Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Преподобная Мария Египетская

Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Статья была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви XX века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева.

Святая Православная Церковь 1-го апреля воспоминает блаженную кончину преподобной матери Марии Египетской. Ее же памяти посвящается еще и пятая неделя1 Великого поста, так как воспоминание о сей дивной жене особенно благовременно во дни поста и покаяния. Жизнь и подвиги ее служат в поучение и утешение нам, грешным людям. Известно, что наиболее смущает грешника в то время, когда он начинает приходить в раскаяние. Смущает мысль о тяжести содеянных грехов, о трудности борьбы с привычкою ко греху. Но вот грешница, каких не много видит у себя наш грехолюбивый мир, вдруг разрывает все узы греха, на ней лежавшие, начинает жизнь святую и подвижническую и достигает такой высоты, что становится подобною ангелу. Кто после сего может отчаиваться в своем спасении?

Но Тот, Кто оставляет 99 овец и ищет заблудшую, не оставляет и теперь грешницы

Преподобная Мария родилась в Египте в половине 5-го столетия по Рождестве Христове. Пока она жила в родительском доме, не слышно было о ней ничего худого. Но вскоре жизнь здесь показалась ей тяжелою, и благодетельное обуздание родителями своеволия ее – невыносимым для нее. Мария отличалась красотою телесною, но красота нередко обращается в первый повод ко греху. Так было с Мариею. Увлекаемая своими порочными хотениями, она на двенадцатом году от роду бежала из родительского дома в Александрию. Но что бывает с жалким, неоперившимся птенцом, который вообразил, что он не слабее прочих летающих птиц и решается оставить родное гнездо, где мать хранит и лелеет его с такою любовию? Конечно, он падает, разбивается и погибает. Такая же участь постигла и Марию. Можно себе представить, как легко и с какою силою овладели соблазны большого и роскошного города молодою Марией, никем не руководимою, ничем не сдерживаемою и одинокою среди чужих людей. Необузданно предалась она всем искушениям городской жизни и скоро, потеряв всякий стыд и страх, ринулась на стезю порока и стала всем известна своею позорною распущенностью. 17 лет провела она в разврате, спускаясь все ниже и ниже в бездну греха. Казалось, что была потеряна всякая надежда на ее исправление. Но Тот, Кто оставляет 99 овец и ищет заблудшую, не оставляет и теперь грешницы. Благодать Божия бодрствовала над погибающею, неотступно следя за нею и уловляя возможность исправления с ее стороны, а Премудрость Божия обратила во спасение ее то, что казалось верхом погибели для нее.

Мария однажды увидела толпу народа на берегу моря. В постоянной погоне за всякими развлечениями, постоянная участница во всякой суете, она поспешает в толпу и здесь узнает, что корабль с народом отправляется в Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня. Так как в числе отправляющихся было немало молодых людей, то Мария задумала и этот случай употребить в орудие своей страсти. Она упросила взять ее на корабль – и вот плывет она такою же грешницей, какова была в Египте, скверня море своими делами, как прежде оскверняла землю. Вот она уже в Иерусалиме. Здесь – Голгофа, каждый шаг земли веет святостью в этом святом городе. Тут ли, кажется, не предел всякой страсти! Мария и здесь не знает предела, и здесь грешница продолжает губить и себя, и других! Но это было уже последнею жертвою аду.

Когда наступил праздник Воздвижения Креста Господня и в храм Воскресения устремились толпы богомольцев, Мария ради праздного любопытства пошла туда вслед за другими. Но при входе в храм с нею произошло что-то странное: сколько ни приближалась она к дверям храма, всякий раз ее отталкивала назад какая-то невидимая сила. Сначала ей казалось это делом случая, но когда все ее усилия оставались тщетными и она видела, что этот неуспех преследует ее одну, а другие свободно входят в храм, она впала в раздумье. В эту-то минуту благодать Божия и нашла доступ в душу Марии. В ней пробудилась наконец совесть, так долго находившаяся в усыплении, и она поняла, что не люди, а грехи ее возбраняют ей приблизиться к святыне. Она постигла всю свою мерзость, с ужасом стала припоминать все свои грехи и со слезами и рыданиями била себя в грудь.

