Мужиками не рождаются — ими становятся. Становятся от улыбки доброго маминого друга, на встречи с которым мама наденет на тебя рубашку в цвет своего платья. Мамин друг будет смеяться и шутить, отводя глаза от ваших одинаковых нарядов, и дарить тебе машинки.
Мальчики становятся взрослыми, когда идут с отцом первый раз в поход с ночевкой. Мужики — по дороге в прачечную, куда ты с мамой ходишь по вечерам, после маминой работы, чтобы мыть там полы, пока твои одноклассники смотрят «Спокойной ночи, малыши» и укладываются в кроватки. А ты будешь потом идти по ночной улице, держа маму за руку, и рассказывать истории про рыцарей, пиратов и разведчиков из новой книжки, чтобы она не сильно боялась. Но больше всего на свете мама будет бояться не разбойников, а того, что вы станете жить хуже, чем другие. Но тогда ты этого не понимал, слишком хотелось спать, а еще нужно было делать уроки, которые ты, как всегда, оставил на потом…
Все вопросы об отце будут отдаваться болью в ее глазах, и ты в конце концов перестанешь их задавать. Отец так и останется для тебя космонавтом, героическим и смелым, не вернувшимся с далекой одинокой планеты, и даже когда вы встретитесь, это ничего не изменит. На свое совершеннолетие ты прилетишь к отцу, чтобы посоветоваться о своем будущем, и в глубине души будешь надеяться, что он позовет. Но он не позовет — у него другая семья и трое сыновей, о которых надо заботиться. Вы будете разговаривать в саду старого большого дома под желтой черепицей на горном склоне, куда тебя принесли из роддома и в котором ты помнишь каждую трещинку. Отец будет ходить между яблонь с мотыгой, в джинсах и большой соломенной шляпе, и в конце разговора неожиданно скажет, что никого не любил, кроме твоей мамы. А ты просто пожмешь плечами, потому что это уже неважно, и не задашь простой, мучающий тебя с детства вопрос: почему, если ты ее любил, мы жили одни в другом городе? У него будет два инфаркта и грустные глаза, вы молча обниметесь и поцелуетесь, как это делают мужчины, когда расстаются навсегда.
В твоем словаре “папа” — это святое
У тебя появится отчим, и хотя он выстругает тебе меч для новогодней елки и возьмет на футбол, ты упорно будешь называть его дядей, потому что в твоем словаре «папа» — это святое. И когда он уйдет, твой хрупкий мир разлетится на куски, и склеить его не получится. У мужиков, как у саперов, ошибиться можно только один раз. Вы станете с дядей хорошими приятелями, но обо всем важном и серьезном, что должны узнавать мальчики в свое время, ты будешь узнавать от старших во дворе.
Они научат тебя плавать, и это произойдет решительно и быстро. В лодке на середине реки ребята скажут: «Плыви!» И хотя тебе страшно до смерти, страшнее — прослыть трусом. Ты наберешь полные легкие воздуха и бросишься в воду и сначала по всем законам физики пойдешь ко дну, а потом станешь барахтаться, стараясь держать голову высоко, и в конце концов выплывешь, потому что не выплыть просто не можешь. Ты нахлебаешься воды, но потом будешь стоять возле берега, покачиваясь от усталости и напряжения, и улыбаться. Уже к середине лета ты будешь переплывать реку и нырять с перил моста «щучкой», там, где взрослые дяди решаются только «солдатиком». А потом на пляже устраивать гонки ракушек, которые ползают по дну очень шустро, и просто лежать на песке, млея от солнца и огромного, как голубое небо над головой, счастья. Главное было вернуться домой раньше взрослых, чтобы успеть высушить плавки, прижимаясь к горячему от летнего солнца гаражу. Плавки быстро высыхали, но красные от речной воды и спутанные непослушные волосы все равно будут красноречивее любых объяснений.
