Почему Православная Церковь крестит младенцев? (+ВИДЕО)

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).

Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех

В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).

Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).

А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).

Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.

    

Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.

Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.

Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров

Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.

Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

Протоиерей Олег Стеняев

22 февраля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Таинства Церкви. Крещение (+ВИДЕО) Таинства Церкви. Крещение (+ВИДЕО)
Прот. Артемий Владимиров
Таинства Церкви. Крещение (+ВИДЕО) Крещение (+ВИДЕО)
Таинства Церкви
Протоиерей Артемий Владимиров
Каков смысл Таинства Крещения в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека?
Безответственное крещение Безответственное крещение
Об огласительных беседах и не только
Безответственное крещение Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Александра Боровик
Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь?
Мои вторые родители.
Беседа с протоиереем Евгением Попиченко о крестных родителях
Мои вторые родители.
Беседа с протоиереем Евгением Попиченко о крестных родителях

С точки зрения Церкви, главный критерий крестного – он должен быть живым христианином, то есть, он должен знать Православие, он не должен смертно грешить, но должен бороться со страстями, пытаться жить по Евангелию, участвовать в таинствах. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан.
Комментарии
Елена Кулькова 2 июня 2021, 15:16
Почитала, но так и не поняла, почему же нужно крестить младенцев. Очень много сказано о грехе перволюдей. Так ведь Евангелие учит, что Христос, смертью своей и купил все грехи. Где логика?
Анжела31 июля 2018, 11:07
Здравствуйте, может ли быть крестная в православной церкви, которая сама крещёная в армянской церкви?
28 ноября 2016, 08:35
Не лишается ли человек, крещёный в младенчестве, права выбора в сознательном возрасте? Ведь, если это должен быть осознанный выбор, то что же получается? Люди говорят, меня крестили в детстве. Во взрослой жизни, осознанно, человек такой не крестится, значит и СПАСЕН не будет? Буду глубже с этим вопросом разбираться.
Людмила29 августа 2016, 09:07
Здравствуйте! Может ли муж (второй брак) стать крестным отцом ребенку от первого брака

Спасибо
ольга28 мая 2016, 18:58
Обрезание -не прообраз крещение эта образ отсечения грехов,а прообраз крещения купальня у Овечьих ворот в Иерусалиме где ангел возмущал воду и кто входил в воду первым выздоравливал т.е. омывался от грехов(дальше не буду описывать скажу про младенцев).Крестив младенца мы должны понимать ,что если ребенок отпадет от веры вина будет на родителях потому-что они за него приняли это решение.
Эдуард 8 апреля 2016, 23:59
Юра,суть таинства крещения это быть записанным в ИИСУСОВУ КНИГУ ЖИЗНИ. То что ты был крещён в младенчестве ( записан в КНИГУ ЖИЗНИ)и теперь хочешь вновь в зрелом возрасте второй раз креститься то это лишнее - одно таинство крещения - одна запись в ИИСУСОВОЙ КНИГЕ ЖИЗНИ. Повторю:" В ИИСУСОВОЙ КНИГЕ ЖИЗНИ" Иудеи (а возможно и просто атеисты евреи) не веруют в ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, таинства крещения во ХРИСТА не имеют и соответственно в ИИСУСОВУ КНИГУ ЖИЗНИ не вписываются,хотя на еврейский НОВЫЙ ГОД ( РОШ ха ШАНА)либо по надменности своей, либо по безумию неведения своего, желают друг другу быть записанными в КНИГУ ЖИЗНИ. КНИГА ЖИЗНИ не безымянна,она - ИИСУСОВА.
Юрий 6 апреля 2016, 00:30
Хочу высказать некоторые сображения по этой теме.

1. Довольно часто встречается ситуация когда крестные родители не принимают участия в христианском становлении ребенка и даже сами отпадают от церкви. Тогда обряд крещения такого ребенка становится профанацией.

