«Спаси, Господи!» – настолько привычное выражение для верующего, как «Спасибо» или «Как дела». Но в речи отца Антония оно звучит постоянно, по любому поводу, просто и в то же время с особым трепетом.
Из дневниковых записей сретенских волонтеров, отправившихся на Русский Север зимой 2016 г.
Есть тысячи уголков в нашем Отечестве, о которых не знают в столицах. Поселок Савинский – удивительное во всех отношениях место на Русском Севере. По соседству с легендарным космодромом Плесецк, Савинский стоит на реке Емце – одной из двух рек в мире, где не бывает ледохода, хотя он должен быть из-за географического положения. Савинский – место, богатое духовной историей.
Здесь начинал труды преподобный Антоний Сийский, он построил первый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Удивительно: имена и труды повторяются – здесь же сегодня трудится иеромонах Антоний, в миру – Николай Ласточкин, полковник, 20 лет отслуживший на космодроме. Когда подошло время увольняться из армии, у него и мысли не возникло отправиться в родной Краснодарский край – греться на солнце. Он будет жить в «медвежьем углу», там, где гуляют пронизывающие ветры. И служение свое здесь не оставит, правда, уже в ином качестве – в священном сане, будучи настоятелем савинского прихода.
О возрождении духовной жизни на Севере, о строящемся храме в честь Воздвижения Креста Господня – беседа с «неизвестным» священником – благочинным Плесецкого района иеромонахом Антонием (Ласточкиным).
О том, как можно помочь в постройке Крестовоздвиженского храма в п. Савинском, – в конце сюжета.
– Отец Антоний, как вы оказались на Севере?
– Раньше Север для меня был в какой-то степени отталкивающим: казалось, холодно и некомфортно, я ведь родился и вырос в Туапсе – на берегу Черного моря. Всегда думал, что лучше моего города нет. Но, наверное, так для любого человека: то место, где он растет, для него самое родное и любимое. Тем не менее я покинул Туапсе надолго, отправляясь служить в Советскую армию.
Это был интересный опыт. Служил в средней полосе России, в Ульяновской области. Зарядка рано утром в майке и сапогах стала тяжелым испытанием для меня, потому что в центральной полосе летом с утра градусов 14, в отличие от нашего юга, где в это время суток доходит до 25. Но потихоньку начал привыкать, и к зимним морозам тоже.
После армии неожиданно для себя и для многих, в том числе и для родителей, стал курсантом Краснодарского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск. И по окончании учебы пришлось выбирать, куда отправиться по распределению. Ракетчики обычно едут «по северам». Вот я и выбрал космодром Плесецк и прослужил там 20 лет.
Причастился впервые в день выпуска из академии – и жизнь поменяла направление
Так получается, что в миру я исполнял послушание воинское. И когда учился уже в Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, милостью Божией стал слушателем факультета православной культуры. Первый раз исповедовался… А причастился впервые на Патриаршем богослужении в день выпуска.
Жизнь будто поменяла направление, отошли прежние ценности. С супругой повенчались, стали чаще бывать в храме.
– А почему решили стать священником?
– Не человек идет к Богу, а Господь ведет человека. Сначала не было такого желания стать священником. Но позже, уже завершая свою службу в Вооруженных Силах, будучи офицером, поступил на заочный сектор в духовную семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. Хотелось укрепиться в вере и для этого поучиться.
Соприкоснулся со святыней, пообщался со священниками изо всех уголков нашей Родины, поближе прикоснулся к духу Лавры – проснулся более серьезный интерес к богослужению, сформировалось определенное желание. И так Господь управил, что после увольнения из Вооруженных Сил владыка Тихон Архангельский и Холмогорский меня рукоположил сначала во диакона, потом во священника. Я сам никогда и не думал, что буду служить перед Престолом Божиим, – так Господь управил. Так все само собой, казалось бы по-человечески, произошло, но на самом деле в этом Промысл Божий, потому что и супруга отошла ко Господу, и в миру меня уже особо ничего и не связывало.
После рукоположения какое-то время служил в Свято-Ильинском соборе Архангельска, а потом владыка благословил поехать в поселок Савинский, где я сегодня и продолжаю свое служение.
– Тяжело ли быть священником на Севере? С какими трудностями приходится сталкиваться?
Священником везде одинаково служить – и в солнечном Сочи, и в холодном Архангельске
– Наверное, священником везде одинаково служить – и в солнечном Сочи, и в холодном Архангельске. И с помощью Божией не тяжело. А трудности, естественно, появляются, но тут опять же – с одной стороны, твоя немощь, а с другой – помощь Божия. Когда начинаешь молиться, просить у Господа, тогда Господь и помогает. Не сам стараешься что-то сделать, кого-то уговорить… Хотя и без этого никак не получается, потому что есть такая добрая пословица: на Бога надейся и сам не плошай.