В пионерский лагерь с интернациональной сменой с чешскими пионерами, приезжающими на каждое лето к нам, в Камышлов, из города-побратима Карловы Вары, я попадал за плохое поведение в школе. У них были ярко-малиновые пионерские галстуки, мечта любого советского школьника — жвачка «Лелек и Болек» и конфеты «Бон Пари», но это не спасало от необходимости купаться по свистку, маршировать под барабан, выкладывать из шишек клумбы и петь слащавые песни у костра — это никакими чешскими пионерами было не исправить. Разве может человек, выросший на берегу реки, у которого дома все записи Высоцкого, Галича и Окуджавы, купаться по свистку, а потом распевать песни из кинофильма «Приключения Электроника», глядя на то, как жарятся шашлыки из картошки на ивовых прутиках?
Мясо для шашлыков я умел мариновать с третьего класса, а потом готовил его в походах, когда мы ходили на один тайный залив в зарослях ивы на месте заброшенной узкоколейки. Мы сделали там настоящий лагерь с навесом, очагом и скамейками. И два плота из старых бревен, на которых мы путешествовали среди зарослей камыша и белых кувшинок лилий.
В пионерском лагере всегда найдутся такие, которые не любят сон в тихий час, а любят купаться, и запретная вода будет особенно приятной в этот жаркий солнечный день. Когда вы под вечер вернетесь, будет скандал и вызовут родителей. Они будут краснеть за вас, качать головой и сердиться, а в конце скажут: «Иди собирай чемодан, через два дня полетите с бабушкой в Сочи, горе ты луковое!»
А еще у нас были книги. Самые настоящие книги, которые мы читали, брали в библиотеках, выменивали и дарили. Это сейчас ребятки общаются с помощью лайков, сидят в «Одноклассниках» и «Фейсбуке», выпендриваясь чужими мыслями по поводу бесконечных сериалов и низкопробного мыла. А у нас в телевизоре были Шерлок Холмс, Штирлиц и балет. Поэтому всё остальное мы находили в книгах Джека Лондона, Жюля Верна и Вальтера Скотта, которые запоем читали. Иногда я брал в библиотеке по десять, пятнадцать книг, и всё равно было мало. Моими первыми книгами были «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Робинзон Крузо». Я читал их перед растопленной печкой большой комнаты нашей маленькой неблагоустроенной квартиры и размышлял, что взять с собой на необитаемый остров. И словно Робинзон в огромном чужом мире, инстинктивно находил друзей, которым было бы лучше в джунглях, чем здесь.
Первыми моими друзьями были Андрюха и Игорь. Андрюха жил со своей вечно пьяной матерью — билетершей в мужской бане — и четырьмя вечно голодными братьями и сестрами в темном сыром подвале старого дома. Другим мальчикам с ним не разрешали водиться, потому что он был задирой и от него плохо пахло, а мы с ним облазили все пустыри и старые чердаки и собрали первый в моей жизни велосипед.
Игорь, старше меня на три года, был инвалидом по зрению и учился в спецшколе, которую в народе называли «Балеткой». Он был прирожденным путешественником. В наших играх всё было по-настоящему. Настоящая хижина в лесу (куча веток в глубине парка), настоящее оружие (духовые ружья из велосипедных насосов, стреляющие пластилином), настоящие путешествия по джунглям (ивовые заросли на берегу реки подходили для этого лучше всего).
Через заросли ивы, крапивы и лопухов, увитые диким плющом с мохнатыми шишками, за которым почти не было видно солнца, тропинка вела к реке. Даже в самый светлый день здесь было сумрачно, сыро и таинственно, пахло плесенью и приключениями. Она часто убегала, встречаясь с другими тропинками, которые тоже куда-то убегали, и потеряться было проще простого. От этого сердце наполнялось сладкой тревогой и решимостью, а ноги шагали увереннее и быстрее. Там, где маленькая речка Камышловка впадала в большую Пышму, мы разбивали лагерь, а потом весь день купались, рыбачили и жарили на костре рыбу. Еще Игорь умел лучше всех наших друзей играть в шахматы. У него был настоящий микроскоп в красивом деревянном чемоданчике, выложенном бархатом, с множеством сменных линз и разных стекляшек. Наши школы стояли по соседству, и каждое утро мы ходили на уроки вместе.
