Нам нужно возрождать силу нашего духа
Нам нужно возрождать силу нашего духа. Нам нужно возрождать нравственное начало – сильное, крепкое. Нам нужно возрождать наше национальное самосознание. Нам нужно возрождать духовную мощь нашего народа. А все то, что определяет подлинное возрождение, действительно связано с духовной жизнью человека.
И здесь нельзя сказать, что такое возрождение запрограммировано. Да, действительно, душа наших людей предрасположена к духовной жизни и чувствительна к вопросам духовного бытия. Но ведь мы проходили и через периоды забвения духовной жизни, отказа от духовной жизни, разрушения святынь. И произошло это потому, что нашему народу было навязано массовое помрачение сознания, и мы погрузились на долгие годы в иное бытие. Поэтому не может быть возрождения страны без возрождения духовной жизни.
Россия может быть фактором сохранения рода
человеческого
от тотального господства зла
Если же добро станет цементирующим началом в жизни нашего народа, то, несомненно, Россия будет «удерживающим» фактором. И сегодня есть нечто, что вселяет уверенность в том, что Россия может быть таким фактором сохранения рода человеческого от тотального господства зла. Сегодня Россия – одна из немногих стран, которая, придерживаясь независимой внешней политики, отстаивает необходимость сохранения нравственного начала в межличностных и общественных отношениях. Мы выступаем против легализации и законодательного оправдания однополых браков и прочего бесчинства в сфере этики. И это является очень важным фактором. Посмотрите: визитной карточкой, пропуском в определенные географические пространства является признание правильности того, что на этих территориях законодательным образом оправдывается грех. Это действительно очень опасный момент. И нам в России нужно всеми силами сохранять то, что у нас сегодня есть, и развивать нашу способность сопротивляться греху, особенно когда этот грех становится институциональным, когда он законодательно поддерживается, когда он становится нормой человеческой жизни.
Из беседы
с телезрителями
программы «Слово пастыря»
5 декабря 2015 года
Достоинство – это Богом данная, вложенная в нашу природу сила
Есть такое понятие, как достоинство, – одно из самых священных в либеральной системе ценностей. Но очень важно не придавать этим ценностным факторам человеческой жизни ни политической, ни идеологической оценки. Я, как человек религиозный, православный, отталкиваюсь от первоначального понимания достоинства. Но давайте лучше скажем, как сейчас воспринимается человеческое достоинство. Достоинство – это некое убеждение человека в его автономии, что в значительной степени провоцирует в современной культуре взгляд на другого сверху вниз. И если такого человека чуть-чуть сдвинуть, чуть-чуть наступить на его самость, то может последовать такая реакция, как раньше бывало, когда на дуэль вызывали. Человек воспринимает это как оскорбление своего достоинства.
Хотел бы напомнить о христианах-мучениках. Люди шли на мучения, на страдания, не теряя свое достоинство. Как же так? Всё раздавлено, человек в камере весь избитый – а достоинство сохраняется. Потому что достоинство, так же как и совесть, – это Богом данная, вложенная в нашу природу сила. Достоинство в первую очередь связано с самой природой человека. Тот факт, что мы созданы по образу Божиему, и формирует достоинство человеческой личности. В этом смысле даже преступник обладает онтологическим достоинством. Обладает не эмпирически – преступник, вор, грабитель, убийца, какое уж там достоинство! – а онтологически, как человек. Отсюда и гуманное отношение к преступникам после того, как они осуждены судом. Нельзя издеваться над человеком в тюрьме, и не потому, что он хороший или плохой, а потому, что нам не дано издеваться над тем, кто отображает в себе образ Божий. И какая же сила у такого достоинства!
Но есть и самонадувающийся пузырь человеческого достоинства, который произрастает, как я уже сказал, на некоей независимости, автономии. Чаще всего такое чувство появляется у людей состоятельных: «Я все имею, я самодостаточен, а раз так, то могу смотреть на других сверху вниз».
Призвание – это действие Божие в отношении человека
Еще я хотел бы сказать о другом важном понятии – о призвании. Опять-таки, у меня, как человека религиозного, свой взгляд на это понятие. Глубоко убежден в том, что призвание – это действие Божие в отношении человека. Мы не можем разобраться в своем призвании, только в какой-то момент жизни понимаешь: «Вот чем я должен заниматься». Каждому человеку Бог предназначил определенную миссию. Но Господь не управляет нами механическим способом. Он не дергает нас по пустякам, как некоторым кажется, будто каждый шаг жизни сопровождается Его вмешательством. Бог сотворил весь космос, так что все работает по законам, а человек свободен. Кстати, молитва – это просьба к Богу ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь: «Помоги!» То есть мне не хватает собственных возможностей – Ты мне помоги, войди в мою жизнь, отними от меня часть свободы и Своей благодатью, Своей силой возмести мои немощи и мои слабости.
Точно так же и призвание. Это не то, что заложено где-то в генах. Иногда бывает и так, но чаще всего призвание формируется. Но это формирование – тоже некая программа, заложенная Богом в каждого человека. Поэтому очень важно найти свое призвание и, исполняя его, ответить на Божий призыв. И если каждый из нас будет именно так воспринимать свое призвание, то оно будет исполняться на очень высоком уровне. Призван быть политиком – будь добр, отдай этому делу своему жизнь. Бизнесменом – сделай так, чтобы не надуваться как пузырь, но чтобы твоя потенциальная сила была максимально использована для решения задач, которые стоят перед народом, перед людьми. Раз у тебя появляются деньги, могущество, так используй всё! Можно перечислять дальше и дальше, но очень важно помнить, что в призвании есть наша связь с Богом, и очень важно это призвание почувствовать и откликнуться на него.