2. Если обряд крещения младенца, это обряд посвящения ребенка Богу, то у тех же евреев в 13 летнем возрасте есть обряд бар- или бат-мицва. Если до этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций несут родители, то после достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм на себя. Было-бы и нам хорошо чтобы дети крестились именно в этом сознательном возрасте, а во младенчестве оставить только миропомазание.

3. Если, к примеру, я крещенный во младенчестве, но по каким-то причинам хочу креститься сознательно и по своей воле, то есть ли какие нибуть запреты к этому?
Эдуард 4 апреля 2016, 00:43
Ребёнка необходимо крестить как можно раньше,так как дьявол имеет претензию на душу человека. Буквально указывая на душу говорит:"Он мой." Одно дело ребёнок крещён - крещён и безгрешен - это несравненное благо и не столько для родителей сколько самой этой душе.Думаю понятно что говорю я о детских душах преждевременно в младенчестве и раннем детстве умерших.Поэтому непременно крестите детей - вы их обезопасите в самом элементарном смысле. Представьте ново представленную юную душу не крещённую и возглас сатаны" Он мой." Какой трепет и ужас испытывает эта юная душа даже крещёная и тем паче не крещёная - которая всё видит (сатану) и всё (ситуацию) понимает. Гоните прочь от себя тех кто убеждает что крещение есть выбор лишь сформировавшейся личности - это ересь и не важно что она может исходить даже от известных академических личностей. Помните - Одно крещёному. Иное не крещёному.
Александр26 марта 2016, 02:30
Не могу согласиться с уважаемым отцом Олегом.Мне кажется все его так называемые аргументы притянуты.Христос прямо сказал "кто веру имеет и крестится спасён будет",а мы сейчас тут извращаем его ясные слова как нам выгодно.Ссылки на то как поступали древние евреи,для которых главное было тщательное исполнение различных обрядовых предписаний,мне кажется неуместны,если только мы не хотим пойти по этому же пути.А что касается фразы Господа нашего о детях,то мне кажется он как раз говорил о некрещённых детях,ведь таинства Крещения тогда ещё не было.Практика древней Церкви также говорит не в пользу сторонников крещения младенцев,поскольку того же блаженного Августина его мать,Св. Моника,воспитав в христианском духе,тем не менее почему то не крестила в детстве.Тоже самое мы видим на примере Василия Великого,Григория Богослова,Иоанна Златоуста и других,которые имели благочестивых родителей и тем не менее все они крестились во взрослом возрасте.Так может это мы всё исказили и делаем всё неправильно,по устоявшейся традиции,и забываем что главное воспитать в вере а не крестить?
Андрей15 марта 2016, 14:09
Вопрос: Кто из Православных, желает то, что не сможет поминать своего ребенка в Церкви,в случае внезапной смерти, так как ждал его осознанного, самостоятельного Крещения? И не обвинит ли умерший, после смерти самого родителя, что он не дал возможности ему наследовать Царство Небесное, по неверию родителя в слова Христа?
Руслан13 марта 2016, 22:51
Здраствуйте.Хороший вопрос о крещении младенцев,но глвный вопрос.Зачем?В Новом Завете ни где ни сказано об этом.Может и не надо крестить.В принципе есть один стих,который говорить,чтобы человек знал зачем он крестится.Не помню где,но сказано:"Научите,потом крестите".Т.е. надо человека научить,а потом крестить.Здесь Иоанна пишеть,что надо крестить ребенка,чтобы духи злобы не воздействовали над ребенком.Но задумайтесь,сколько у нас тюрем забиты такими крещаемымиСколько в детстве крещаемых мам бросают своих детей.Посмотрите вокруг.Дети курят.Все эти люди и мы тоже,когда-то были крещаемыми.