Инвалидов советские хулиганы презирали и ненавидели и часто устраивали на них нападения. Это были не какие-то детские игры в казаков-разбойников, а самый настоящий мордобой с палками и кровью. Собирались десять хулиганов, ждали перемены, когда школьники-инвалиды выйдут во двор поиграть, и неожиданно нападали. Ребята из «Балетки» не то что драться, убежать не могли, и их можно было легко избить. Ребята-инвалиды защищались, как могли, но силы были не равны. Попробуй подерись, когда ты на костылях, а к тебе неожиданно врываются и бьют по голове! Помню, Игорь пришел с разбитыми очками, порванной курткой и огромным синяком под глазом. Он не плакал, а только сопел и хмурился. Всю дорогу до дома мы молчали. Вечером он не вышел гулять. И на следующий день тоже. Потом «Балетку» закрыли, а всех ребят с ограниченными возможностями поселили в интернат за высоким забором, где все входы и выходы строго контролировались. Там было как в тюрьме, все находились под круглосуточным наблюдением и жили по звонку. Родители Игоря не хотели, чтобы их сын-отличник сидел в тюрьме только потому, что у него слабое зрение, и уехали из нашего города навсегда. Больше я Игоря никогда не видел. С тех пор прошло много лет, а интернат стоит на том же месте, что и в нашем далеком детстве, — прямо напротив городского СИЗО.
В классе я сидел за партой с Сережкой, болезненным и слабым от рождения мальчиком, переехавшим в наш городок откуда-то с Севера. Когда в классе появлялся новенький, его обязательно били. Так полагалось. В нормальных классах били пару раз для науки, у нас — постоянно. Это страшно, когда бьют каждый день. Бьют сильно, зло, беспощадно, а главное — ни за что. Убежать невозможно. Жертву караулили возле раздевалки или за углом школы. Или прямо возле подъезда. Жаловаться родителям или учителям было бесполезно. Покричат, поругают, к доске поставят. А дальше-то что?
Одним зимним вечером Сережку поймали хулиганы и принялись сбрасывать в полный снега овраг на реке рядом с его домом. Он горько плакал, умолял, но каждый раз, когда выкарабкивался, его пинками сбрасывали обратно. Когда он обессилел и уже не мог подняться, он сжался в комочек внизу и вдруг дико начал кричать: «Мама, мама!» На крик прибежала какая-то женщина, случайно проходившая рядом. Хулиганы убежали. Эта женщина отвела его домой. Он еле мог идти.
Другой мальчик из-за постоянных побоев убежал из дома. Он боялся идти в школу, потому что не мог больше выносить побои, и боялся остаться дома, потому что родители всё равно отправляли его утром в школу. Его нашли через месяц, грязного и голодного, на каком-то чердаке. Нашли случайно. Какая-то бабка развешивала белье и, услышав шорохи, решила: воры. Вызвала милицию. Когда этот мальчик вырос, то попал в тюрьму за то, что вдвоем с друзьями насмерть забил какого-то таксиста. Как потом говорили, убили потому, что нечем было расплатиться…
Моя грузинская фамилия и физическая ненависть к несправедливости, доставшаяся от родителей, пользовались у хулиганов повышенной популярностью. Но в отличие от Сережки, я относился к дракам по-философски, да и занятия в секциях дзюдо, футбола и бокса тоже помогали.
