Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Зачем спасать мучеников?

    

Для нас слово “мученичество” – это что-то далёкое, что-то из житий древних и новых святых, пострадавших, когда нас ещё не было на свете. Что-то вызывающее отстраненное уважение – да, люди пострадали за Христа, и мы их глубоко почитаем, но все это где-то в другом времени и пространстве, не с нами. Мы живём в другую эпоху, когда ходить в Церковь, открыто исповедовать себя христианином – все это совершенно безопасно. Старые храмы полны народа, строятся новые, Церковь окружена почётом и уважением.

Но действительно ли мы живем в другую эпоху? Нам просто повезло оказаться в безопасности. Наше время – это время чрезвычайно масштабных гонений на христиан. Настолько масштабных, что даже европейский Парламент официально употребляет слово “геноцид”. Сотни тысяч, даже миллионы людей подвергаются всевозможным насилиям и мучениям, принимают тяжкие смерти, или, в лучшем случае, вынуждены бежать из своих домов куда глаза глядят – только потому, что они называются именем Христовым.

Это происходит в землях, которые более всех имеют право назваться исконно христианскими – там, где впервые прозвучала проповедь Апостолов, там, где были основаны первые Церкви. Ближний Восток, Сирия, Ирак… Христиане жили там буквально с первого века. Потом регион стал преобладающе мусульманским, христиане и мусульмане столетиями жили бок о бок. Теперь эта двухтысячелетняя история подходит к концу – христианство в регионе подвергается целенаправленному уничтожению. Свержение светских диктаторов Саддама и Каддафи, людей суровых, но мало склонных к религиозному экстремизму, попытка сделать то же самое в Сирии, привела к тому, что образовавшийся вакуум власти заполнили – как это было в России с большевиками – наиболее свирепые головорезы.

Кровавый хаос делает невыносимой жизнь всех – а особенно тех, кто принадлежит в меньшинствам. “Неправильных” с точки зрения экстремистов-мусульман езидов, христиан… Мы постоянно слышим о том, как в том или ином случае христианам предлагают отречься от веры, чтобы спасти свою жизнь – они отказываются и погибают под ножами убийц. Нередко сами злодеи снимают сцены кровавых расправ, чтобы похвалиться ими на весь мир.

И эти жуткие сцены ставят мир – и особенно, христиан – перед вопросом “что мы собираемся делать?” Как реагировать на это? Мы не сомневаемся в эсхатологическом торжестве Правды Божией. Мученики водворяются на небесах, в безграничной радости и славе Господа нашего Иисуса Христа. Как они разделили Его страдания, так и Он разделит с ними Свою славу. Их страшные раны обратятся в небесные венцы, временные скорби – в вечное ликование.

Злодеев же неизбежно постигнет праведный суд Божий. Правда, которая ныне кажется попранной, будет восстановлена самым полным и совершенным образом. Страдальцы утешатся, а злодеи возрыдают. Это несомненно и не может быть в нашей, христианкой среде, предметом споров. Стоит обсудить другое – каковы обязанности верующих людей в свете происходящего? Должны ли мы за них радоваться, как за обретших мученический венец? А если – да, то должны ли заботиться об их спасении от рук преследователей?

Несомненно, что те, кто страдает за веру, обретают венцы от Господа; но вот про тех, кто может и не хочет предотвратить это страдание, так сказать нельзя. Страдание может быть спасительным; но вот равнодушие к чужому страданию спасительным не бывает. Как говорит Писание, “Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле” (Евр.13:3). Бог прославит своих мучеников; но не тех, кто активно или пассивно – своим пренебрежением и равнодушием – способствовал их мучениям.
Как говорит известное изречение, «на Крест не просятся, с Креста не бегают»; христиане не должны сами искать мученичества. Господь Иисус наставляет бежать от гонителей «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф.10:23), святой Апостол Павел прибегал к защите со стороны Римского государства, когда ему грозило быть растерзанным толпой – хотя он же смиренно принял смерть, когда его час настал.

Гонимые христиане могут и должны воззвать о помощи к своим братьям, а те – сделать все возможное, чтобы им эту помощь оказать.
Церковь – не государство, она не может и не должна действовать вооруженной рукой. По ехидному замечанию одного известного злодея, у Папы Римского нет дивизий. Тем более нет их у Патриарха Московского и Всея Руси. Но у духовных лидеров есть кафедра, с которой они обращаются к своей пастве и ко всему миру.

Кому-то может показаться, что это всего лишь слова, заявления, которые звучат хорошо, но ничего не меняют в реальности. Это не так. Слова способны привлечь внимание, а это внимание стоит очень многого. Решения, которые принимают мировые лидеры, зависят от многих факторов – но, среди прочего, и от общественного мнения. Политика в современном мире устроена таким образом, что никто не станет заниматься проблемой, которую не продвигают в центр общественного внимания путём сознательных и обдуманных усилий. (Такие усилия называют “лоббированием”). Никто не вспомнит о судьбе тех, о ком некому напоминать. Мир не станет сочувствовать тем, кто страдает или терпит несправедливость – пока кто-то не позаботится о том, чтобы привлечь его внимание. Можно огорчаться несправедливостью такого положения дел – но удивляться тут нечему. Ресурсы человеческого внимания ограничены, как ограничено телевизионное время и место на первых страницах новостных сайтов. Чтобы в центр общественного внимания попали эти, а не другие новости, кто-то должен сделать именно такой выбор.

Такое уникальное событие, как встреча Патриарха и Папы создаёт ситуацию медийного мегафона – она уже попала мировые новости и на какое-то время там останется. И это возможность привлечь внимание к участи наших гонимых и истребляемых братьев – возможность, которую необходимо использовать.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

12 февраля 2016 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 79 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×