Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью Блаженнейшего Митрополита Онуфрия по поводу украинской темы на Всеправославном совещании в швейцарском городе Шамбези.
Накануне незаурядного церковного события – Всеправославного Собора, который состоится летом этого года на острове Крит, в прессе появляется немало слухов о проблемах, которые уже более 1200 лет мешают всем православным патриархам, собравшись вместе, рассмотреть важные вопросы церковной жизни. По многим причинам от украинской тематики во многом зависит принципиальный вопрос – состоится ли этот Собор в 2016 году. Что же этот всеправославный форум принесет украинскому Православию? Какие факторы будут определять траекторию развития Украинской Православной Церкви?
Чтобы избежать различных спекуляций, Информационно-просветительский отдел УПЦ обратился за комментариями к Предстоятелю крупнейшей конфессии в Украине – Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Ведь он является непосредственным участником всех рабочих совещаний на всеправославном уровне, посвященных подготовке к будущему Собору.
– Ваше Блаженство! Сегодня в прессе активно обсуждается тема Всеправославного Собора. Важно, что вопрос Украинского Православия, хотя и не отражен в результативных документах совещания Предстоятелей в Шамбези, однако, как известно из источников, активно на ней обсуждался. Святейший Патриарх Кирилл недавно на Архиерейском Соборе в Москве сообщил, что Константинопольский Патриарх Варфоломей в присутствии всех остальных Предстоятелей, цитирую, «пообещал, что ни во время, ни после Всеправославного Собора не будут предприниматься никакие усилия для того, чтобы легализовать раскол на Украине, или для того, чтобы в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию». Понятно, что это заявление вызвало шквал эмоций у представителей «Киевского патриархата». Можно сказать, оно «поставило крест» на всех их надеждах легализовать себя методом политического давления. Поэтому сегодня мы наблюдаем попытки опровергнуть это заявление, или доказать, что это неверная интерпретация слов Патриарха Варфоломея. Поскольку Вы лично присутствовали на всех заседаниях совещания Предстоятелей в городе Шамбези, могли бы Вы уточнить, как именно там прозвучали слова Патриарха Варфоломея о судьбе украинского церковного раскола?
– В Швейцарском городе Шамбези во время Синаксиса Предстоятелей и представителей Поместных Церквей было поднято много вопросов, имеющих общецерковное значение. Это те вызовы, которые стоят перед всеми православными христианами земного шара. Также был обсужден и вопрос о расколе, который существует в Украине. Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает в Украине только одну Церковь, которая называется Украинской Православной Церковью, и которую поручено возглавлять моему недостоинству. Был разговор и на счет слухов, будто после Всеправославного Собора Константинопольский Патриарх намерен принять в свою юрисдикцию тех людей, которые в Украине находятся в расколе. Патриарх Варфоломей заявил, что не до Собора, не во время Собора, не после Собора, он этого делать не будет. Дело в том, что почти в каждой Церкви есть раскольники. Раскол в Украине давно вызывает беспокойство. Но и в Константинопольском Патриархате тоже есть раскольники. Есть т.н. Турецкая православная церковь, состоящая из турок, которые приняли Православие. Они хотят от Константинопольского Патриарха автономию – не автокефалию, а автономию – но он им не предоставляет. Церкви Америки тоже просили автокефалии во всей своей полноте. То есть и Американская Православная Церковь, и экзархат Константинопольского Патриархата в Штатах, и другие православные, которые присутствуют на Американском континенте уже давно просили, чтобы их объединили в одну Церковь и предоставили статус автокефалии. Константинопольский Патриарх ничего для этого не сделал – наоборот, он сменил тех своих экзархов, которые поддерживали идею создания в Америке автокефальной Церкви, которая объединяла бы всех православных. Есть проблема с Православной Церковью Македонии, которая откололась от Сербской Православной Церкви. Большинство православных Македонии пытаются получить автокефалию от Сербской Православной Церкви, но никто им ее не предоставляет. Поэтому при обсуждении этого вопроса один из архиереев, которые представляли на совещании греческие Церкви, заявил, что автокефалию сегодня нельзя предоставлять никому из раскольников, потому что это станет поощрять к расколам, и не будет полезным для единства всей Православной Церкви.