Любой мужик должен был уметь за себя постоять. И тогда тебя уважали. «Ты должен быть сильным! Ты должен уметь сказать: “Руки прочь! Прочь от меня!”. Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?» — подпевали мы любимому Виктору Цою и шли в подвалы, где проводили всё свободное время. Пока Горбачев вырубал виноградники, братался с американцами и раздавал страну направо и налево, ребята строили в подвалах старых хрущевок свой маленький свободный и честный мир, где всё было настоящим и общим.
В те времена мужики дрались по-честному — один на один или стенка на стенку
В нашем подвале были качалка и боксерский зал, комната с диванами, телевизором и кабельным ТВ, по которому мы смотрели по вечерам боевики с Брюсом Ли и Ван Даммом. Здесь мы встречали дни рождения и Новый год, целовались с девчонками, а потом дрались с другими подвалами, отстаивая мужскую честь и право прямо смотреть в глаза. В те времена мужики дрались по-честному — один на один или стенка на стенку, но никогда исподтишка или подло.
Девушки приходили в подвал по двое или трое, громко смеялись, строили глазки, пахли мамиными духами. Поддавшиеся их обаянию начинали ходить с девушками под ручку после школы и на дискотеку, дарили избранницам кольца и цепочки из цыганского золота, а затем уходили из школы в СПТУ, где учились на шоферов и машинистов электровозов. А мы тренировались в подвалах и готовились поступать в вузы, которые большинство потом с успехом и закончили.
Я пришел просить мопед, а мама сказала: “Ты уже взрослый. Пойди и заработай!”
А еще мужики работали. Топ-менеджеры и селебрити еще не родились, и в стране, которую мы успели застать, труд был в почете, и тех, кто работал, — уважали. Когда я окончил седьмой класс, все сверстники стали обзаводиться двухскоростными мопедами и мотоциклами. Я пришел просить себе такой, и мама сказала: «Ты уже взрослый. У тебя сейчас каникулы. Пойди и заработай!» В строительную организацию под названием «Камекс» нас с другом взяли подсобными рабочими безо всяких разговоров. Мы таскали раствор, подавали каменщикам кирпичи и делали, что скажут. Свою первую зарплату я тоже помню, и она была большой. Когда билет от Екатеринбурга до Сочи стоил 48 рублей, а мотоцикл с рук — около 60, я получил целых 124 рубля! На море с мамой я, конечно же, не поехал, остался дома один. Море? Да кто его не видал! Утопающий в зелени летний притихший город лежал у наших ног. Грабьте, Киса! И мы его «грабили»! Крез по сравнению с нами был жалким оборванцем. Пиво или сигареты нас не интересовали. Газировка, мороженное, парк аттракционов, кино и река — до сих пор не забуду гимн по радио, под который я просыпался, чтобы отправиться с утра пораньше на рыбалку. Гимн был мужественным и прекрасным, страна за окном была прекрасной, и впереди у нас было только хорошее! Так мы думали.
Начало 1990-х, время малиновых пиджаков, ваучеров и разграбления великой страны. Свобода обрушилась на Россию как цунами, моральные законы оказались на свалке вместе с советской идеологией. Новая мораль говорила: homo homini lupus est. Человек человеку — волк, а счастье в деньгах! Зарабатывай любыми средствами, бери, сколько можешь, делай, что хочешь, ибо сегодня живы, а завтра умрем! Когда заокеанские дяди привезли к нам в страну новый образ жизни и наркотики, мужики оказались к ним не готовы, и никто не был готов, и многие тогда умерли. Наркотики продавались на крыльце главного корпуса нашего университета, а людей расстреливали прямо на улицах. Мы с другом, будущим главным тренером взрослой сборной России по карате Георгием Хижняковым, охраняли нашего старосту Пашу, когда он ходил за стипендией для группы, чтобы его не ограбили по дороге. А через дорогу от Тюменского университета был Знаменский кафедральный собор, и никогда я не видел на службах столько народа, как в те лихие времена.