Когда ко мне приходили помогать, думали: можно работать, а Богу молиться не надо. И мне всегда приходилось говорить о том, что есть две стороны, которые нужно выполнять: молиться, обращаться ко Господу, надеяться на Господа и, конечно, самому трудиться. Но в основе всего лежит молитва. Я думаю, все батюшки сталкиваются с этим: когда нужно что-то сделать, и, казалось бы, нет ничего, но главное – есть всегда ответ евангельский: «Просите и дастся вам» (Мф. 7: 7; Лк. 11: 9). Вот так и получается, милостью Божией: каждый раз подтверждая эту истину на своем опыте, благодаришь только Бога, что это произошло. Хотя ожидаешь всегда большего, всегда не хватает.
А на Севере есть свои и определенные радости, и трудности. Вообще, во всей полноте только Сам Господь может ответить, кому легче, а кому тяжелее. Поэтому, уповая на милость Божию, главное – трудиться. Через труд получаем то, что полезно для нас, для нашего спасения, конечно, и для пользы наших близких.
– Расскажите о вашем благочинии: сколько храмов, сколько священников.
– У нас зарегистрировано 13 православных приходов. И только пять священников. Сейчас, милостью Божией, еще один священник появился – дали помощника отцу Глебу в центральном храме нашего благочиния, который находится в поселке Плесецк, в районном центре. Там храм Иоанна Богослова, он построен в 2000 году.
Конечно, храмы, где служат батюшки, – основные. Какие-то только сейчас построены или их строительство продолжается, а какие-то возведены были в более раннее время. Самым старым храмом можно считать тот, что в поселке Конёво, где проводит служение отец Илия. Храм был простроен в 1884 году, деревянный, срублен был практически за год, но позже пришел в негодность, в богоборческие времена часть этого храма разобрали по бревнам. Милостью Божией сейчас он восстановлен.
Но в основном в районе храмы новые. В Савинском в данный момент богослужение идет в домовом храме во имя преподобного Антония Сийского – это бывший дом быта. В Обозерском поставлен новый храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас уже заканчивается строительство храма во имя великомученика Пантелеимона в поселке Североонежске. Вот основные храмы, но фактически в каждом поселке есть своя церковь, большинство из них – построенные достаточно недавно: 15, 10 или 4 года назад. Они небольшие, по старым традициям, двухскатные, буквально «шесть на шесть» – по размеру бревна, с алтарем «три на три» или «три на четыре».
Входит в благочиние и Кенозерский парк. Это уникальный заповедник. Вот там есть как раз храмы старинные, которые необходимо тоже восстанавливать. Но, к сожалению, там нет священника. Приходится это послушание нести отцу Глебу, но расстояния большие…
Наш Плесецкий район отличается, конечно, большой территорией – 27,5 тысяч квадратных километров. Это приличная площадь. Для сравнения: Крым – 27 тысяч. Протяженность района – почти 300 километров. Он граничит с Каргопольским, Онежским районами, с Карелией, с Холмогорским районом. Тут он выходит к трассе Санкт-Петербург–Архангельск, которую сейчас приводят в порядок, милостью Божией. Но есть очень много труднодоступных поселков, куда, бывает, невозможно попасть, когда распутица, «межсезонье». И в один дальний поселок – Ломовое – приходится по бездорожью добираться через Холмогорский район. Там, кстати, сейчас строится храм – небольшой, в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали».
Только по Кенозерскому парку – около 40 храмов и часовен. По самому району – около 20. Вот так, милостью Божией…
– Отец Антоний, расскажите о строящемся в поселке Савинском Крестовоздвиженском храме.
– Особенность самого места в Савинском – в том, что здесь когда-то начинал свой духовный подвиг преподобный Антоний Сийский – молитвенник земли Северной. Обитель, которую он основал, – Троицкий Антониево-Сийский монастырь – ныне действует. Она находится на Холмогорской трассе (когда мы едем из Москвы в сторону Архангельска). А у нас, в Савинском, он начинал свой подвиг. Это было в 1513 году. Он тут несколько лет молился, построил первый храм – во имя святителя Николая. А позже, как говорит предание, так как местные жители не были довольны тем, что здесь будет огромный монастырь, он сел на плот и сплавился по реке Емцы до Двины, вышел к Михайлову озеру, откуда вытекает река Сия. Там и основал обитель.
Получается, что мы начали строительство храма там, где начинал и преподобный Антоний: на слиянии трех рек – место очень живописное. Мы долго об этом думали, говорили. И как раз в Крестовоздвиженском храме нижний придел – в честь святителя Николая – в память о том храме, который здесь когда-то возвел святой Антоний. Мы строим, чтобы все те духовные традиции, которые были нашими предками установлены, как-то поддерживать и возрождать.
