Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).
Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).
Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех
В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).
Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.
Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).
А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).
И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).
Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.
Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).
И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.
Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.
Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров
Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.
Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).
Спасибо
1. Довольно часто встречается ситуация когда крестные родители не принимают участия в христианском становлении ребенка и даже сами отпадают от церкви. Тогда обряд крещения такого ребенка становится профанацией.
2. Если обряд крещения младенца, это обряд посвящения ребенка Богу, то у тех же евреев в 13 летнем возрасте есть обряд бар- или бат-мицва. Если до этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций несут родители, то после достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм на себя. Было-бы и нам хорошо чтобы дети крестились именно в этом сознательном возрасте, а во младенчестве оставить только миропомазание.
3. Если, к примеру, я крещенный во младенчестве, но по каким-то причинам хочу креститься сознательно и по своей воле, то есть ли какие нибуть запреты к этому?
Недавно у нас с знакомой состоялся разговор на эту тему и вообще на тему веры.Она мне говорила типа я веру,меня в детстве крестили и я своего ребенка крестила,хожу в церковь,молюсь.Хорошо,говорю,а зачем тогда ты куришь - спрашиваю я.В ответ она возмутилась и сказала типа заткнись.Вот вам и вся наша вера и детское крещение.
Вообще крещение не спасает человека и дела наши не спасают нас.Только вера.Сказано:"Верой вы спасены,ни от дел,чтобы ни кто не похвалился".А крещение мы должны принимать, когда мы понимаем что делаем.
И мы должны крещение принимать ни обмыванием,а погружением.Впервых Библия(на греческом) назывался Иоан-крестител Иоанам-баптистом.Баптист с греческого:погружаемый в воду и судите сами
Вообще возмите в руки Новый Завет,начните читать и вопросы сами отпадут и многое вам станет ясно
то, о чём вы говорите, совершенно верно. Действительно, несознательный крёстных на несколько порядков больше, чем сознательных. И найти настоящего крёстного - проблема даже для людей воцерковлённых. Люди не церковные даже не задумываются об этом - воспринимают это как обряд. НО! Как говорил один духовник своему чаду, тоже священнику, когда тот ему поведал о таких сомнениях - крестить или не крестить с такими крёстными, которые и о церкви-то ничего не знают, так вот, он ответил так: "А ты, священник, всё знаешь и всё понимаешь? А чего от них хочешь? Мы не видим, как благодать Божия действует на человека, как он меняется".
Написал я это не просто так:) Я пришёл в церковь ровно по тому пути, что вы описали: мне нужно было становиться крёстным и за два дня своего крестника я крестился сам. Только чтобы выполнить просьбу моего друга, не очень осознанно. Через полгода я начал воцерковляться:)
Плюс о. Олег, сознательно или нет, совершенно не упоминает тот факт, что современные крестные родители - это формальность, по их вере - это иногда оксюморон. Я знаю одного человека, который крестился на несколько недель раньше своего крестника только с той единственной целью, чтобы стать крестным. А это серьезная проблема.
Александр, разве Христос крестил кого-либо во время Своей земной жизни?
Преподобный Ефрем Сирин (IV век): «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
2. В древности женщина не была самостоятельным человеком,она была как бы приложением к мужчине. Поэтому достаточно было того, что мужчина был обрезан. Так что обрезание было прообразом крещения для всех людей. (В крепостной России в середине 19 века крестьянин мужского пола, продаваемый вместе с землей, стоил 200 рублей. А женщин не считали, они ничего не стоили, служили приложением к мужу. Хотя были крещеными христианками).
По второму вопросу - у апостола Павла есть слова о том, что нет теперь различений национальностей и пола мужского и женского, поэтому Крещение одно для всех.
Вероятно, прообразом могла служить жертва храму на сороковой день жизни младенчика, когда его приносили в храм (я лишь предполагаю).
И ещё. Если ветхозаветное обрезание было прообразом Крещения для мальчиков, то что было прообразом Крещения для девочек?