Многие из нас пришли в храмы: ничего благороднее и прекраснее не было на свете, чем служить Богу и стоять за правду
Открытые повсюду храмы появилась в нашей жизни в 1990-е, и это было настоящим чудом. Для тех, кто видел, как их разрушали, взрывали, заколачивали, делали из них склады и музеи, это было словно Небо сошло на землю. До Знаменского, куда я сбегал с пар в университете, я был в церкви только раз — в далеком детстве, с родителями. Та церковь находилась в старом домике возле кладбища, а главный городской собор — храм Покрова — с тех пор, как из него убрали склад, стоял заколоченный и оскверненный. Когда его отреставрировали и восстановили, вдруг оказалось, что многие горожане, и не только бабушки с внуками, любят сюда ходить по воскресеньям.
Прежде загнанная и бесправная, Церковь вышла из подполья, и наша жизнь изменилась. Выяснилось, что царившее вокруг зло вовсе не всесильно. Чем яростней и темней была буря, тем ярче горели кресты на куполах вновь открытых храмов. Оказалось, что есть Тот, Кто победил зло, воздвиг Церковь Свою и сделал ее непобедимой. Каждый мог прийти сюда и, исповедовав Распятого Бога, получить помощь и силу, выйти на дракона и победить. Вера и любовь стали знаменем этих новых первых христиан, которым они освещали серую жизнь вокруг. Они не были одинокими, слабыми и беззащитными, и мужики инстинктивно это чувствовали. Многие из нас пришли в храмы и остались там, потому что ничего благороднее и прекраснее не было на свете, чем служить Богу и стоять за правду. Многие стали священниками и монахами и посвятили свою жизнь Христу. И никакой бизнес, которым многие тогда занимались, помешать этому не мог.
Карьера Женьки была расписана до пенсии, а он уехал на Валаам и стал монахом
Помню, как мой друг Женька после очередной удачной сделки, когда мы купили партию двухкассетных магнитофонов в универмаге в Тюмени, где я учился, и продали в Екатеринбурге, где учился мой друг, а на вырученные деньги купили 20 золотых печаток, мой лучший друг Женька отдал мне всё свое золото и сказал: «Знаешь, ты его забери! Мне это не нужно! Никаким бизнесом я больше заниматься не буду!» Он с красным дипломом окончил Юридическую академию, его отец был начальником городской милиции, а карьера расписана до пенсии, а он уехал на Валаам и стал монахом. Сейчас живет где-то в скиту на Афоне.
Он всегда был прямым и смелым, мой друг Женька, а я шел к храму тернистым окружным путем, который неизвестно куда бы меня привел, если бы Господь однажды не решил положить этому конец и не вырвал меня из моей обычной жизни, как репку из грядки. Я увидел сон. Это был самый страшный сон в моей жизни. Я лежал в гробу, белый и некрасивый, а надо мной убивалась мать. Она рвала на себе волосы, царапала в кровь лицо и страшно рыдала. Я в ужасе проснулся, и первой мыслью было пойти в храм и как можно скорее окреститься. Когда я переступил порог Покровского собора, церковные бабушки, привыкшие давать советы молодым людям, взглянув мне в лицо, давать советы передумали и побежали за священником. Он спокойно посмотрел мне в глаза и сказал: «Вам чего?» — «Мне покреститься!» — «Приходите завтра!» Я не знал, что за крещение нужно платить, а еще нужен крестик и восприемники. Священник сказал принести крестик из лавки, а потом меня окрестил. Я не смог уйти из храма. Стал ходить на все службы, и чем больше ходил, тем больше становилось радости на душе. Хотя я мало что понимал в службе, сердце в храме ликовало и пело, и с этим ничего уже нельзя было поделать. Как нельзя ничего поделать с улыбающимся младенцем на руках, кроме как обнять, поцеловать и прижать покрепче к груди.