Долго и горько рыдала она, пока, подняв глаза, не увидела на стене церковного образа Богоматери. Тотчас обратилась она к Пречистой с горячею молитвой помочь ей войти в храм для поклонения Животворящему древу Креста Господня, обещая исправиться и навсегда оставить свою порочную жизнь. После молитвы Мария, полная веры и надежды на Матерь Божию, беспрепятственно вошла в храм и поклонилась Кресту Христову. Возблагодарив за сие Пресвятую Богородицу, Мария по указанию свыше отправилась в пустыню за Иорданом.

Первое время ей приходилось очень трудно в пустыне. Она принесла с собою сюда только три хлеба, и так как она жила здесь в совершенном уединении, то ей оставалось питаться только корениями и терпеть голод. А между тем на память ей приходила вкусная, сладкая пища, которую раньше она всегда имела в Египте. Ей хотелось дорогих вин, которые прежде пила она без меры, а в пустыне не всегда можно было найти и простую воду, когда мучила и томила ее жажда. Язык ее против воли настраивался повторять те любимые песни, которые прежде ее ублажали; вспоминалось ее и прежнее безумное веселье. Но Мария мужественно старалась бороться с нечистыми помыслами и злыми навыками и отгонять от себя искусительные образы. Случалось, что в этой борьбе она падала от изнеможения на землю; обливаясь слезами, молила она Матерь Божию о помощи и до тех пор не вставала с земли, пока небесной свет не проникал в ее душу и не водворял в ней покоя. Так терзалась она 17 лет, но потом настало время покоя душевного. Однако еще 30 лет в пустыне подвизалась Мария в посте и молитве. После таких и столь долговременных подвигов не могло не последовать совершенного мира с Богом и совестью, полного очищения души и даже преображения плоти. Св. Зосима, которому Промыслом Божиим суждено было открыть преподобную в пустыне, нашел ее в плоти, которая мало походила на наше грубое тело. Мария немокренно переходила Иордан, во время молитвы возносилась на воздух, видела тайные движения сердца в другом, предрекая будущее.

Удостоившись от Зосимы принятия Святых Таин, она мирно скончалась 1-го апреля 522 года.

Где бы и когда бы ни пришла нам мысль отстать от греха, мы должны тотчас последовать спасительной мысли

Из жития преподобной Марии можно видеть, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, и что нет бездны разврата, из которой нельзя было бы при помощи благодати Божией выйти путем веры и покаяния. Нужно только быть внимательным к голосу благодати Божией, призывающей к исправлению. Где бы и когда бы ни пришла нам мысль отстать от греха, бросить свою порочную жизнь, мы должны тотчас последовать спасительной мысли и если не удалиться в пустыню, по примеру Марии, ибо путь ее необыкновенный, то все же должны бороться со своими грехами и страстями, в чем и да поможет нам преподобная Мария!

Архим[андрит] Тихон
Подготовила Наталия Александровна Кривошеева
Беседа. 1893. № 7. С. 73–75.

14 апреля 2016 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 782 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 В 2016 году – 4 (17) апреля.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
фотинья14 апреля 2020, 09:56
Преподобная мати Марие! Моли Бога о нас грешных!
Olga Ziazina 5 февраля 2018, 11:21
Преподобная мати Марие Египетская ,моли Бога о нас грешных!
Елена29 апреля 2016, 23:52
Святая преподобная Мария Египетская! Моли Бога о нас грешных!
Наталья14 апреля 2016, 22:01
Святая преподобная Мария Египетская! Моли Бога о нас грешных!
Людмила М.14 апреля 2016, 17:34
Преподобная мати Марие Египетская ,моли Бога о насгрешных!
раба Божия Тамара14 апреля 2016, 15:22
Хорошая и чистая статья, очень целомудренно написано о грехах Марии!!! Св.преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас, грешных!!!
Вячеслав14 апреля 2016, 14:58
Святая Преподобная Мария Египетская моли Бога о нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×