Москва, 20 декабря 2015 г.
«В Церкви история не умирает. В Церкви герои, которых мы называем святыми, актуализируются, мы чувствуем их силу, их присутствие, – заметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди в день памяти святителя Николая, – Поэтому-то мы и молимся, обращаемся к ним, поэтому в честь архиепископа, жившего в IV веке в Византии, мы строим храмы и во множестве собираемся в день его памяти. Не потому что он великий, и даже не потому что он чудеса когда-то совершил, а потому что он сегодня совершает чудеса в нашей жизни, мы обращаемся к нему в молитвах и слышим ответ».
«Вот таким образом в Церкви соединяются времена. А почему? А потому что сама Церковь соединена с вечностью. И святитель Николай, и другие угодники, которым мы молимся, сегодня пред Богом. Но они же — члены нашей Церкви, той невидимой, на небесах торжествующей, и они вместе с нами, в одной с нами общине. И когда мы молимся в храме, мы должны понимать, что вместе с нами молится бесконечное число святых подвижников, угодников Божиих и просто верующих, оправданных Богом людей, которые там, на небе, но вместе с нами. У нас нет разделения на Церковь земную и Церковь Небесную. Есть только одна Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровью Своей», – отметил Предстоятель.
«Наверное, в этом великая сила Церкви. Именно поэтому ничто и никогда не может ее разрушить — ни гонения римских императоров, ни нашествие иноверцев, ни попытка спровоцировать ересь и расколы внутри Церкви, ни какие-то притеснения, гонения, вплоть до кровавых и самых страшных, через которые народ наш прошел в веке XX-м, — ничто Церковь не может уничтожить. Потому что Сам Господь сказал: «Созижду Церковь, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18). А как же они могут одолеть, когда вместе с нами святитель Николай, святые угодники Божии, Пречистая Матерь и Сам Господь? А что же это означает для нас? Это означает то, что пребывать в Церкви, молиться, принимать Святые Христовы Таины — это значит прикасаться к вечности, к тому миру, в который мы когда-то войдем, которого мы пока не видим, но который так же реален и, может быть, даже более реален, чем этот наш физический мир. Мы через Церковь прикасаемся к Самому Богу, входим в реальное соприкосновение с Ним своими молитвами и получаем в ответ на эти молитвы Его Божественный дар — благодать». – подчеркнул Святейший Патриарх.