В Манеже в рамках выставки «Православная Русь — Моя история» прошел круглый стол на тему «Россия — цивилизация будущего»
В минувший четверг в ЦВЗ «Манеж» в рамках проходящей там сейчас выставки «Православная Русь — Моя история» активисты движения «Сорок сороков», представители духовенства, эксперты Института стран СНГ и публицисты Изборского клуба собрались обсудить перспективы «русского мира» и пути выхода России из тупика бездуховности. Тему круглого стола организаторы определили как «Россия — цивилизация будущего».
Круглый стол показательно начался с общей молитвы и благословения участника обсуждения архимандрита Сильвестра (Лукашенко), настоятеля храма Святого Мученика Андрея Стратилата в Ростове и по совместительству духовника национальной олимпийской сборной.
Модератор дискуссии координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин приветствовал собравшихся и предоставил слово члену Изборского клуба, профессору МГИМО, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентину Катасонову.
Валентин Юрьевич отметил, что, к сожалению, сегодня развитию страны самым деструктивным образом мешает искусственно созданный и так и не преодоленный идеологический раскол мыслящей части общества: «Я преподаю более сорока лет и говорю твердо и уверенно: сегодня образовательный процесс в экономических дисциплинах, исторической науке представляет некую идеологическую машину, которая осуществляет перезагрузку сознания человека».
Профессор рассказал, как еще в начале 1990-х он, посещая американские научно-политические центры, «фабрики мысли», был свидетелем создания методических разработок, извращающих историческую память русского народа. Их главной задачей было сформировать такое представление об истории России, которое «вносило бы раскол в сознание народа по самым разным принципам и линиям раздела». Итогом манипуляций и стало появление в обществе идеологически непримиримых групп: красные — белые, коммунисты — антикоммунисты, сталинисты — антисталинисты и т.д. «Это была целенаправленная работа, это был важнейший элемент информационно-психологической войны Запада против СССР, — подчеркнул Валентин Катасонов. — Эти идеологические снаряды реально выстреливали. И, к сожалению, мы видим, что и сегодня они взрывают наше общество».
Позже, в кулуарной беседе с корреспондентом «Русской планеты», Валентин Юрьевич, говоря о сегодняшней непростой обстановке в мире, отметил, что России жизненно необходимо срочно переводить экономику на мобилизационные рельсы: «За последние годы геополитическая ситуация изменилась столь радикально, что это уже необратимый процесс. И я вижу много параллелей с тем, что у нас было в начале XX века. Россия неслась на всех парах к катастрофе. Если провести такую аналогию, на мой взгляд, мы сейчас находимся где-то году в 1912-м, 1913-м». И все же, как человек православный и глубоко верующий, профессор Катасонов верит в лучшую долю для нашей страны: «Как сказано в Евангелии, "Радуйтесь!" Все эти испытания — еще одно напоминание о том, что Бог нас не забывает».
Вполне ожидаемо походила на проповедь речь архимандрита Сильвестра. Он сказал, что сегодня, проектируя облик будущего русской цивилизации, необходимо прежде всего определить цель нашего пути, «какое здание мы строим — дворец, храм или тюрьму?» А для этого священник предложил рассмотреть понятия «справедливость», «закон» и «любовь» в контексте государственного строительства. По его мнению, именно любовь в широком, библейском смысле должна стать фундаментом новой России. Наша страна должна стать государством всеобщей жертвенной любви и самоотверженного служения Отечеству каждого гражданина на своем месте. «Мы должны строить не сытое общество, а духовно богатое», — уверен священнослужитель. И это, по его мнению, должно стать преимуществом русской цивилизации по сравнению с Западом, где «разрушаются основы христианства, превалируют ложные ценности, узаконен содомский грех». И поэтому западная цивилизация не имеет шансов на будущее.
С ним согласился и эксперт Изборского клуба Александр Нотин. «То, что происходит сейчас с Западом, это результат отступления от Христа, — уверен публицист. — Москва — последний оплот христианства в мире. На Западе для нас нет никакого идеала и эталона. Мы угодим ровно туда же со всем этим мультикультурализмом и толерантностью. Мы должны синтезировать все лучшее из всех наших эпох: из советской — социальное равенство и защищенность; из монархии — православие, самодержавие, народность. И все это надо положить на твердую почву веры».
По мнению Александра Ивановича, «новая Россия будет возникать под гнетом обстоятельств», а ее созидателями станут представители новой интеллигенции, «народа Божьего», «аристократы духа, как говорил философ Иван Ильин».
Не менее боевит и оптимистичен был следующий оратор — председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев. «В стране красного рассвета (коммунизм) и оранжевого заката (либералы) вдруг неожиданно восходит православное солнце», — поэтически возвестил он приход новой эпохи. А заключил он свое выступление цитатой из наследия православных старцев: «Настанет время, когда Россия скажет миру слово правды».
Затем президент Фонда святого князя Владимира Максим Паршин сделал достаточно обстоятельный доклад о значении понятия «русский мир» для современной русской цивилизации и будущего развития государства. «Современная Россия переживает кризис идентичности и крайне заинтересована в формировании новой идеи, отвечающей целям страны на данном этапе ее исторического бытия. Основой новой идентичности объявляется сама Россия, однако подразумевается не столько российское государство, сколько миссия, которую оно несет в мире», — пояснил эксперт. По его мнению, «русский мир» — это прежде всего «деятельное построение современности общественными силами, в основе которого лежит новая идентичность и сознательно сделанный цивилизационный выбор». При этом Паршин убежден, что в «русский мир» должны войти не только все русские, но и все, кто интересуется Россией и хочет быть ее частью. «"Русский мир" — это ценности традиционных религий, приоритет общего над частным, солидарность и взаимовыручка, забота о будущих поколениях. Это глобальная надгосударственная этническая общность, противопоставляющая себя западному проекту гедонизма и потребления. "Русский мир" невозможен без русской церкви, государства, гражданского общества. Начинать созидание "русского мира" нужно с себя», — резюмировал Паршин.
Тем временем, несмотря на разгар буднего дня и беспрецедентные меры безопасности, не иссякал поток желающих посетить выставку «Православная Русь — Моя история». И большинство начинало осмотр, приложившись к знаменитой иконе Божией Матери «Державная», специально доставленной в Манеж из храма Казанской Божией Матери в Коломенском. Выбор именно этого образа для выставки не случаен. По преданию, явление «Державной» произошло 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола Николая II. Можно сказать, с этого момента история России вынужденно изменила направление своего течения. Очевидно, пришло время ей вернуться в исконное русло.