14 октября прошлого года представители «Киевского патриархата» захватили Сретенский храм г. Константиновка. В преддверии праздника Сретения и после Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, на котором были затронуты проблемы захвата храмов и межконфессиональных взаимоотношений в Украине, своей точкой зрения на происходящее делится митрополит Горловский и Славянский Митрофан.
— Время от времени в СМИ появляются публикации с обвинениями духовенства в том, что они поддерживают определённую сторону вооружённого конфликта на Донбассе, однако в обращении Собора епископов УПЦ прозвучала иная позиция — призыв к прекращению братоубийственной войны. Как на самом деле ведёт себя духовенство на Донбассе во время войны?
— Церковь не могла быть и не стала причиной войны на Донбассе или в каком-либо другом месте. Она никогда не может быть причиной войны, потому что следует за Христом и исполняет Его заповедь. Как и для любого нормального человека, который живёт в нашей стране, так и для Церкви война — это трагедия. Это незаживающая рана и тяжёлое испытание, потому что во время войны в первую очередь страдают те люди, которые к ней не имеют никакого отношения.
Точно так же во время войны страдает и Церковь вместе со своим народом. Страдает от неустроенности, вражды и ненависти, разделения, от следствий войны. Но винить Церковь в том, что она становится причиной конфликта или принимает в нём какое-то активное участие — беспочвенно.
Несмотря на это, такие обвинения иногда звучат в средствах массовой информации. Мне известен случай, произошедший недавно. В газете «Провинция» некий священник Константин в очередной раз высказался как о доказанном факте о том, что в храмах на Донбассе устроили склады оружием, а священники призывали к ведению боевых действий. Этим обвинениям нет никаких доказательств. Это или выдумка СМИ, или заведомая ложь и клевета, звучащие со стороны тех, кто разжигает ненависть и вражду между людьми.
Если есть храмы, в которых хранится оружие, то нужно указать, где находится этот храм, когда там хранилось оружие и есть ли уголовное дело, которое ведут следственные органы по факту хранения этого оружия. Если идёт речь о духовенстве, которое призывало к боевым действиям, нужно назвать имена священников и приводить примеры их слов, потому что иначе, если фактов нет, а есть только голословные обвинения, это похоже на донос, клевету и лживую пропаганду. К сожалению, именно это мы видим и в заявлениях СМИ, и в утверждениях клириков так называемого Киевского патриархата.
Я могу засвидетельствовать о том, что духовенство на Донбассе ведёт себя достойно. Священнослужители, клирики и миряне стараются относиться к обеим враждующим сторонам как к своей пастве и делать всё для того, чтобы их примирить, а не посеять между ними вражду и ненависть. Это не просто слова, сказанные для интервью. За ними стоит реальная работа духовенства и наших приходов.
— В обращении была также затронута тема захвата храмов так называемым Киевским патриархатом. Какова динамика этого процесса в нашей и других епархиях?
— О других епархиях в СМИ было сказано уже достаточно много. Я знаю о том, что такие случаи особенно трагическую форму принимают на западной Украине — в Ровенской, Волынской областях. В нашей епархии такой случай произошёл в Константиновке. И что бы там ни говорили отец Константин или цитирующие его журналисты о том, что, дескать, община была возмущена, что хранили оружие и проповедовали сепаратизм, и поэтому приняли решение о переходе, мы ведь знаем правду, и правду знает «отец» Константин.
Инициатором перехода этого храма в «Киевский патриархат» была не община, а спонсор строительства Шапран Юрий Владимирович. Причина, по нашим сведениям, — это бизнес. Он взял на себя определённые обязательства, которые ему надо было выполнять. Пусть это будет на его совести. Ни одного конфликта ни между ним и епархией, ни между ним и духовенством Константиновки до этого не было.
Община, которая якобы перешла в «Киевский патриархат» — это не община, а его супруга и подчинённые, которым он платит зарплату. Они не могут сегодня выступать от имени общины. Общиной они стали по его просьбе. Без моего ведома, как правящего архиерея, она незаконно была переизбрана в тот момент, когда ему это было выгодно. Сейчас по этому поводу ведётся судебное разбирательство. Я думаю, суд для того и существует, чтобы выяснять истину законным путём.
Вообще сам по себе факт захвата храмов — это крайняя степень ненависти, вражды и недоверия друг к другу. Это самое печальное, что может сегодня происходить между людьми, которые называют себя христианами.
Посмотрите, все говорят о соборности Украины. Все говорят о том, что страну нужно объединять, потому что ненависть достигла таких масштабов, что льётся кровь, и многие об этом даже не сожалеют, воспринимая это как должное, как способ решить противоречия и конфликты. Но если речь идёт о христианах — разве могут христиане конфликтные ситуации между собой решать таким способом, как мы видели, например, в селе Птичья, или с помощью подлога документов, обмана, руководствуясь при этом мотивами бизнеса и возможности поддерживать своё положение в обществе? Ведь такие решения и поступки, правду о которых знают все, остаются глубокой раной в памяти людей. О них долгие годы помнят, их последствия очень тяжело уврачевать.