Не был слабым, немощным и.т.д. Просто был трусом. Отца не было. Если класса до пятого спокойно дрались, ставили друг другу синяки, то потом появилась группа ребят, сильных, дерзких, занимающихся таэквондо, жестоких. И тогда я сломался. Страшно было получать. Терпел удары баскетбольным мячом по голове, обидные надписи, карикатуры, издевки. Так и вырос недомужчиной.
Недавно встретил меня вконтакте парень из группы обидчиков. Ему нравятся мои стихи, он их читает, берет на страницу, искренне ими восхищается. Для него все что было вряд ли было чем-то значимым. А я не могу избавиться от прошлого.
Спасибо Вам Денис, за этот рассказ!
То же самое и в стране: сверху - "ленин-партия-коммунизм", а реальная жизнь - это ваши собственные проблемы. Я помню, с каким презрением мы, дети, относились ко всей этой идеологической жвачке, с какой жаждой выискивали крупицы чего-то настоящего, живого, человеческого. Значит, Господь и тогда не оставлял нас, даже в то духовно голодное время.
Я говорил про отсутствие полноты.
Вы привыкли к искажённой совецкой действительности.
Представьте, что совецкая судебная система оставляла бы детей после развода отцам. И песенки бы пелись — пусть всегда будет папа; и комнаты были бы только "отца и ребёнка".
То есть отец и дитя — это совецкая семья. А одинокая разведённая мама тогда — не семья. Так? Или же женщина считала бы сама себя не чужой для ребёнка? Сама-то она себя кем считала бы, семьёй или нет, при этом ребёнок же с ней не живёт? Получается у ребёнка две семьи?
У вас всё просто, когда игра только в одни ворота. Вы женщин тоже делите на настоящих и ненастоящих?
Желаю вам семейного счастья. Помоги, Господи.
Хороший рассказ о нашем детстве...ярко и точно.
Ещё скажу вам насчёт духовника: в прекрасной книге игумена Бориса Долженко есть несколько правил, как выбирать духовника. И вот первое, цитирую: "У него (священника) должно быть СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ для общения с духовными чадами - для исповеди, бесед (хотя бы кратких), разбора недоумений, объяснения непонятного".
Да поможет вам Господь, Павел!
У меня взгляды на многие события в нашей жизни такие, что их вообще никому не расскажешь, вот я гневный второй отклик написал, фактически разнос автору - не публикуют, и правильно не публикуют, там злая перебранка с автором с моей стороны, а писал-то я не на минутных эмоциях, написал то, что копилось в душе 25 лет. Так что я давно привык, что никто меня не слышит и к тому, что я "не мужик". И никого в этом стараюсь не винить. Хотя плохо получается. Так что простите, если много написал и выплеснул в предыдущем отклике личную обиду.
Павел, я от природы был сильным, всю жизнь в спорте, хочу тебе сказать, что мужики не те кто с мышцами или умеет драться, мужик тот кто умеет терпеть. Не сдавайся, брат!
Стало жутко... какой-то репортаж из
ада или детской колонии..
– Там зло было очевидно, а сейчас у детей оно в интернет зависимости, в зависимости от соцсетей, в порно–зависимости, в отсутствии книг о героях и предателях, в очерственнии и непонимании добра и зла.
В том счастливом прошлом злодеи были реальны и друзья были настоящими.
