Подготовка к Причастию и Божественной Литургии

Чтобы понять социальное измерение участия в Евхаристии, поговорим о подготовке к Божественной Литургии.

Источник: Святая Гора

Выражение псалмопевца «уготовихся и не смутихся»1 дает нам повод поговорить о нашем состоянии перед Божественной Литургией.

Эмилиан Симонопетрит Эмилиан Симонопетрит
    

Афонский старец Эмилиан Симонопетрит говорит: «Чтобы ощутить благодать богослужения, надо готовится с ночи. Человеку, который спит ночью, трудно участвовать в богослужении. Все его чувства будут бесцветны и слабы. Совершится вечеря, сойдет Христос, явится Божественная благодать, а он в конце уйдет таким же пустым, как и пришел. Предложение большое, сосуд наполнен вином, но человек сможет унести только столько, сколько помещается в его сосуд. Если он маленький – то и возьмёт мало, если большой – вместит много. Если заполнен другими вещами доверху – не сможет взять даже капли».

Необходимо освободить в своем сердце путь, чтобы встретиться со Христом. Основополагающим будет то, как мы подготовим себя к тому, чтобы вместить и впитать преизобилующую Божественную благодать. Для чего человек готовился – то и сможет получить на Божественной Литургии. Главная надежда сердца выражена в жажде встречи со Христом. Существует сильное желание и чаяние, которое не дает верующему покоя, а держит его в трезвении, чтобы получить возможность встретиться со Христом» 2.

Наша пастырская ответственность перед верующими (чтобы они могли подлинно и сознательно участвовать в Богослужении), заключается в том чтобы рассказывать им о содержании Таинств и в особенности Божественной Литургии.

Что такое Божественная Литургия и как она влияет на христианина? Какой опыт могут обрести участвующие в богослужении?

    

Все молитвословия и прошения приносятся для того, чтобы испросить милость Божию к каждому из нас. Они понуждают нас ощутить нашу греховность и смирившись, бороться, чтобы сокрушить жесткость нашего сердца пред Святым Богом.

Во время Божественной Литургии мы не на земле, наш ум и сердце переносятся на небо. Туда, где ангелы и люди. Небо и земля участвуют и соединяются в славословии Христа. В этой реальности человек уже «загорается» и не чувствует себя жителем земли, но пребывает вместе со святыми на небе.

Наше соединение со святыми освящает участвующих в богослужении. Мы соединяемся с братьями, со святыми, с Самим Христом. Становимся одной плотью и кровью с закланным Агнцем. Как следствие святость Бога становится и нашим собственным достоянием и мы становимся частью плеяды святых.

Во время Божественной Литургии нам предоставляется возможность возлюбить наших братьев, выразить нашу любовь ко Господу. Призыв «возлюбим друг друга» мог бы найти более существенное воплощение в нашей литургической жизни.

По окончании Божественной Литургии, верующий чувствует, что находится в руках Божиих. На Него он возлагает свою надежду, свои огорчения, свои проблемы. У него появляется уверенность, что он чадо всеблагого Бога, Который позаботится обо всем. Это чувство выразил святой Никодим Святогорец своим ответом ученикам, которые спросили у него что он чувствует после Причастия. Его спросили: «Учитель, что делаешь? Обретаешь душевный покой?» и он ответил: «Конечно, я ведь принял внутрь Христа»3.

    

Нельзя умалять роль служащего священника. Иерей предстоит перед Святым Престолом. Таким образом он становится посредником между верующими и Христом. Он идет впереди, поднимается к небу и шаг за шагом ведет участвующих в богослужении к престолу Божиему. Он ведет народ не с помощью импровизации, эгоцентрично демонстрируя свои дары (красивый голос, благоговение, эмоции), но призывает «миром помолимся, Горе имеем сердца, всякое ныне житейское отложим попечение…». Высоко вознесите свои сердца, станьте орлами и воспарите в небо, чтобы достичь Бога...

Священник становится предводителем в таинственном сослужении, чтобы верующие могли всеми своими чувствами поучаствовать в таинстве Богоявления, совершаемом ежедневно во время бескровной жертвы на Божественной Литургии. Это требует от пастыря соответствующей подготовки. День, предшествующий Таинству должен пройти в мире, трезвении, примирении, человеколюбии и во всем том, что должно составлять многогранную личность пастыря в соответствии с непрерывной апостольской традицией.

Протоиерей Афанасий Гикас Протоиерей Афанасий Гикас
    

Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о предпосылках участия в таинстве Евхаристии. «Тѣ́мже и́же áще я́стъ хлѣ́бъ сéй или́ пiéтъ чáшу Госпóдню недостóйнѣ, пови́ненъ бýдетъ тѣ́лу и крóви Госпóдни.

Да искушáетъ же человѣ́къ себé, и тáко от хлѣ́ба да я́стъ и от чáши да пiéтъ.

Яды́й бо и пiя́й недостóйнѣ, сýдъ себѣ́ я́стъ и пiéтъ, не разсуждáя тѣ́ла Госпóдня»4. Проблема чистоты совести, в соответствии с канонической и богослужебной традицией, связана с покаянием как сущностным действием по отвержению порока и началом борьбы за очищение от грехов.

    

Таинство Покаяния-Исповеди на историческом пути Церкви принимало различные формы и продолжает разнообразно реализовываться в зависимости от духовных потребностей верующих. Но неизменно миссия Церкви, как заботливой матери, состоит в спасении своих чад от тяжести греха и утешении бремени и душевной печали, вызванных его смертоносными последствиями.

Вопрос о совершении таинства Покаянии в Русской Церкви и других Поместных Церквях, на наш взгляд, должен обсуждаться в духе пастырской чуткости и рассуждения. Время, место, и способ – важные вопросы для сохранения сущностного и мистического характера Покаяния.

Подготовка наших братьев мирян к участию в Божественной Литургии очень важный вопрос. Ритм и содержание современной жизни – мощный тормоз на пути правильного развития церковной жизни. Социальная структура общества, работы, расстояния, трудности в общении между людьми – все это служит препятствием на пути формирования литургического сознания у большинства нашей паствы. Потребительская психология и обмирщение нашего общества препятствуют процессу передачи необходимых начал и основ, на которых может опереться традиция, чтобы из поколения в поколение продолжалось созидание Тела Христова.

Ответственность за подготовку верующих начинается с присутствия священника на приходе. Необходимо дать нашей пастве Живоносное слово, которое вдохновит наших родителей, катехизаторов, педагогов на то, чтобы разбудить в молодежи внутренние потребности найти ответы на свои экзистенциальные вопросы.

Мы должны обратить центр тяжести на катехизацию семьи и особую заботу проявить, чтобы она сделала участие в литургической жизни частью своей повседневности. Мы должны рассказать верующим о Божественной Литургии. Месяцеслов со своими аскетическими установлениями (пост, домашняя молитва, изучение Слова Божиего и примеров из жизни святых) должен стать для нас руководством для церковной семейной жизни, которая, в свою очередь, предпосылка к осознанному участию верующих в богослужении.

    

Принятие пищи за одним столом, по крайней мере, один раз в день даст родителям возможность пообщаться с детьми и между собой не только в рамках вкушения вещественной пищи, но и духовно через диалог и взаимное общение.

Необходимо, чтобы дни в канун великих праздников, и в особенности суббота прошли в атмосфере подготовки к следующему дню.

Избегать участия в мирских мероприятиях, которые утомляют и препятствуют началу Божественной Литургии. Почитать что-нибудь связанное с текстом евангельских и апостольских чтений праздника. Возможно чтения синаксаря, чтобы наши дети на практическом уровне входили в соприкосновение с жизнью Церкви. Избегать участия в беседах, которые могут омрачить семейную атмосферу и принесут беспокойство в сердца домашних. Много еще можно было бы сказать о нашей подготовке к Божественной Литургии.

Свой доклад мы завершим словами афонского старца Эмилиана: «Бог воплотился, чтобы нас обожить. Посвятим же себя Ему. Сделаем себя даром избранным, исключительным, даром, который навсегда отдадим в руки Бога и не захотим забрать обратно. Когда преподнесем Ему себя как дар, только тогда сможем, приближаясь и предстоя жертвеннику, преподнести ему все наше существо, нашу личность разум, душу и сердце – жертву живую и приятную. Нашу сущность даровал нам Бог, мы ее задолжали Ему, Тому Кто не прекратит быть центром, совершением и целью нашей жизни»5.

