Нет большего заблуждения, как связывать
благополучие своей страны
с внешним управлением
Пусть идея внешнего управления ни у кого не вызывает улыбки. К этой системе и сегодня прибегают некоторые страны в надежде, что внешнее управление обеспечит порядок, борьбу с коррупцией, процветание, экономическую и военную мощь. Однако нет большего заблуждения, как связывать благополучие своей страны с внешним управлением. Если же и сегодня помрачаются умы у некоторых людей, так что внешние авторитеты ставятся выше всего, что есть в своей собственной стране, то что же говорить о XVII веке!
Смута – это заблуждение
А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит – и в куда больших масштабах, – когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат…
Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения – он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.
Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность
Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе. И никакими ссылками на искусство, на свободу творчества, на свободу слова, свободу самовыражения нельзя разрушать нравственность народа. Делать это сознательно могут только те, кто желает разрушения страны, потому что целостность нравственного чувства нации и безопасность Отечества – почти синонимы. Когда наступал на нашу землю враг, что он делал в первую очередь? Он стремился разрушить нравственную жизнь народа, чтобы люди наши утратили нравственные ориентиры, и, наверное, мы бы никогда не победили в войне, если бы эти ориентиры потеряли.
Живо нравственное чувство нашего народа
Я не мог без слез на глазах смотреть кадры, запечатлевшие сочувствие многих и многих людей тем, кто пострадал в страшной катастрофе в небе Синая. Как люди, совершенно незнакомые друг другу, в том числе молодые, приходили, плакали, ставили свечи, возлагали цветы. Это говорит о том, что живо нравственное чувство нашего народа, и дай Бог, чтобы никаким псевдоискусством, псевдополитикой и псевдосвободой не была разрушена эта основа национального бытия. И мы молимся об этом в День народного единства, уповая, что наши молитвы достигнут Престола Божия и народ наш никогда не впадет в блуд, в смуту, в разрушение тех самых ориентиров, без которых не может быть самобытного и свободного бытия нашего Отечества.
Из проповеди
после Литургии
в Патриаршем Успенском соборе
Московского Кремля
4 ноября 2015 года, в праздник
Казанской иконы Божией Матери
Там, где единство, – там настоящая любовь и взаимная поддержка
Внутреннее единство – вот ключ, открывающий двери многих возможностей. Ведь там, где единство, – там необоримая сила и духовное братство. Там, где единство, – там настоящая любовь и взаимная поддержка. Там, где единство, становятся возможными великие «прорывы» в человеческой истории: материальные, духовные и цивилизационные.
Пример подобного народного единения был явлен нашими отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой отмечается в нынешнем году. Мы преклоняем свои главы перед подвигом нашего народа, вставшего на защиту Родины. Церковь, взирая на историю человечества сквозь призму веры, свидетельствует о том, что победа в этой войне также была проявлением милости Божией к нашим народам, сплотившимся для противостояния захватчикам.
Там, где нет веры, и Родина забывается
Главная особенность русской послереволюционной эмиграции заключается в противодействии ассимиляции и в сохранении своей веры и культуры. Русские в изгнании в большинстве своем не становились французами, немцами и американцами с «русскими корнями». Они всегда оставались русскими, православными, всегда верили в возрождение России, любви к которой были верны и прививали ее последующим поколениям.
Пастырский опыт показывает, что наибольшей сопротивляемостью к потере культурной идентичности обладают верующие люди. Это стало особенно очевидным при рассмотрении жизни последних волн нашей эмиграции. Там, где нет веры, паспорта сразу меняются и Родина забывается. Чтобы получать более высокую зарплату, человек разрывает связь с родной колыбелью. А люди верующие сохраняют эту связь, потому что центром их духовной жизни становится храм, участие в церковных Таинствах, в общей молитве, в жизни прихода, в жизни общины.