Недавно у нас с знакомой состоялся разговор на эту тему и вообще на тему веры.Она мне говорила типа я веру,меня в детстве крестили и я своего ребенка крестила,хожу в церковь,молюсь.Хорошо,говорю,а зачем тогда ты куришь - спрашиваю я.В ответ она возмутилась и сказала типа заткнись.Вот вам и вся наша вера и детское крещение.
Вообще крещение не спасает человека и дела наши не спасают нас.Только вера.Сказано:"Верой вы спасены,ни от дел,чтобы ни кто не похвалился".А крещение мы должны принимать, когда мы понимаем что делаем.
И мы должны крещение принимать ни обмыванием,а погружением.Впервых Библия(на греческом) назывался Иоан-крестител Иоанам-баптистом.Баптист с греческого:погружаемый в воду и судите сами
Вообще возмите в руки Новый Завет,начните читать и вопросы сами отпадут и многое вам станет ясно
Наталья Шкляева10 марта 2016, 21:33
Наверно не очень правильно, что на фотографии малыша крестят обливанием, а не погружением.
Иоанна29 февраля 2016, 11:19
/Крещение должно приниматься осознанно.// Подождём, пока ребёночек "осознает", и тогда попросим Бога его просветить и поддержать. Но духи злобы поднебесной ждать и спрашивать никого не будут, и пока мы решаем за нашего ребёнка, УЖЕ нападают на него. А тот, кого не крестили, открыт для воздействия бесовских сил и беззащитен перед ними. /Мы не видим, как благодать Божия действует на человека, как он меняется.// (из комментария Михаила) - совершенно верно! Мы не ждём и сразу же, не спрашивая его, кормим, воспитываем, обучаем своего ребёнка; а о самом главном сильно не переживаем. Поразительное легкомыслие!
Елена Башкова28 февраля 2016, 09:41
Все таки, хоть я и православный человек, но мое личное мнение: крещение должно приниматься осознанно. Дети должны быть особым чином благословляться,воцерковляться. А воцерковление в раннем христианстве считалось тем, что женщина после родового очищения вновь приходила в Церковь и приносила своего дитя, чтобы посвятить Богу. Для этого, вместо ветхозаветнего обрезания, священник читал молитвы над ребенком. Это и называлось воцерковлением и для матери и для ребенка. Потому что, Господь сказал всем нам; идите, научите, кто будет веровать и крестится для прощения ГРЕХОВ. А не греха первородного.Как можно крестить человека, если он не знает азов Православия, не то что ребенок, даже взрослые не особенно пытаются понять.Да и каким образом, за счет веры крестных, может возродится вера в крещаемом?Это равносильно, что кто то поел за меня и сказал, что я уже сыт. Вот это мне не понятно.Потому что каждый за себя даст отчет пред Богом. Каждый.
Михаил25 февраля 2016, 05:29
Артем,
то, о чём вы говорите, совершенно верно. Действительно, несознательный крёстных на несколько порядков больше, чем сознательных. И найти настоящего крёстного - проблема даже для людей воцерковлённых. Люди не церковные даже не задумываются об этом - воспринимают это как обряд. НО! Как говорил один духовник своему чаду, тоже священнику, когда тот ему поведал о таких сомнениях - крестить или не крестить с такими крёстными, которые и о церкви-то ничего не знают, так вот, он ответил так: "А ты, священник, всё знаешь и всё понимаешь? А чего от них хочешь? Мы не видим, как благодать Божия действует на человека, как он меняется".
Написал я это не просто так:) Я пришёл в церковь ровно по тому пути, что вы описали: мне нужно было становиться крёстным и за два дня своего крестника я крестился сам. Только чтобы выполнить просьбу моего друга, не очень осознанно. Через полгода я начал воцерковляться:)
ИВАН25 февраля 2016, 02:30
КРЕСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА НУЖНО СРАЗУ , КАК ЕСТЬ НА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ , ПОТОМУ ЧТО ПОТОМ ЕЁ МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ . ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ЧЕЛОВЕКА , ТО ОН ЕГО ДЕЛАЕТ ПОСТОЯННО , БОРЯСЬ С ИСКУШЕНИЯМИ И ТВОРЯ ДОБРО И ВСЯКУЮ ПРАВДУ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ .
Артем23 февраля 2016, 16:55
Текстологические аргументы о. Олега все таки заставляют улыбнуться: здесь апостол говорит "покайтесь" - значит, не все, детей не включаем; "крестится каждый из вас" - все, детей включаем; тогда как текстологическая опора противников раннего крещения более прочна - там действительно написано про связь крещение и веры - черным, что называется, по белому.
Плюс о. Олег, сознательно или нет, совершенно не упоминает тот факт, что современные крестные родители - это формальность, по их вере - это иногда оксюморон. Я знаю одного человека, который крестился на несколько недель раньше своего крестника только с той единственной целью, чтобы стать крестным. А это серьезная проблема.
23 февраля 2016, 10:28
Прочитал статью и не смог найти аргументов для своего товарища, который хочет, чтобы его сын крестился не в младенчестве, а в более осознанном возрасте. Слышал даже, что и в РПЦ нет единого мнения на этот счет. Так профессор богословия Осипов призывает креститься в сознательном возрасте,
Н.С.23 февраля 2016, 09:34
Александр: "Почему когда ко Христу приводили детей Он только благословлял их, а не крестил?"
Александр, разве Христос крестил кого-либо во время Своей земной жизни?
Геннадий22 февраля 2016, 22:00
А как же понимать святителя Феофана Затворника: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!» .
Преподобный Ефрем Сирин (IV век): «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Ольга22 февраля 2016, 21:22
1. "Зачаты во грехе" значит, что родители наши были грешны, потому что все люди грешны, начиная с грехопадения Адама и Евы. Нас зачали грешные люди.
2. В древности женщина не была самостоятельным человеком,она была как бы приложением к мужчине. Поэтому достаточно было того, что мужчина был обрезан. Так что обрезание было прообразом крещения для всех людей. (В крепостной России в середине 19 века крестьянин мужского пола, продаваемый вместе с землей, стоил 200 рублей. А женщин не считали, они ничего не стоили, служили приложением к мужу. Хотя были крещеными христианками).
Сергий22 февраля 2016, 19:37
Всё верно. Если мы,по аналогии,к примеру,знаем,что избавлением от какой-либо болезни, является прививка,то неужели мы будем ждать совершеннолетия, а там мол сам ребенок решит,делать ли ему прививку или запустит болезнь.Так,на мой взгляд, и с крещением младенцев.
Михаил22 февраля 2016, 18:23
Первородный грех - нет такого термина в православном богословии.
Олеся Дурсина22 февраля 2016, 16:36
Дорогая Наталия, зачатие "во грехе" означает приобщение каждого человека к первородному греху Адама и Евы, т.е. человек с самого рождения удобопреклонен ко греху. Крещение же даёт благодать для борьбы с грехами.
По второму вопросу - у апостола Павла есть слова о том, что нет теперь различений национальностей и пола мужского и женского, поэтому Крещение одно для всех.
Вероятно, прообразом могла служить жертва храму на сороковой день жизни младенчика, когда его приносили в храм (я лишь предполагаю).
Александр22 февраля 2016, 16:09
Тогда возникает ещё один вопрос: "Почему когда ко Христу приводили детей Он только благословлял их, а не крестил?"
a22 февраля 2016, 16:06
Наталия, речь идет о последствиях первородного греха которые врачуются посредством этого Таинства. Про обрезание см. на сайте "азбука веры".
Наталия22 февраля 2016, 04:48
Сколько читаю, никак не могу понять - что значит, что все мы "зачаты во грехе"? Зачатие - это грех? Если да, то почему?
И ещё. Если ветхозаветное обрезание было прообразом Крещения для мальчиков, то что было прообразом Крещения для девочек?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×