– Недавно американское агентство First Things опубликовало комментарий советника по экологической проблематике Константинопольской Патриархии архидиакона Иоанна Хрисавигиса, в котором он не цитирует Патриарха Варфоломея, однако, пытается опровергнуть сообщение Патриарха Кирилла об обещании Константинопольского Патриарха. В частности, по его версии, Патриарх Варфоломей, цитирую, «подчеркнул свое историческое право отвечать на обращения и вопросы православных верующих в Украине, как «дочерней Церкви Константинополя». Что имелось в виду под этим размытым тезисом в контексте всего разговора об украинском Православие?
– В начале Константинопольский Патриарх в узком кругу собеседников заверил, что не будет легализовать раскольников в Украине. Но на следующий день Святейший Патриарх Кирилл попросил Патриарха Варфоломея подтвердить свои слова в присутствии уже всех Предстоятелей Православных Церквей. Его обещания было официально озвучено, и Константинопольский Патриарх Варфоломей не опроверг ни слова. Он не отказался от того, что говорил накануне. Чуть позже Патриарх Варфоломей добавил, что в состав Константинопольской Патриархии входят украинские епархии в Северной Америке и Канаде. Их епископы имеют сильные национальные чувства, и они хотят посещать своих родственников в Украине – потому он не может запретить им этого. Но они каждый раз по прибытии в Украину будут сообщать о своем визите канонической Украинской Православной Церкви и никаких отношений с раскольниками иметь не будут. Эти слова были официальным заявлением Патриарха Варфоломея.
– И еще, с Вашего разрешения, один принципиальный вопрос, вокруг которого тоже возникает немало спекуляций. На совещание в Шамбези были приглашены Предстоятели автокефальных Церквей. УПЦ является не автокефальной, а автономной Церковью в составе РПЦ. Исходя из этого, имели ли Вы на совещании возможность лично принять участие в дискуссии вокруг украинской проблематики, и какое сегодня реальное отношение Предстоятелей к Украинской Православной Церкви?
– Все Предстоятели Поместных Церквей поддерживают нашу Церковь как единую каноническую Церковь в Украине. Я имел возможность выступить там и представить позицию нашей Церкви. Я подчеркнул, что Украинская Православная Церковь – это Церковь, которая охватывает все регионы Украины, и она последовательно отстаивает идею целостности Украинского государства. Мною неоднократно отмечалось, что наша Церковь не воспринимает сепаратизм и делает все возможное, чтобы Украина сохранилась в целостности, чтобы в ней не было никаких расколов – ни на религиозной, ни на политической почве. Представители всех Церквей смогли понять позицию Украинской Православной Церкви. Вместе с тем, никто из присутствующих не оправдывал действия раскольников. Потому, что раскольники – это такая категория людей, которая хочет узаконить свои собственные амбиции. Они должны иметь смирение и вернуться в семью Святого Православия. Для них двери всегда открыты, нужно иметь только желание.
Хотел бы к этому добавить, что все участники Синаксиса единогласно осудили такое социальное явление, как этнофилетизм, то есть национализм, который раскольники сознательно используют, чтобы скрывать от человеческого внимания свои собственные духовные ошибки.
– И напоследок, чего Вы лично ожидаете от будущего Всеправославного Собора? В чем его главное значение?
– Сегодня мы наблюдаем, как мир глобализируется, все больше превращается в большое, общемировое государство, в котором политические границы будут терять свое значение. Поэтому наша Святая, Соборная, Православная Церковь думает о том, какой может быть ее форма организации в этих новых условиях. Я считаю, что будущий Всеправославный Собор является одной из первых попыток выстроить механизмы такого соборноправья, которое позволит всей полноте Соборной Православной Церкви в будущем решать все важные духовные вопросы.
Напомним, во время работы Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези в январе этого года Святейший Патриарх Варфоломей приветствовалБлаженнейшего Митрополита Онуфрия как единого канонического Первоиерарха Украинской Православной Церкви.