Православный календарьПравославный календарь
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.

Атеизм тогда и сейчас

    

Недавно меня спросили, чем, на мой взгляд, отличаются атеисты XIX – ХХ веков от атеистов нынешних. Атеистическое мировоззрение в XIX веке во многом понятно и соблазнительно, но с тех пор произошло нечто, что не дает придерживаться этого взгляда с прежней невинностью.

Для начала надо уточнить, что атеисты, конечно, бывают очень разные, и я замечу, что речь идет о тех, кто исповедует то, что я бы назвал базовым мифом атеизма. Как бывший атеист, я с некоторой ностальгией читаю атеистические сайты. Помимо насмешек над нашим братом «тупым веруном», там встречается определенный сюжет, или, как говорят, нарратив, который описывает мировую историю с точки зрения авторов сайта, – некий базовый миф, в свете которого интерпретируется все происходящее.

Как и в любом уважающем себя мифе, в нем есть основной конфликт, который определяет всё развитие истории. В данном случае это конфликт добра в виде разума, свободы, науки, смелости, открытости с одной стороны и зла в виде религии, рабства, предрассудков, слепой веры с другой. Как гласит один атеистический демотиватор, «если бы не христианство с его темными веками, мы бы уже осваивали галактику». Это может показаться смешным, но люди в это верят.

У подобного взгляда довольно древняя и почтенная история. Он восходит к Эпохе Просвещения XVIII века. Хотя большинство мыслителей той эпохи не были атеистами, именно они сформулировали противопоставление разума и традиции, которое лежит в основе атеистического взгляда на человеческую историю. Согласно этому взгляду, человечество пребывает в плену суеверий и традиций, которые почитаются людьми только из-за их древности. Однако если мы наберемся смелости порвать с ними и решимся использовать собственный разум в качестве критерия того, что хорошо и что плохо, мы сможем взять свою жизнь в свои руки и радикально ее улучшить.

В этом взгляде есть своя привлекательность и частично он верен: не все традиции одинаково хороши, и когда, скажем, христианские миссионеры прибывают в индийскую деревню, перед ними стоит задача побудить местных жителей оставить некоторые их традиции в прошлом. Использовать разум – хорошее дело, Бог на то нам и дал его, чтобы мы его использовали.

Поэтому не будем судить строго людей, которые в XIX веке верили в то, что человечество неотвратимо движется от веков суеверия и мрака к светлому будущему, которое будет определяться разумом и наукой. Религия злобно цепляется за прошлое, но она обречена исчезнуть и открыть дорогу новому. Это соблазнительный и во многом понятный взгляд. Но с тех пор произошло нечто, что не дает придерживаться этого взгляда с прежней невинностью.

Беседуя в сети с атеистами, я часто чувствую себя как бы некоторым динозавром, реликтом эпохи, о которой мои собеседники имеют самое туманное представление, как я – о временах матушки Екатерины. В возрасте большинства из них я не просто был атеистом, я жил в обществе, официальной идеологией которого был научный атеизм. Он провозглашался повсюду: в детских научно-популярных книжках (которые я очень любил читать и из ностальгии выискиваю в сети и сейчас) обязательно сообщалось о «борьбе науки и религии», рисовался образ героя-ученого и его антагониста – невежественного, корыстного, алчного священника, верного союзника эксплуататорских классов.

Домой к нам приходил прекрасно изданный журнал «Атеистические чтения». До сих пор помню некоторые перлы оттуда: «мой сын, смирению учитесь у овец – боюсь, что стричь меня вы будете, отец». Или жуткий стихотворный рассказ про то, как «был на костре – другим на страх – преступник маленький сожжен». Бедный мальчик задавал слишком много вопросов – и злобные попы заковали его в цепи и сожгли на костре. К счастью, у нас в стране (на тот момент) было покончено с такими ужасами, и я был благодарен партии (и лично Леониду Ильичу) за то, что попы не смогут до меня добраться – а вот на Западе, в странах капитала, нашим братьям по разуму, атеистам, приходилось туго.

Царство разума и науки, где были побеждены религиозные предрассудки, а люди шли к светлому будущему при все более ярком свете науки, мне хорошо знакомо. Я там родился и вырос. Это все мы проходили, это все нам задавали.

В отличие от атеиста XIX века – который не знал и не мог знать – атеист XXI века неизбежно знает, что эксперимент с атеизмом уже был поставлен. Масштабы этого эксперимента не могут не поражать: после Второй мировой войны примерно треть населения планеты жила под властью атеистических режимов – в Китае, СССР и странах Варшавского договора. Это были разные страны с разными культурами и историей. И во всех них атеизм принес те плоды, которые он принес. Царства разума не получилось.

