Православный календарьПравославный календарь
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

Слово в праздник Собора Архистратига Михаила

21 ноября 2015 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

    

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником Архангельского собора Московского Кремля.

Архангельский собор до освящения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором нашего города. Все московские иерархи восходили на престол именно в этом соборе, здесь был центр духовной жизни первопрестольного града, потому что Успенский собор считался Патриаршим, а Патриаршества в течение более двух веков в России не было. И, наверное, неслучайно этот собор был посвящен Архангелу Михаилу и всем бесплотным Силам. Наши благочестивые предки верили, как и мы сегодня верим, что невидимый ангельский мир обладает реальной силой воздействия на мир физический, на людей. Мы почти ничего не знаем о том мире, но пусть никого это не смущает. Однажды, беседуя со всемирно известным ученым, я спросил его: «А Вы можете в каких-то более или менее конкретных цифрах выразить, какая часть вселенной сегодня доступна научному знанию?» Он, почти не задумываясь, сказал: «Примерно 5 %». — «А все остальное?» — «Все остальное неведомо».

Если для науки неведомы 95 %, то и для верующего человека неведомо многое, но оно опознаваемо верой и сердцем. Мы молимся святым Небесным Силам бесплотным, не зная до конца, что это за силы, — только зная, что Бог их создал, что они разумны, что они свободны, что они могут входить в контакт с человеком. Мы молимся им так же, как святым, историю которых мы хорошо знаем, и получаем по вере и по своим молитвам.

Когда человек чего-то не знает, он создает некий внутренний, иногда даже зримый образ. Так работает человеческий мозг, так работает человеческое воображение. Мы ведь никогда не знали героев Пушкина или иных наших замечательных писателей, но когда мы читаем их художественные произведения, в нашем сознании возникают образы, у каждого свои. Отталкиваясь от описания, которое давал художник слова, мы строим эти образы в своем сознании.

Вот то же самое происходит и в сознании людей, когда они задумываются о неведомом сверхчувственном мире. Мы накладываем свое понимание на этот мир, вот и возникли, например, изображения ангелов в виде юношей с крыльями. И насколько имеет право на существование художественный образ, возникающий в нашем сознании, в том числе при чтении литературы, точно так же имеет право на существование художественный образ, обусловленный нашим пониманием духовного мира.

Иногда над изображениями ангелов любят иронизировать люди рациональные. Но тогда нужно было бы смеяться над самой способностью человека создавать видимый образ невидимой для него реальности. И как наше художественное воображение далеко от того, что имел в своем сознании писатель, так, может быть, и наше понимание внечувственного, божественного мира так же далеко от реальности, созданной Богом. Но ведь Господь нас за то не наказывает — Он, в отличие от критиков, хорошо знает природу человека, снисходит к нашим немощам и поддерживает наше устремление быть в общении с Ним и с тем духовным миром, который Он создал.

Я вспоминаю свое детство и первые уроки веры, которые получал от своих благочестивых родителей — от папы, от мамы, но особенно, конечно, от мамы. Ребенок в самом раннем детстве всегда воспринимает от матери больше, чем от отца, — потому что отец занят и находится где-то вне дома, а мать всегда рядом. Вот и я помню тот образ, который она вложила в мое детское сознание. Как-то я спросил ее: «Мама, а что такое ангелы?» А она мне по-матерински, с любовью ответила: «Ангел у тебя за правым плечиком стоит, и он всегда ограждает тебя от зла, если ты сам того хочешь». Долгие годы в моей памяти сохранялся этот образ ангела, стоящего рядом со мной, и было так просто молиться и обращаться к ангелу, — ведь он совсем рядом, здесь, за правым плечиком… Это была детская, наивная молитва, но, может быть, Бог такую молитву принимает больше, чем молитву человека сомневающегося?

Мы все в каком-то смысле дети перед лицом Божиим. Нам неведомо все богатство и многообразие мира видимого и невидимого, который Он создал, но, преклоняя главу и разум пред величием Божиим, мы устанавливаем с Господом и с миром невидимым неразрывную связь, которая и является нашим религиозным чувством. И как бы ни развивался мир, как быстро бы все ни менялось, должно быть нечто, что не меняется никогда, ни при каких обстоятельствах, и это, в первую очередь, — вера человека в Бога Отца.

Сегодняшний день заставляет нас еще раз задуматься обо всем — о видимом и невидимом, о великих безднах, сотворенных Богом, касаясь которых, немеет человеческий разум. И мы молимся святому Архангелу Михаилу и всем бесплотным Силам, чтобы они были с нами на путях нашей жизни, чтобы ограждали Отечество наше от врагов внешних и внутренних, чтобы помогали нам познавать волю Божию о нас самих и о всем мире. Аминь.

Рейтинг: 7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×