Сам храм тоже по-своему уникален, потому что срублен по всем старым традициям – без единого гвоздя. Храм имеет сочетание шатра и бочек, что было характерно для северной храмовой архитектуры.
– Прихожане домового храма во имя преподобного Антония Сийского, где вы сейчас служите, как-то участвуют в строительстве?
– Конечно! Многие жители Савинского помогают в строительстве храма – кто чем может. Мы устраиваем субботники. Смысл субботника – сплочение жителей нашего поселка, объединение людей созидательным трудом. Совместная работа всегда помогает находить общий язык, лучше понимать других, в конце концов поднимает настроение.
Вот радость была: молебен, посвященный началу учебного года, собрал почти 70 детей!
В наш домовый храм на Литургию в воскресный день приходит около 100 человек. Вот радость была: молебен, посвященный началу учебного года, собрал почти 70 детей, а это много. Родители тоже пришли помолиться за своих чад.
У нашего прихода есть, конечно, ядро. Статистика проста: 1 процент от численности населения. Как ни крути, везде она, на удивление, совпадает. Если в Савинском проживает 7000 человек, значит, примерно 70 человек составляют приходской костяк. Приходят помолиться и жители из соседних поселков, и прибывшие издалека погостить, например такие ребята, как вы.
– Отец Антоний, а государство как-то помогает в финансировании строительства? Вам удалось найти спонсоров?
Мы не перестаем призывать людей помочь в строительстве и будем благодарны за любые пожертвования
– Мы строим храм на частные пожертвования, крупных спонсоров найти не удалось. Уповая на Бога, мы не перестаем призывать людей помочь в строительстве и будем благодарны за любые пожертвования.
– Какие работы осталось сделать?
– На сей день стоит вопрос, конечно, с шатром. К его изготовлению уже приступили в Переславле-Залесском. Ну и проблема с крышей. Она сложная, нужны специальные мастера и средства немалые. Также планируется по старым традициям обнести храм рубленым забором с соответствующими постройками. Может быть, если Господь управит и владыка благословит, это будет подворье монастыря. Но, опять же, будем уповать на милость Божию, чтобы некая духовная правда была восстановлена. Надеемся: то, что не удалось преподобному Антонию Сийскому, нам с помощью Божией удастся совершить.
– Батюшка, самый животрепещущий вопрос: сколько денег осталось собрать?
– Ориентировочно сейчас, чтобы заплатить только за завершение шатров, нужно порядка 6 миллионов. 200 тысяч мы собрали, 1 миллион 300 тысяч уже внесли. Это только за два шатра и два купола. Плюс крыша – это где-то ориентировочно 500 тысяч, но это только за материал. А за работу… Выходит, что порядка 10 миллионов нужно, чтобы завершить строительство.
– Это не считая внутреннего убранства?
– 10 миллионов – это только чтобы завершить все работы, связанные со стройкой. Вместе с забором, коммуникациями. И, конечно же, только предварительные подсчеты. Понятно, что нужно думать сразу об отоплении, о прилегающей территории, которая должна быть доступна людям.
– Батюшка, если люди захотят пожертвовать на храм, есть какой-то счет?
– Да, на нашем епархиальном сайте есть все реквизиты. А на карточке – там как 21,5 тысяча лежала, так и лежит (Улыбается.), – как люди пожертвовали, слава Богу!
– Спасибо вам за беседу! Надеемся, что строительство храма в скором времени завершится.
– Спаси, Господи!
***
Для всех неравнодушных помочь богоугодному делу – реквизиты ниже.
Важна любая помощь и поддержка.
Связаться с отцом Антонием можно по телефону: +7 (931) 400 21 69.
Пожертвования можно перечислять на карту Сбербанка 67619600 0222360266 и расчетный счет Плесецкого благочиния.
Реквизиты:
- Местная православная религиозная организация прихода п. Савинский Плесецкого района Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви
- Расчетный счет 40703810210320000004, цель: уставная деятельность
- Наименование банка: Филиал СЗРУ ОАО «МИнБ» г. Архангельск
- Кор. счет: 30101810500000000748
- БИК: 041117748
- ИНН: 2920007794
- КПП: 292001001
***
Цокольный этаж церкви выполнен из бетона, основная часть деревянная. Высота здания со шпилем превысит 40 метров. Основание храма было освящено в праздник собора Сийских святых в июне 2014 года, в августе 2014 состоялось первое богослужение.
«Спаси, Господи!» - так немного растягивая слова и наполняя их любовью всегда слышал от о.Антония.
А ещё на многие, вопрошания его универсальный рецепт: " Да помолится надо"
Это в первую очередь надо делать в любой ситуации, сложной или не очень.
Уже не раз удалось убедится в правоте батюшки!
Божьей вам помощи во многих ваших многотрудных попечениях дорогой о.Антоний!!!