Религия, которая считалась источником всех зол и бед, несправедливости, угнетения, ненависти, репрессий по отношению к инакомыслящим, была успешно преодолена в СССР, Китае, Кампучии, Албании и ряде других стран. А несправедливость, ненависть, репрессии и прочие беды никуда не делись – а только усилились. Оказалось, что когда «религиозный дурман» рассеялся, никакого светлого царства не явилось, и вообще лучше никому не стало.

Чтобы держаться той же мифологии – все зло от религии, вот стряхнем с себя духовную сивуху и запируем на просторе – нужно намеренно игнорировать (или перевирать) всю историю ХХ века. Как в своей знаменитой книге «Бог как иллюзия» говорит Ричард Докинз, «не думаю, что в мире есть атеисты, готовые двинуть бульдозеры на Мекку, на Шартрский собор, кафедральный собор Йорка, собор Парижской Богоматери, пагоду Шведагон, храмы Киото или, скажем, бамиянских будд». Для любого человека, сколько-нибудь знакомого с историей ХХ века, эта фраза звучит просто поразительно: как, профессор не в курсе того, что в России, Китае, Кампучии, Албании и еще много где атеисты уничтожили множество храмов, пагод и других религиозных построек, представлявших несомненную культурную ценность? Неужели он лишен доступа в интернет и не может навести справки, на которую у него ушло бы десять секунд?

Может, конечно. Но все эти сведения, которые так легко получить в наше время, будут отвергнуты, потому что они не сочетаются с базовым мифом. Варварство, вандализм, преследования должны быть четко привязано к религии, а атеизм должен приносить обильные плоды разума, терпимости и цивилизованности. Если история ХХ века показывает, что это явно не так – тем хуже для истории.

Когда людям указываешь на это прямо, они говорят, что или а) коммунисты не были атеистами, или б) они были атеистами, но их безобразия не имеют никакого отношения к атеизму.

Боюсь, что то и другое является отрицанием очевидного. Комиссары в пыльных шлемах исповедовали именно атеизм, о чем гордо и заявляли, и искореняли религию именно с целью насаждения атеистической идеологии.

В одной из своих статей тот же Ричард Докинз сравнивает каких-то неприятных ему людей с отрицателями Холокоста. Но чтобы отрицать бедствия, которые атеистическая утопия породила в ХХ веке, нужно проявлять интеллектуальную нечестность таких же масштабов. Атеист XIX века мог верить в базовый миф о том, что почти всё зло происходит от религии, от которой нас спасет разум и наука, с относительной невинностью. Атеисту XXI века для этого приходится пребывать в самом упорном отрицании всем известных фактов.

Сергей Худиев
Православие.Fm

Источник: Православие.Fm

28 октября 2015 г.

Рейтинг: 8.6 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Илья 8 октября 2016, 07:07
Алиса, Сергей Худиев в начале статьи указал, о каких именно атеистах идёт речь, в свете чего весь остальной текст выглядит очень даже логично. При этом светский гуманизм, который вроде бы не относится к атеистам подобного толка (т.е. о которых говорится в статье) сам по себе оказывается внутренне противоречив. С одной стороны провозглашение человека, его прав и свобод (в т.ч. вероисповедания) высшей ценностью, с другой - отвержение и критика религиозного мировоззрения как принципиально неверной позиции.
Алиса11 декабря 2015, 10:38
Атеисты быаают разными, это верно. Однако, когда говорят о т.н. научном атеизме советского времени и преступлениях советского режима против православия и других конфессий, всегда забывают об одной детали, а скорее православные даже и не знает о ней. Атеист может быть аморальным. Так же, как и православный, который грешит, нарушает каноны, правила и догмы Церкви, идя на преступление, отходя таким образом от веры. Однако многие забывают или не знают, что и у атеистов есть свой моральный кодекс. Он называется светским гуманизмом. Руководствовались ли им советские атеисты? Очевидно, нет.
Анна Филиппова29 октября 2015, 13:32
мне кажется, сейчас настоящие атеисты редки, и они - далеко не самая "проблемная" часть противников церкви. Кого я из них знаю - это заслуживающие уважения своей честностью люди, которые просто считают, что Бога и вообще невидимого мира нет.
Большинство же тех, кто сейчас не в церкви - это, к сожалению, люди, в невидимый мир верящие, пользующиеся услугами разных магов и экстрасенсов или, того хуже, пытающиеся сами "влиять на свою судьбу". Вот эти последние, таких знаю больше, чем атеистов, церковь просто ненавидят. Предъявляя ей обвинения от сожжения ведьм ("продвинутых""развивающих себя"...) и до, главное, зомбирования и запугивания людей, чтобы не допустить их до подлинной свободы духа. Да как это можно быть рабом любящего Бога! Это их слова.
Так что на мой взгляд если атеистов можно на шкале движения к Богу условно поставить на "ноль", то эти усиленно движутся в "минус".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×