– Ваше Блаженство, Украинская Православная Церковь на сегодняшний день находится в непростой ситуации. Это постоянные попытки, а иногда и захват церквей. Недавний пример: 27 декабря в селе Колодянка, Новоград-Волынского района, Житомирской области. При этом происходит дискредитация в прессе перед общественностью УПЦ… Ищите ли Вы компромисса с властью?
– В этой ситуации мы ни с кем компромисса не ищем. Мы понимаем и людей, но мы понимаем, что у нас есть своя дорога, которую мы себе выбрали – это дорога к Богу, которую мы должны пройти. Мы понимаем много тех людей, которые клевещут на нас, на нашу Церковь. В большинстве своем, это люди, которые не осознают, что творят. Но я хочу сказать этим людям, что я на них не обижаюсь, ни на кого. А молюсь и люблю их и желаю им Божьего благословения. Я думаю, что они поймут, что сделали ошибку. Человеческие институты, которые они строят в земной жизни, требуют корректировки. Так мы устроены. Церковь построил Бог, а не мы, и в корректировке Она не нуждается. Они переводят стандарты человеческих институтов на Божественные. Корректировать Церковь – это значит поправлять Бога, Который Совершенен. Мы это знаем и корректируем себя по отношению к Церкви, а не Церковь по отношению к себе.
То, что захватывают храмы – это продолжение неправильного понимания нашей Церкви, попытка, если не получается с помощью слова, то используя насилие, сделать нашу Церковь такой, какой они хотели бы ее видеть. Никто, кто боролся или борется с Церковью, никто никогда не выиграл. И все такие люди будут всегда в проигрыше.
– Ваше Блаженство, сейчас в Украине неспокойно, сотни тысяч переселенцев находятся на грани выживания. Здесь, в Коростышеве, также живут беженцы, забытые властью. Я знаю о том, что Украинская Православная Церковь активно помогает этим бедным людям. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Мы всегда помогали, а сейчас в этот тяжелый час мы еще больше помогаем людям, которые нуждаются в этой помощи. Большая часть помощи, которую мы оказываем, остается в тени. Так мы научены Господом – не делать милостыню, трубя перед собой в трубы, а сделать это в тайне. Только такая милостыня имеет вес перед Богом. За нее никто нас не хвалит, а Бог хвалит. Есть видимая для всех часть этого «айсберга» наших дел милосердия. Скажу в общем, тем людям, которые находятся в зоне военного конфликта – независимо от того это воины или мирные жители, мы предоставили на сегодняшний день примерно 7000 тонн гуманитарной помощи, а это еда, одежда, лекарства. Более 53-54 миллионов гривен мы собрали и передали людям.
– Ваше Блаженство, Церковь во все времена влияла на политические процессы. Способствуете Вы и если да, то каким образом, установлению мира на Востоке?
– Конечно. Первое – мы молимся, чтобы Господь остановил кровопролитие. Если Бог не остановит, то никто из людей не сможет этого сделать. Человек силен только тогда, когда Бог с ним. Мы молимся, чтобы этот конфликт был минимизирован и исчез вообще. Наша Церковь – единственная Церковь, что на сегодняшний день еще не разделила Украину. Мы еще держим под своей властью Крым и под нашей властью находится Восток Украины, Донбасс. Эти все территории подчиняются нашей Церкви. А нас за это еще и шельмуют. Я не понимаю людей, которые говорят, что мы сепаратисты. Если мы сепаратисты, то кто же они тогда? Если они поделили Украину? Довели до такого состояния, что и Крым отпал, и «Восток дышит на ладан». А мы все делаем, чтобы сохранить целостность Украины.
Зачем людей озлоблять и доводить до такого крайнего напряжения, к такой озлобленности, чтобы люди нас покидали и уходили от нас? Это неправильно. Мы себя не правильно ведем. Нужно уважать людей. Уважать и те обычаи, которые есть в Крыму, и на Востоке. Не требовать от людей, чтобы они думали точно так же, как мы. Это основа конфликта: мы начали со своими западными ценностями вмешиваться на Восток. И там это категорически насаждать. Требовать от людей, чтобы они думали, делали что-то определенным образом. А у них другие герои, другие ценности. Пусть они будут у них. Как по мне, это красиво, когда букет не состоит из одних цветочков, а в нем есть разные – и по цвету, и по структуре. Так, что мы сохраняем Украины целой. И мы хотим, чтобы посмотрели на нас и политики, и все, от кого это зависит, и стали более гибкими. Тогда мы сможем еще все сохранить. Но нужно где-то и простить, и смириться, и потерпеть…
– В декабре на сайте Киевской городской администрации появилась петиция о переводе Киево-Печерской Лавры под юрисдикцию «УПЦ КП». Останется ли Киево-Печерская Лавра в юрисдикции Украинской Православной Церкви?
– Вы знаете, то, что у нас творится, я больше нигде в мире не видел такого. Хотя, мне приходится ездить по миру. У Вас есть дом. Можно судьбу вашего дома решить путем голосования? Собрать подписи пятидесяти человек или пяти тысяч и сказать: «выселяйтесь! Теперь сюда заселится «дядя Ваня»!» Это невозможно сделать. Почему тогда это можно делать с домом Божьим? Церковь это дом Божий. Как можно решать это таким путем? Колхозным путем. Так вопрос не решается. Есть законодательство. Это наша собственность, а мы официальная религиозная община. Мы существуем в Украине легально. И по закону, пока существует общество, никто не может у нее забрать собственность.
А если уж говорить об этих подписях, то там было много махинаций. Мы выяснили позже, что многих людей обманули, они поподписывали, а потом жалели об этом.
– Ваше Блаженство, видите ли Вы в ближайшее время объединение православных церквей в Украине?
– Это моя цель и мое желание. Но я очень ясно осознаю, что объединение церквей должно быть на основе православных канонов. Если это объединение будет на каких-то других принципах, это не будет объединения, это будет посмешище.
– Каким Вы видите 2016 год? Ваши прогнозы на развитие событий в Украине и в мире?
– Я не пророк, но я хотел бы видеть 2016 год счастливым и благословенным Богом. И это зависит от нас. Как мы будем себя вести по отношению к Богу, такой будет и год. Но я верю и надеюсь, что мы возьмем урок из прошлого и будем относиться к Богу лучше, будем вести себя лучше, и будем строить свою жизнь не на основе человеческого мудрствования, а на основе Божественных законов и будет у нас Божье благословение!
что дал нам такого Блаженнейшего
низкий Вам поклон Блаженнейший владыка