Свобода – это в первую очередь свобода внутри человека
Господь создал нас действительно свободными. Очень часто люди говорят: «В Бога не верим, потому что в жизни много несправедливого». Помните у Карамазова про слезу ребенка: «Как же так? Где же Бог? Если бы Бог был, разве бы Он допустил? А если Он допускает, значит, Его нет»? Но почему-то никто не задумывается о том, что если Бог создал нас совершенно свободными, то всякое вмешательство, включая пресечение наших человеческих бесчинств, – это вмешательство в нашу свободу.
Это удивительный алгоритм человеческой жизни, исполненной свободы от Бога. Конечно, в какие-то моменты жизни Господь может вмешаться – например, по молитвам матери, спасая ребенка, по нашим молитвам, в каких-то иных обстоятельствах. Но мы свободные люди и, выбирая добро или зло, действуем свободно. И когда нам говорят, что свобода выбора есть абсолютная ценность, я с этим не согласен. Какая абсолютная ценность, если человек избирает зло, если в результате свободного выбора он наносит боль другим людям, провоцирует войну или совершает другие беззакония? Поэтому свобода является Божественной нормой жизни, а вот реализация свободы – это наша ответственность.
Приведу такой пример. Идея свободы была движущей силой всех революций, всех социальных потрясений. Всегда на вопрос «Вы хотите быть свободным?» любой нормальный человек скажет: «Да, конечно». Чтобы возбудить людей на революционные действия, нужно им сказать: «Вы несвободные, вас закабаляют, но мы поможем вам стать свободными, а вы за нас проголосуйте или, если нужно, силой поддержите». Все революции так совершались, но мы знаем, что ни одна революция – ни у нас, ни где бы то ни было – не приводила людей к реальной свободе.
Контролировать человека можно разными способами. Можно так, как было у нас в советское время, по мелочам: какую одежду носить, что смотреть, что читать, куда ездить. А можно просто формировать общественное мнение так, что, если вы ему не соответствуете, вы становитесь изгоем. Вот представьте себе: все средства массовой информации работают в одной системе координат – внутри свобода, но в одной системе координат. Люди формируются в этой системе, а если кто-то вдруг скажет: «Слушайте, а король-то голый!» – он становится изгоем в обществе. Разве это не управление личностью и обществом, только более тонкое? В этих условиях может появиться какой-то «пророк», который скажет: «Призываю вас к истинной свободе! Нам нужно вырваться из оков финансового капитала, из оков продажных масс-медиа» и так далее, по списку. Но никто не знает, к чему могут привести такие призывы.
Поэтому я и говорю, что свобода – это в первую очередь свобода внутри человека. И от чего же мы должны быть свободны? Очень просто сказано в слове Божием: подлинная свобода есть свобода от греха. Современный человек может сразу сделать кислое выражение лица: «О чем это они опять?» О том самом, что не внешние факторы закабаляют человека – мы сами своими инстинктами, своей похотью делаем себя рабами той или иной модели поведения, и Господь призывает нас освободиться от этой внутренней тирании.
Из выступления
на встрече с представителями
Молодежной общественной палаты
и Палаты молодых законодателей
при Совете Федерации Федерального Собрания РФ,
Москва, 11 декабря 2015 года
Жестокость – одно из самых страшных проявлений греха в человеке
Жестокость – одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные: и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека.
<…>
Спаситель принес в мир слова, которые никак не соответствуют злому и жестокому образу жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см.: Мф. 7: 12). Замечательно говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: ты не можешь просить Господа о милости к себе даже в трудных обстоятельствах жизни, если ты жесток по отношению к ближнему. Действительно, жестокость парализует всякую возможность человека обращаться к Богу, потому что никакая просьба жестокого человека не может быть Богом удовлетворена. Такой человек никому никогда и ни в чем не помогает, а стало быть, нет пределов для его недоброжелательного отношения к ближним.
<…>
Сегодня мы живем в мире, где жестокость, которая обычно вызывала у людей отвращение, страх, осуждение, теперь входит в наш быт и даже в нашу культуру, особенно через кинематограф. Нас убеждают, что только жестокостью можно разрешить все конфликты. Выигрывает тот, кто бьет так, что другой встать не может, кто метко стреляет, кто уничтожает. Постепенно в массовое сознание входит образ человека, уничтожающего врагов вокруг себя, жесткого, неспособного ни на какие компромиссы. И если такой образ будет усвоен, если вместо положительного героя нашей классической художественной литературы, в основу которой был положен нравственный идеал, будет навязан образ человека жестокого, то мы разорвем связи со своей традицией, мы создадим страшное общество. Когда я говорю «мы», я имею в виду не только Россию, не только Русь – я имею в виду весь род человеческий, потому что образ жестокого героя не соответствует нравственной природе людей.
<…>
Никогда страшные образы преуспевающих жестоких людей не должны стать притягательными для нашей молодежи, для нашего народа. Иначе мы погубим самих себя, разорвем связь с Богом, Господь от нас отступится. Он не будет слышать наши молитвы, как предупреждает нас святой Иоанн Златоуст. И для того, чтобы Москва стала духовно другой, чтобы мир стал духовно иным, чтобы величайшие идеалы Евангелия проникли в сознание современного человека и в современную культуру, мы и строим сегодня Божии храмы в Первопрестольном граде и, по милости Божией, по всему лицу Святой Руси.
Из слова
после освящения храма и Литургии в церкви
святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,
учителей Словенских, на Дубровке в Москве
13 декабря 2015 года