Православный календарьПравославный календарь
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.

Чтобы наследовать жизнь вечную

О встрече богатого юноши со Спасителем повествуют три евангелиста, и каждый – со своими, весьма значимыми деталями, которых не встретишь у других. Мы описали эту встречу глазами Марка (Мк. 10: 17–30) и Матфея (Мф. 19: 16–29). Посмотрим теперь глазами Луки (18: 18–27).

    

Учитель окружен веселой толпой детей. Дородные мамочки с радостными лицами приносят по трое-пять-десять своих отпрысков, чтобы Иисус возложил Свою руку на каждого из них (см.: Лк. 18: 15). И даже слегка насупившиеся, исполненные чувства своей важности (от близости к Учителю) апостолы ничего не могут поделать с этим гомоном, щебетом, жужжанием, криками…

В этот момент к Иисусу подходит некто из начальствующих. Идет осторожно, стараясь ничем не выдать свою неуверенность. Этот человек привык, что ему подчиняются, привык «владеть ситуацией». Но сейчас он подходит к Тому, Кто, как он слышал, способен разоружить Своими острыми ответами даже самого хитроумного книжника.

В нем происходит внутренняя борьба между чувством собственной значимости, за которую он цепляется, и жаждой истины. Ведь для того, чтобы услышать настоящий, подлинный ответ – нужно отрешиться от себя, «возненавидеть душу свою».

– Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Человек спрашивает, что делать ему лично, а Иисус как будто отвечает вообще:

– Знаешь заповеди…

И перечисляет эти заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать – да, необходимые, данные Богом – но не дающие сами по себе той вечной жизни, о которой спрашивает начальствующий.

Он чувствует это. И отвечает Учителю честно: эти социальные нормы он соблюл. Если бы их соблюдения было достаточно, Сам Иисус был бы не нужен.

Иисус слышит, что человек готов и хочет идти дальше. Что он жаждет большего.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще только одного недостает тебе. Самого последнего шага – но пропасть пролегает между ним и теми заповедями, которых достаточно соблюсти, чтобы быть уважаемым человеком. Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. И приходи, следуй за Мною.

Не каждому Христос говорил подобное. Наоборот, порой отговаривал тех, кто воспламенялся мгновенным энтузиазмом: «лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8: 20). Готов ли ты к такой жизни? – словно бы спрашивал Спаситель.

Но в этом человеке, готовом поступиться своим начальственным положением, Иисус увидел нечто, чему необходимо было бросить вызов. То, что уже никогда не оставит в покое.

Человек опечалился, потому что был очень богат. И евангелист больше ничего не говорит о нем – даже не упоминает, что он отошел от Иисуса. Быть может, продолжал следовать за Ним, так и не взяв своего креста (ср.: Мф. 10: 38), но и не в силах отойти от сияния этой Личности?

А внимание читателя переносится к Иисусу и к другим людям, которых крайне взволновал этот диалог.

Как это уже не раз бывало, Господь словно нарочно обостряет ситуацию, делая свой призыв поистине радикальным. И до вопроса начальствующего Он прекрасно знал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие. Теперь же Спаситель «использует» Свой разговор с начальствующим для того, чтобы открыть важную истину другим – тем, кто уже последовали за Ним, оставив всё.

Богат не только тот, кто имеет материальные блага. Неправедным богатством может стать всё, что мешает идти за Христом

Вдруг им становится ясно, что богат не только богатый материально, что неправедным богатством может стать что угодно, что мешает идти за Христом. Каждый смотрит в свою душу и ужасается, видя, как тесны врата и узок путь в вечную жизнь и как от многого придется отказаться.

Христос знает это. И утешает Своих учеников: невозможное человекам возможно Богу… нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо больше уже здесь, на земле, тем более в будущем веке…

Но сразу вслед за этим Господь открывает, что случится очень скоро с Ним Самим: предательство, пытки и смерть (см.: Лк. 18: 31–33). Апостолы еще не знают, что всё это ожидает в далеком будущем их тоже. Их сознание не вмещает и страшной правды слов Христа, отказывается принять разлуку с Учителем. Они – еще по эту сторону Креста.

***

Всякий из нас хочет радости и любит эту радость на лицах святых. Но мы забываем, что она стала плодом их крестного страдания. Прежде, чем царствовать со Христом, обретя в своем сердце жемчужину непреложного Царства, нужно с Ним пострадать. Отдать то, что ты имел (или тебе казалось, что имел), с чем себя отождествлял. «Возненавидеть» самую душу свою (см.: Лк. 14: 26). И вот на это не решается так понятный нам богатый юноша.

