодарности почившему Патриарху Алексию. Поблагодарить отошедшего ко Господу митрополита Лавра и ныне здравствующих архиереев и священников нашей Церкви в России и зарубежье, с которыми довелось трудиться в деле церковного воссоединения.
В те незабываемые годы, когда велись долгие и сложные переговоры с Зарубежной Церковью, Господь сподобил меня ближе познакомиться с Вами, Ваше Святейшество. Тогда я увидел, как спокойно, не обращая внимания ни на какие, даже самые активные, внешние факторы, Вы с полной отдачей исполняли возложенную на Вас миссию. Признаться, в те дни некоторые участники переговоров, в том числе и я, не смогли сразу понять и оценить всю мудрость, системность и дальновидность Вашего подхода к решению задач Церкви. Иногда казалось: быть может, что-то излишне усложняется, на что-то можно вообще не обращать внимания, что-то допустимо сделать побыстрее. И только теперь, когда минуло более восьми лет со дня подписания канонического Акта о воссоединении, вдруг понимаешь: слава Богу, а ведь ничто за это время не смогло омрачить наши отношения с Зарубежной Церковью! И стало это возможным благодаря Вашей мудрой проницательности и благожелательной, но непреклонной настойчивости в решении вопросов и проблем, которых мы тогда либо не видели, либо не предавали им значения.
Ваше Святейшество! Позвольте принести Вам глубокую сыновнюю благодарность за оказанную мне великую честь избрания во епископа Христовой Церкви. Приложу все силы, чтобы оправдать Ваше доверие и доверие Священного Синода. Прошу Вас вознести свои святительские молитвы, дабы мне достойно проходить архипастырское служение в Церкви Христовой.
Слово архимандрита Антония (Севрюка) при наречении во епископа Богородского