Протоиерей Афанасий Гикас

Источник: Святая Гора

11 декабря 2015 г.

1 Ψαλμ., 118,60

2 Παράβαλε την παραβολή των δέκα παρθένων, Ματθ. 25,1-13.

3 Αγιορείτου μοναχού ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ (ΜΠΙΛΑΛΗ), Ο πρωτότυπος βίος του αγίου Νικοδήμου, Αθήναι 19969 ,σ.17

4 Α Κορ. 11,27-29

5 ΓΕΡΟΝΤΟΣ ΑΙΜΙΛΙΑΝΟΥ, Όπ. παρ, σ.27

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
татьяна 6 мая 2016, 15:26
Я думаю,что когда человек собирается на Исповедь он в своей душе так все выворачивает и раскаивается,еще не придя на саму Исповедь в Храм...И после Исповеди внутри идет экзамен своей жизни безостановочно...Роешь внутри себя,кто ты и зачем тут,и что надо о себе самой узнать,и чтоб всю свою грешную жизнь не передать в нагрузку своим детям и внукам не принуждая их тянуть ярмо твоих грехов...Выворачивается наизнанку вся твоя жизнь со всеми гадкими делами...Священнику все о нас открыто оттуда свыше Исповедь для вашей души идет,а он и так про нас все знает...Возьмите один грех гордость и почитайте про него...,вы столько о себе узнаете...А в миру он ведь в "почете"...
людмила13 декабря 2015, 00:24
Статья очень хорошая и нужная.у нас в России сейчас батюшки настраивают прихожан причащаться как можно чаще:хотя бы раз в неделю,чтобы грехи наши не забылись. За это время.а для тех кто желает исполняться серьезно-есть такое понятие как генеральная исповедь.в оптиной можно исповедоваться по долгу.сами монахи из тебя вырывают и выдерают все твои безобразия наружу.так что как говорят "надо знать места"а нам самим приходить на исповедь не как жалобщику а как раскаившемуся разбойнику,по своей сути мы все. не достойны причастия,а причащает. нас сам Господь по милости и великой любви. к нам,грешным.с любовью. надо подходить к чаше




Сергей11 декабря 2015, 10:13
Здравствуйте! Иногда раздаётся критика в адрес греческой церковной традиции - исповедь отдельно от Причастия. Но ведь у греков исповедь может продлжаться по несколько часов(!!!) Об этом было подробно рассказано недавно у митр. Кипрского и Лимассолского Афанасия. Да за это время можно всю душу "выпотрошить" и на изнанку вывернуть. Лично я за такую форму исповеди. Священник имеет прекрасную возможность сполна исследовать духовные недуги своих "пациентов"! А прихожанин - извлечь максимальную пользу от такого общения со священником. У нас же на практике - Литургия идёт своим чередом, а в это время очередь исповедников от притвора до солеи идёт по-своему. И за 30 -40 минут до выноса Чаши батюшки должны успеть пропустить через себя такое количество людей. С какими чувствами после такой исповеди христианин подходит вкушать Страшную Жертву? Непраздный вопрос. Или быть может те, кто был на исповеди на кануне вечером или за один час до Причастия, стали совсем безгрешными? Я не призываю к отмене сложившейся в нашей Церкви практики исповеди, но не пора ли обратить внимание на неформальный подход к этой проблеме. Прихожане должны иметь возможность досконально разобраться в своих духовных болезнях при содействии священника, чтобы не наступать на те же грабли опять и опять. Говорю из своего негативного опыта. А в этом в течении 5 минут не разобраться. Всем нашим пастырям желаю духовной мудрости. Простите, если что не так написал.
Наталия Краснощекова10 декабря 2015, 19:51
Очень нужная и полезная статья! По другому взглянула на свою подготовку ко Причащению Святых Таин Господних. Думаю, очень было бы полезно и нужно, если бы небольшие беседы на эту тему, проводили бы священники перед принятием Таин, перед началом исповеди. Спаси Господи вас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×