Существует большое количество пророчеств святых Паисия Святогорца, Космы Этолийского, преподобного Авеля, многих русских святых и старцев XX века о том, что нас ждет большая война с огромными жертвами. Многие связывают эти пророчества с теми событиями, которые сейчас развиваются на Ближнем Востоке. Подстегивает эти настроения противостояние с Турцией. Греки знают пророчество преподобного Паисия Святогорца о том, что еще при жизни нынешнего поколения Константинополь будет передан им: русские его завоюют и отдадут. И именно это станет одним из звеньев цепи, которая в итоге приведет к глобальной войне.
Наши читатели и просто церковные люди стали об этом задумываться, обратились к этим пророчествам, пытаются их понять, и многие впадают в большую тревожность и даже панику. Вот почему мы попросили протоиерея Олега Стеняева рассказать о Книге пророка Ионы – события, описываемые в ней, воспринимаются сегодня очень актуально. Можно ли избежать гнева Господа? Как сделать так, чтобы преложить или хотя бы отсрочить его? – вот главные вопросы для нас.
Когда пророчества не исполняются
Иона по-еврейски – «голубь». Голубь в Библии – добрый вестник. Именно голубь, возвратившись в ковчег Ноя с масличным листом в клюве, сообщил о конце потопа. Ионе Господь поручил объявить жителям Ниневии не о доброй вести – а о том, что город будет разрушен и все они погибнут за свои грехи. Но Иона, сев на корабль, поплыл совсем в иное место – если посмотреть по карте, то в прямо противоположном направлении.
Почему Иона так поступает? Потому что он, как пророк, знает характер Бога. Он знает, что Господь вершит суд над неправедными, насылая несчастья, а порой и гибель и разрушения, но если люди правильно воспринимают тяжелые обстоятельства – катастрофы и природные катаклизмы, военные конфликты, епитимии, – то Бог умилостивливается. Он знает, что если ниневитяне, услышав о грядущей каре за их грехи и неправедную жизнь, покаются, будут горько рыдать и молить Бога, Он простит их и помилует. Потому что Бог преисполнен любви к людям. А если он, пророк Божий, будет проповедовать гибель Ниневии, а Господь город помилует, то он прослывет лжепророком. За свою репутацию Иона очень беспокоился.
Но всё же он попал в Ниневию. Три дня обходил город – он был большой, – проповедуя о гневе Божием. Услышав это, ниневитяне в раскаянии стали взывать к Нему. Они сделали правильные выводы, узнав о надвигающейся угрозе. От царя до раба, от старика до младенца – все постились и плакали, каясь. И не только люди, но и животные: их не кормили, чтобы коровы мычали, овцы блеяли… Стон, плач и рев стояли по всему городу – и Бог услышал ниневитян.
Бог простил их. Пророчество не исполнилось.
Книга пророка Ионы – книга о величии Божественной любви
Книга пророка Ионы – книга о величии Божественной любви. Она завершается словами, которые Господь говорит Ионе: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4: 10–11).
Вдумаемся в эти слова. Кто такие эти «не умеющие отличить правой руки от левой»? Это дети. Как Господу не заботиться о них?! Но он печется обо всем творении, не только о людях, но и о скоте.
А что стоит Господу помирить русских с турками? Это вполне может произойти. Вспомним, какие тяжелые и напряженные отношения у нас были с Китаем еще не так давно, а сейчас успешно развиваются и политические, и экономические, и культурные связи. Богу всё возможно.
Господь ищет мира для людей. И мы должны быть благовестниками мира. Когда надвигается какая-то гроза, надо, может быть, перечитать Книгу пророка Ионы, чтобы понять: не так всё страшно, если мы делаем правильные выводы из проявлений Божественного гнева, которые начинают окружать нас. Но если мы не делаем этих выводов, результат может быть самым плачевным. Кстати, Ниневия погибла, пророчество всё же исполнилось, но это произошло через много-много лет, не в том поколении, которое раскаялось. Все империи рушатся рано или поздно, ничто не вечно под солнцем.
Меч слова Божия
Некоторые люди склонны впадать в милитаристский энтузиазм, совершенно не оправданный с христианской точки зрения. Военные действия всегда обнаруживают наше духовное бессилие. Ведь мы имеем меч обоюдоострый – слово Божие, и мы должны покорять народы светом евангельской проповеди. Если мы этого не делаем, тогда ржавый стальной меч начинает хозяйничать и устанавливать свои порядки. Там, куда мы не несем слово Божие, где не даем возможности понять это слово, изучить это слово, начинает работать закон «кто сильнее». Слово же Божие всегда работает, вот только готовы ли мы проявить усердие в его распространении?
Церковь земная называется воинствующей вовсе не потому, что организует крестовые походы. Это вообще не свойственно Православию, потому что мы знаем: силой веры мы можем побеждать силы зла. И свет Евангелия освещает этот мир, меняя, преображая, прелагая его. Хотя, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, у природы нет преложения, человек остается человеком, ангел ангелом, но по благодати Божией, если людей коснется слово Божие, может произойти преложение этих людей не по природе, но по благодати из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. Этого мы должны искать. Миротворец – это не тот человек, который на «Боинге» летает, договаривается между ООН и еще какой-то организацией, участвует в операциях НАТО, наносит точечные удары… Миротворец – это человек, который помогает другому человеку примириться с Богом. Вот подлинное, настоящее миротворчество. А если война становится необходимостью, то это значит, что мы оказались не способны решать возникшие вопросы духовным образом, не прибегая к тому, что не свойственно нам как образу Божию.
В критический момент самая лучшая поддержка стране – пережить покаяние
Но свой долг мы, конечно, должны выполнять. Служить в армии, платить налоги, защищать свою Родину, но в критический момент самая лучшая поддержка стране – это пережить покаяние. Сейчас время Рождественского поста, и это особенно актуально. Надо использовать это время, чтобы ситуация переломилась и бряцающие оружием с той и другой стороны всё-таки вспомнили, что у них есть дети, внуки, правнуки, что мир – это дар Божий, война – это проявление человеческой агрессии, диавольской ненависти, всего того, что оскверняет душу человека.
Нет Ирина, отец Олег говорит о политиках, с той и с другой стороны, которые точно "ценой свей жизни" нас с вами защищать не будут.
"о.Олег считает, что "в критический момент самая лучшая поддержка стране – это пережить покаяние"
Правильно считает. Покаяние - основа подлинной христианской жизни. Только верно тут уже заметили - каяться то мы как раз и не хотим. Не в чем нам каяться, мы же самые лучшие. Сплошное сытое самодовольство. Ничем не подкрепленное...
"А ведь наша нынешняя ситуация похожа отнюдь не на ниневитянскую"
Да, наша ситуация намного хуже. Ниневитяне своих детей массово не убивали, по миллиону абортов в год не совершали, не были так одурманены бесконечными тв-шоу, не спивались целыми областями, в блуде так массово не жили, от детей своих в роддомах не отказывались. Далеко нам до ниневитян...
Если о.Олег считает, что "в критический момент самая лучшая поддержка стране – это пережить покаяние", то почему Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского не на покаяние, а на битву? А ведь наша нынешняя ситуация похожа отнюдь не на ниневитянскую, и как раз на ту, которая сложилась в России перед Куликовской битвой.
Покаяние - важнейшее духовное дело христианина, но оно не заменяет собой патриотизм, необходимость защищать свою семью и Отечество.