Мой духовный отец, отец Сергий Фейзулин, преподает Православие в Школе искусств на Ленинградском проспекте. По четвергам у нас беседы. Приходите к нам! Мой телефон 903 710-56-22 Ирина
У меня самого, от рождения, видимо, предельно слабые руки и почему-то раньше была такая низкая выносливость, что я не в силах был даже качаться (в Церкви хоть с выносливостью дела приходят в порядок, стоять-то надо на службе), да еще истерил при всяких издевательствах, не по своей воле - мое младенчество сложилось так, что я много лет жил на психотропных препаратах и в итоге попал в психушку, как меня от нее ни прятали. Подробности не привожу. Никто из мальчишек, естественно, знать не мог и не хотел, почему я истерю. На мое материно нерусское воспитание, на мусульманскую злость в характере никто даже внимания не обращал. Гантели по 5 кг мне покупать отказались со словами, что у тебя уже есть отцовские детские двухкилограммовые (легенькие, как пушинка). Из секции самбо меня выгнали со словами, что психам нельзя учиться борьбе. Ни одного хорошего преподавателя физкультуры мне не попалось до института, все хамили, видя слабость, как один, пока не нашелся грамотный в физвоспитании мужик, который посмотрел, как я, обливаясь потом, пытаюсь по его командам со всеми вместе качать пресс на шведской стенке, сказал, что я просто не смогу, как все, и отправил бегать по утрам. Уместна цитата из песни совсем про другое: "Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость"... А как быть мужиком хотелось!
Вы думаете, что рисование скобочек добавит "убедительности" вашим "гггг"?
И почему же во время войны у станков дети стояли, а не мужчины?
"В советское время мужчины в большинстве своём были кто в лагерях, кто выслан, кто на войне"
Гггг))) Прям в большинстве?)) Как... интересно) Знаете, вы могли бы это рассказывать на каком-нибудь парагвайском сайте, но не надо русским-то ;)
В советское время мужчины в большинстве своём были кто в лагерях, кто выслан, кто на войне... Очень многие росли без отцов. Вот даже в моём поколении у всех были бабушки, но очень мало у кого были дедушки.
У моей бабушки был муж и было 6 братьев; не осталось никого. Второй дедушка рано умер, так про него говорили: вовремя умер, а то и его забрали бы, как забрали и расстреляли двух его братьев (а они были простые рыбаки).
Женщина привыкла быть и за маму, и за папу. Это был не выбор женщины, а горькая реальность.
Так что всё то, о чём вы пишете, - не от хорошей жизни. Не надо обвинять женщин.
Из "пропагандистской" песенки про маму:
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек...
Огромное спасибо за этот удивительные по своей глубине рассказ. Просто до слёз, до крика эти воспоминания. Царство Небесное умершим в это лихое время, низкий поклон священству и автору.
Вы никак не опровергли мои слова. Брак — это союз мужчины и женщины. Вы несогласны? Вы хотите считать одинокую женщину замужней? Я-то никого не осуждаю, просто зачем закрывать глаза на трагедию, если она есть?
Это в СССР пропаганда внушала, что для человека семья — это только мать. Как пелось в известной песенке, пусть всегда будет мама, а про отца вообще ни слова.
Вы не считаете ли оскорблением для отцов, когда есть "охрана материнства и детства", а "охраны отцовства и детства" нет? Не оскорбляет, когда есть комната "матери и ребёнка", а комнаты "отца и ребёнка" нет? Не оскорбляет, когда есть "мать-героиня", но "отец-герой" при этом вообще не существует?
"..Может быть, будет для вас открытием, но мать и ребёнок — это НЕ семья"
И вправду, это будем открытием - причем не для одной, а для миллионов женщин, попросту брошенных их уважаемыми "половинками" зачастую сразу после обнаружения беременности или вскоре после рождения ребенка. Я прожил в такой "не семье" с 0 до 35 лет, а потом, милостью Божией, создал семью с девушкой моего возраста из такой же "не семьи". И для меня утверждение Читателя тоже большое открытие. А для вырастившей и воспитавшей меня мамы - так просто стало бы оскорблением, если бы она его прочитала..
Почему вы решили, что взрослый сын будет уважать мать, если он видел, что мать НЕ уважает отца?
Вы не уважаете отца сына, вы не уважаете мужчин, а сын, видя всё это, будет вас уважать?
Может быть, будет для вас открытием, но мать и ребёнок — это НЕ семья.
Спасибо! Многая и благая Лета автору.