Церковь была и остается хранительницей единства народа
Церковь была и остается хранительницей единства народа. Она не позволяет расколоть верующих по национальному, территориальному или политическому признаку. Важным принципом устроения наших зарубежных приходов является объединение в вере поверх национальных и языковых различий, а также политических предпочтений. И то трагическое, что сегодня происходит в отношениях братских народов на пространствах бывшего Советского Союза, – в первую очередь имею в виду украинскую трагедию, – принципиально не изменило характер приходской жизни нашего народа за рубежом. Там, где были русские и украинцы, там они и продолжают оставаться вместе. И неслучайно на ослабление нашей Церкви сегодня направлены усилия крайних националистических сил на Украине, потому что они ясно понимают: покуда есть общее духовное пространство, никакие суверенитеты, никакие границы, никакие экономические противоречия не могут разрушить эту внутреннюю, духовную общность людей.
Мы – один народ Божий
Позвольте мне продолжить эту мысль и сказать, что самой, может быть, страшной угрозой всему Русскому миру являются крайний национализм и неприятие представителя иной национальности, иной культуры. Такие люди не уживаются в Церкви, им там тесно, душно. Они не соглашаются с главными посылами Церкви, объединяющими людей. Вот почему сегодня Церковь наша, как никакая другая организация, страдает от действий крайних националистических сил, в том числе подпитывающих своей негативной энергией братоубийственный конфликт на Украине. Послание нашей Церкви соотечественникам, находящимся за рубежом, просто и неизменно: помнить, что мы – один народ Божий, который созидает свое будущее в верности многовековой духовной традиции и в открытости к окружающему миру.
Но для того чтобы выходцы из стран исторической Руси могли оставаться частью единой цивилизации, сохранять свою самобытность, веру, традиционную систему ценностей и, конечно же, общий язык, одних лишь усилий Церкви недостаточно. Необходимы совместные церковно-государственные труды, а также усилия организаций соотечественников. Это тот путь, который нам предстоит пройти вместе.
Из слова
к участникам
V Всемирного конгресса соотечественников,
проживающих за рубежом,
5 ноября 2015 года
Может ли это как-то помочь в работе нашей Церкви? Наверное, да.
Почему, мной применяется словосочетание "в том числе"? Наверное потому, что в Библии буквально каждое слово, это дверь открыв, которую находишь для себя очередное сокровище.
Но есть и еще вопросы. И один из них: а что происходит с народом, хранящим Верность своему Господу, своему Отечеству, Вере своих предков? А ничего не происходит, народ живет и здравствует и в поте лица своего добывает хлеб насущный. Такой народ храним, ибо находится под защитой Господа своего.
И об этом нам также неустанно повторяет наш Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях.
И еще, заметили наши историки или нет, но все крупные народные волнения возникали в русском народе тогда, когда заболевал сам национальный организм. Так восстание Ивана Болотникова было во время Смуты. Восстанию Степана Разина предшествовал Раскол. Восстанию Емельяна Пугачева предшествовала целая серия дворцовых переворотов. Заболевала "верхушка" и народ, что называется "отзывался" и начинал безобразничать. И Смута 17-го года, также начиналась задолго до этого, в "просвещенных" головах, очарованных "прогрессом" и новомодными либеральными ученьями.
"И доколе не согрешили пред Богом своим, счастье было с ними, потому что с ними Бог, ненавидящий неправду. Но когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения ............. И теперь, повелитель-господин, если есть заблуждение в этом народе, и они грешат пред Богом своим, и мы заметим, что в них есть это преткновение, то мы пойдем и победим их. А если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы Господь не защитил их, и Бог их не был за них, и - тогда мы для всей земли будем предметом поношения". (Книга Иудифь 5, 17-21)
О чем это? О том, что народ, впавший в блуд становится легкой добычей для захватчиков. И наш Святейший Патриарх Кирилл говорит нам об этом. А как быть, если народ не впал в блуд? Можно ли его подтолкнуть, соблазнить, обмануть? Можно ли его развратить до такой степени, что народ станет неугодным в очах своего Господа? Наверное, можно. Под видом "свобод" можно посеять разномыслие, в разномыслии можно исказить и оболгать историю народа и т.д. И усилия в этом направлении, нашими "партнерами" предпринимаются, вот уже не одно десятилетие. А случайно или нет, но по слухам книга Иудифь была наиболее часто читаемой шефом ЦРУ Алленом Даллесом?