Много людей знает правду о захвате Сретенского храма, и они готовы были идти и забирать этот храм обратно силой. Нам удалось сделать так, чтобы он не стал местом митингов, противостояния и кровопролития, потому что православные, верующие и просто порядочные люди в такой ситуации должны вести себя по-другому.
Разве можно добиваться каких-то результатов с помощью обмана, клеветы, неправды, вражды, ненависти, разжигания межрелигиозной и межнациональной розни? К сожалению, очень часто именно это мы видим со стороны наших оппонентов. И это почему-то их не смущает. Почему-то они это считают для себя нормальным.
Сегодня от разделений, от конфликтов, вражды и ненависти страдают не только христиане — страдает весь мир. На христиан в этом вопросе смотрят как на пример, образец того, как нужно выходить из этих сложных ситуаций. Для общехристианского свидетельства то, что происходит у нас в Украине, особенно если это связано с захватом храмов, невыполнением судебных решений, несправедливостью по отношению к общине, которая не может себя защитить в сегодняшних условиях, вызывает глубокое разочарование у христиан всего мира. Это наносит огромный ущерб всему христианскому свидетельству во всём мире. Если перевести это на более понятный язык, получается, что нам говорят: «Ничего себе, вы, христиане, между собой вопросы так решаете. Разве могут эти люди, которые так себя ведут, называться христианами?» И это самое страшное.
У меня остаётся вопрос без ответа: а как жить дальше в этом селе, где люди разделились на две части, где кого-то побили, кого-то изгнали, где пролилась чья-то кровь, кто-то был оскорблён и унижен? Ведь в памяти людей всё это остаётся. Сколько нужно теперь приложить усилий, чтобы примириться друг с другом и эту рану загладить? Разве мы не по-другому должны себя вести?
Должен быть разговор для преодоления тех разногласий, которые есть между нами, но ни в коем случае не поведение, выходящее за рамки просто человеческих норм, не говоря уже о христианской порядочности. Мы этого, к сожалению, не видим. С помощью клеветы, вражды, насилия, ненависти нельзя объединить страну, которая рвётся на части. Я в этом глубоко убеждён. Я считаю, что это путь, который ведёт к ещё большему накалу страстей, который приведёт в тупик и сделает нас ещё дальше друг от друга, а ведь мы все мечтаем о едином народе, который не разделён враждой, расколом, о мирной и процветающей стране, о людях, которые видят друг в друге не врагов, а соседей. Пусть даже мы по-разному говорим и по-разному смотрим на некоторые события, которые были в нашей общей истории.
— Могут ли православные христиане Константиновки сегодня молиться в Сретенском храме?
— В преддверии Сретения я бы хотел поздравить жителей города Константиновка с наступающим праздником. Сретенский храм, в котором мы должны были начать молиться в этом году, который начал строиться по моему благословению, закладку камня которого я совершал, сегодня, к сожалению, не по нашей вине находится в другой юрисдикции. Мы будем продолжать делать всё для того, чтобы справедливость восторжествовала. Мы будем делать это законным путём, не выходя за те рамки, которые дозволены нам и как гражданам Украины, и как православным христианам.
Вместе с тем, я хотел бы обратить внимание жителей Константиновки на то, что так называемый Киевский патриархат на сегодняшний день является нелегитимной, непризнанной во всём мире организацией, которая находится в расколе. Так называемый патриарх Филарет, а значит, и «отец» Константин, и все его последователи сегодня не имеют молитвенного и евхаристического общения со всей полнотой Православной Церкви. Это означает, что мы не можем вместе служить литургию, молиться и участвовать в таинствах.
Если кто-то из клириков «Киевского патриархата», захочет поехать в Иерусалим на Гроб Господень или на гору Афон, он не имеет права там служить ни в одном храме и причащаться. На встречу всех предстоятелей Православных Церквей в Шамбези, где был митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, не пригласили «патриарха» Филарета.
Я хотел бы предостеречь жителей Константиновки от того, чтобы они принимали участие в религиозных обрядах и действиях так называемого Киевского патриархата, потому что они не могут считаться на сегодняшний день законными. Очень часто к нам обращаются люди, которые, узнав о том, что они были крещены в «Киевском патриархате» или венчались там, потом об этом сожалеют. Они приходят на исповедь и просят нас совершить таинство повторно.
Чтобы таких случаев не было, я свидетельствую вам о том, что это храм, который не принадлежит Православной Церкви. Сегодня он незаконно захвачен, но мы надеемся, что он вернётся в лоно Православной Церкви тогда, когда Богу это будет угодно. Но при этом хочу повторить словаПослания Освященного Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви: мы не испытываем ненависти и вражды к своим братьям, даже если они заблуждаются, но молимся о том, чтобы они вернулись в лоно Матери Православной Церкви. И добиваться справедливости мы будем только законным путём.