Каждому из нас есть что оставить, идя за Спасителем. Кому-то, быть может, придется поделиться с другими своим материальным благосостоянием, кому-то – поступиться своим комфортом, временем, убеждениями, прежними ценностями… И абсолютно всем придется расставаться с грехом, а значит – со всей своей искаженной, ветхой природой, которую Библия называет «плотью», «ветхим человеком». Это так же трудно, как сбрасывать кожу.

Все те, кто захотел последовать за Христом, призваны к таинственному изменению, иными словами – преображению всего своего существа. Божественная жизнь на пороге. Руки Христа протянуты к нам. «Покайтесь, Царство Божие близко». Тысячи, мириады людей в течение двух тысячелетий уже проделали этот покаянный путь и достигли его вершины – приобщения к Божественной жизни.

А богатый юноша – моя душа – стоит на пороге. Любовь, слово, Личность Христа, увиденный на жизненных путях проблеск Царства Небесного – влечет ее, но вот так сразу отдать всё, пойти на поиски, быть может – в «пустыню» сердца, как Антоний Великий, чтобы там «отдать кровь» и «принять Дух»? Вложит ли душа свою руку в крепкую руку Христа, даст ли Ему возможность бороться за нее и победить, сделает ли невозможное возможным? Судьба целого мира решается внутри сердца каждого человека. Ведь победа Жизни над смертью в одной душе немедленно отражается на ее ближних, дальних и на судьбах всей вселенной. Как расходящиеся круги на воде от брошенного камня.

У всех святых есть какое-то общее человеческое качество, поражающее воображение сразу, как только знакомишься с жизнью каждого из них. Потому что именно им святые больше всего отличаются от нас, от меня. Именно с него начинается и сопровождается, более того – им обусловлен их подвиг. Я долго пытался сформулировать для себя, что же это за качество. Мужество? Терпение? Смирение? Да, конечно, и это было верно, но – словно не «в десятку», не этих слов искала душа. Любовь? Да. Но любовь Христова, живущая в человеке, – не плод его человеческих усилий, а дар Духа. Что же готовит к этому дару? Что делает его возможным? Расширяет сердце так, что оно становится способным вместить Самого Бога?

Безоглядность, способность не думать о цене, не осторожничать, а бросаться к Иисусу, идущему по воде

И я понял: безоглядность. Вот эта способность не озираться назад, не рассчитывать свои силы, не думать о цене, не беречь себя, не осторожничать, а бросаться к Иисусу, идущему по воде (ср.: Мф. 14: 29), – и даже не замечать, как вдруг ты и сам начинаешь бежать по волнам. Не подпускать к себе страх или мысли о производимом впечатлении. Смотреть только на Иисуса.

Такова история святых. А встреча Христа с юношей – это уже история каждого из нас. Возможно, больше, чем все остальные евангельские повествования. Ведь этой истории еще не пришел конец…

Павел Смирнов

2 декабря 2015 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 402 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 7 декабря 2015, 18:36
Как и Авраам, святые доверяются Богу!Дай нам, Господи, протягивая свою жизнь, не боясь отдать в руки Божие и не думать о своем!
Natalya Danilova 2 декабря 2015, 20:18
"Что Ти принесу, или что Ти воздам... щедре и человеколюбче Господи..."? ...кроме мешка грехов своих... . Но как от всего отрешиться самой - вот в чем вопрос. А ответ - в искреннем воззвании к Богу: "...отыми от мене весь помысл лукавый видимого сего жития". Только собраться, решиться, не откладывать, ссылаясь на незавершенные дела... и не оглядываться, подобно Лотовой жене. Тогда и снизойдет благодать Божия... но кто-то близок к этому, кто-то далек. Но рано или поздно все придем ко Христу, вот только "где обрящуся аз"?
Н.А. 2 декабря 2015, 18:44
...А преподобный Серафим Саровский называл это решимостью. (Которой не хватает всем нам, за исключением святых).
Иоанна АБ 2 декабря 2015, 11:26
Можно назвать это "безоглядностью". А валаамский старец схииеромонах Михаил говорил об этом так: /Наша жертва Богу должна быть ВСЕЦЕЛАЯ. Только такая Ему угодна.// А пока я готов отдать Господу много и даже очень много, но не всё, не всего себя, я рискую остаться "богатым юношей"...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×