В Церкви история не умирает
В Церкви история не умирает. В Церкви герои, которых мы называем святыми, актуализируются, мы чувствуем их силу, их присутствие. Поэтому-то мы и молимся, обращаемся к ним, поэтому в честь архиепископа, жившего в IV веке в Византии, мы строим храмы и во множестве собираемся в день его памяти. Не потому, что он великий, и даже не потому, что он чудеса когда-то совершил, а потому, что он сегодня совершает чудеса в нашей жизни, мы обращаемся к нему в молитвах и слышим ответ.
Церковь соединена с вечностью
Вот таким образом в Церкви соединяются времена. А почему? А потому что сама Церковь соединена с вечностью. И святитель Николай, и другие угодники, которым мы молимся, сегодня пред Богом. Но они же – члены нашей Церкви, той невидимой, на небесах торжествующей, и они вместе с нами, в одной с нами общине. И когда мы молимся в храме, мы должны понимать, что вместе с нами молится бесконечное число святых подвижников, угодников Божиих и просто верующих, оправданных Богом людей, которые там, на небе, но вместе с нами. У нас нет разделения на Церковь земную и Церковь Небесную. Есть только одна Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровью Своей.
Ничто не может уничтожить Церковь
Наверное, в этом великая сила Церкви. Именно поэтому ничто и никогда не может ее разрушить: ни гонения римских императоров, ни нашествие иноверцев, ни попытка спровоцировать ересь и расколы внутри Церкви, ни какие-то притеснения, гонения, вплоть до кровавых и самых страшных, через которые народ наш прошел в веке XX-м, – ничто Церковь не может уничтожить. Потому что Сам Господь сказал: «Созижду Церковь, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). А как же они могут одолеть, когда вместе с нами святитель Николай, святые угодники Божии, Пречистая Матерь и Сам Господь?
Пребывать в Церкви – это значит прикасаться к вечности
Пребывать в Церкви, молиться, принимать Святые Христовы Таины – это значит прикасаться к вечности, к тому миру, в который мы когда-то войдем, которого мы пока не видим, но который так же реален и, может быть, даже более реален, чем этот наш физический мир. Мы через Церковь прикасаемся к Самому Богу, входим в реальное соприкосновение с Ним своими молитвами и получаем в ответ на эти молитвы Его Божественный дар – благодать.
Из слова
после Литургии в храме Вознесения Господня
Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря
19 декабря 2015 года, в день памяти святителя
Николая,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца