Православный календарьПравославный календарь
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.

Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО)

Сегодня, в эпоху постоянных стрессов и депрессий, в церковной среде все чаще звучат дискуссии о том, стоит ли верующим в каких-то ситуациях прибегать к помощи психолога или психотерапевта или все это – блажь, ведь для решения подобных проблем достаточно священника. В ряде духовных семинарий курс психологии включен в программу, однако верующие то и дело высказывают опасения, что в этих веяниях проявляется та самая секуляризация церковной жизни – «подстраивание» Православия под модные тенденции времени.

Так нужна ли Церкви психология? Возможно ли соработничество психолога и священника, и если да, то в каких случаях? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Если психолог, то православный

На мой взгляд, огромную ошибку совершают те священники и просто верующие, которые отрицают психологию как таковую, возможность использования психологии в пастырском служении. И в то же время не меньшей ошибкой будет обращаться к психологам, которые являются неверующими или и вовсе откровенными безбожниками. Если ты пытаешься жить по Евангелию и сталкиваешься с какими-то непреодолимыми трудностями, то не стоит искать их разрешения в советах людей, совершенно не принимающих твоей системы ценностей, – ничего хорошего из этого не получится, как в басне «Лебедь, рак и щука».

Кроме того, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что психологическую помощь оказывают люди, хотя и имеющие психологическое образование, но не имеющие должной квалификации. Очень часто приходится встречать психологов, которые сами явно страдают от каких-то психологических проблем. В этом случае больной пытается лечить больного, и оба преуспевают на горшее.

Но вместе с тем не счесть случаев, когда обращение к психологу приводит к положительным результатам. Более того, многим помогло и просто чтение книг по психологии – помогло разобраться в себе. Казалось бы, почему нельзя читать только лишь святых отцов, подвижников благочестия и благодаря этому в самом себе разобраться? На самом деле – можно, в идеале. Если человек является внутренне цельным, то он, находя и исправляя свои ошибки, обойдется без помощи психолога и без психологии как таковой. Но среди нас таких очень и очень мало. Большинство – это люди, в себе запутавшиеся, буквально заблудившиеся, и для того, чтобы им идти дальше, бывает необходимо весь их жизненный клубок размотать и распутать. Ты начинаешь с человеком говорить и понимаешь, что значительная часть его сегодняшних проблем связана с детством или с началом его взрослой жизни, семейной жизни. Человек может быть глубоко травмирован, причем не какими-то катастрофическими событиями, а достаточно заурядными, но с которыми, тем не менее, его душа справиться не смогла. И все, что с ним происходит дальше, уже является следствием этого. Так что ему прежде, чем попытаться себя к чему-то понудить, надо сначала разобраться с той психологической ловушкой, в которую он постоянно проваливается.

Соединение знаний по психологии и опыта христианской жизни может быть весьма полезным

Психология не является истиной в последней инстанции, она вообще не является истиной как таковой. Как наука, она достаточно спорна, но вместе с тем она выявляет в жизни конкретного человека и людей в целом, во взаимоотношениях между людьми определенные закономерности. Когда мы хотим что-либо узнать по определенному вопросу за самое короткое время, естественно обращаться к опыту тех людей, которые этим вопросом углубленно занимаются. Они могут в чем-то заблуждаться, но у них накоплен достаточно большой материал, которым можно воспользоваться и который можно проанализировать, в том числе с учетом собственного опыта христианской жизни или пастырского служения, если речь идет о священнике. И вот если такое соединение знаний по психологии и опыта христианской жизни происходит, оно бывает очень полезно.

О пользе теории игр

Например, еще в юности я прочитал книгу «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры» Эрика Бёрна, и, с одной стороны, она меня как-то даже ужаснула, а с другой стороны, принесла мне, как я считаю, огромную пользу. Автор утверждает, что большая часть людей, осознанно или неосознанно, в течение жизни играет, и различные, даже самые примитивные бытовые конфликты – это такие маленькие игры. Мы, конечно, не должны свою жизнь строить на основании таких моделей игр, но вместе с тем если мы в этой области жизни более-менее разбираемся и понимаем действующие в ней закономерности, то от очень многих опасностей можем таким образом уклониться.

Людям, приходящим на исповедь «для общения», а не с желанием побороть свои грехи, лучше обращаться к психологам

Есть, например, категория людей, которые вроде бы и верующие, вроде бы и церковные, но приходят к священнику не для того, чтобы что-то изменить в своей жизни посредством исполнения услышанного от него, а для того, чтобы находиться в процессе общения. Говоришь такому человеку, что нужно делать, а он отвечает: а это не поможет, а это я пробовал, а это я не могу по такой-то причине. И понимаешь: что бы ты ни сказал, всё при этом будет упираться в стену, потому что человек не хочет ничего делать, он хочет общаться, он хочет участия, но не созидательного, а просто траты твоего времени, твоей энергии. И можно было бы на это пойти, но рядом еще стоит множество людей, которые нуждаются в реальной помощи, и ты обделяешь их. Хорошо это, правильно? Нет, священник не должен играть в подобные игры. Такого человека как раз-таки можно отправить к психологу – причем желательно к платному, у которого лимитировано время. Хочешь платить за пустые разговоры – пожалуйста, а специалист потерпит, знает за что. Вот, как ни странно, финансовый фактор заставляет человека с большей ответственностью, с большей серьезностью подходить к общению с психологом, чем к общению со священником.

А еще мы можем в себе самих увидеть это желание играть и жить не по-настоящему – и это желание в себе пресечь. Когда я, например, хочу свалить на кого-то свою собственную вину и нахожу для этого способы, то должен остановиться и сказать: «Стоп. Ведь ты играешь в какую-то игру, ты не живешь по истине». А христианин не должен играть, он должен жить.

Когда кто-то не приемлет слова духовного

С моей точки зрения, идеальна ситуация, когда при храме есть приходской психолог. Для чего? Например, бездомному человеку, который просит деньги на лекарства или сами лекарства, одежду, еду, мы не говорим: «Ты должен сначала начать читать утреннее и вечернее правило, прочесть Евангелие, и тогда мы тебе будем помогать. А если ты к тому времени умрешь с голоду, значит, тебе просто не повезло». Мы помогаем этому человеку без каких-либо условий, потому что помощь – это необходимое, требующееся от нас дело милосердия. Если нам удастся сердце этого человека привлечь ко Христу, привести его в Церковь и помочь там остаться, то, безусловно, мы выполним некую программу-максимум – то, ради чего мы, собственно, существуем. А если нет, то просто окажем ему милость в том, в чем возможно.

Точно так же в храм сегодня очень часто приходят люди, которые не ищут Бога или помощи от Бога – просто им идти больше некуда, никто и нигде их больше не выслушает, не поговорит с ними, тем более бесплатно. Нередко такие люди не созрели даже для размышления о каких-то духовных вопросах и ничего не хотят ни слышать, ни знать о Евангелии. В таком случае не стоит пытаться предлагать им слово о Христе. Если мы заговорили о Спасителе, и это вызвало отторжение, то, значит, надо смотреть, что для человека мы можем в данный момент сделать еще хорошего. Как раз этим было бы закономерно заняться приходскому психологу. Ведь священник, допустим, не готовит еду для бездомных и не ищет для них одежду – для этого в храме есть социальный работник. Так же и психолог может провести с человеком некую первичную работу, помочь ему выйти из тяжелого состояния, а дальше уже станет понятно, сможет ли этот человек остаться в Церкви и прийти ко Христу или этой первичной помощью нам придется ограничиться.

Конечно, бывает на приходе либо священник, либо кто-то из прихожан с опытом и с рассуждением, с горячим добрым сердцем, который может справиться и без психолога. А порой такой человек по своему житейскому опыту, любви, уму, глубине даже лучше любого психолога. Но такого рода людей не всегда найдешь.

Если на приходе психолога нет, но священник знает какого-то специалиста, взгляды которого совместимы с христианством, то имеет смысл людей к нему отправлять. Бывает, что человеку не могут рекомендовать психолога в храме и он находит кого-то самостоятельно; в таком случае не вижу ничего предосудительного, если священник познакомится с этим психологом – ведь надо разобраться, насколько безопасно будет обращение к нему.

Психология в помощь пастырю

Но сказать просто: «Вам надо обратиться к психологу» – нельзя. Это значит отмахнуться. Если специалиста нет, то я буду человеком заниматься сам. И тут возникает закономерный вопрос: должен ли священник обладать какими-то знаниями в области психологии? Я считаю, что на сегодняшний день – должен, по всем вышеозначенным причинам: для того, чтобы иметь возможность помочь тем, кто слова духовного не приемлет, но кому помочь, тем не менее, необходимо. Да, это, может быть, не задача священника; да, может быть, он таким образом будет забирать время у своего непосредственного служения. Но вот есть человек – разве его бросишь? Если у тебя нет социального работника – снова приведу этот пример, – ты будешь сам оказывать помощь: и одевать, и кормить, а может быть, даже еще и мыть, если человек пришел к тебе в струпьях. То же самое и при отсутствии психолога.

Сегодня фактически каждый священник – по крайней мере, каждый настоятель – берет на себя в силу необходимости множество несвойственных ему функций, хотя вообще-то священнослужитель поставлен на то, чтобы совершать богослужения и духовно окормлять свою паству. Не его дело – заниматься административно-хозяйственными вопросами, стройкой, экономикой прихода, не его дело – искать деньги. Всем этим должны заниматься люди, которые не предстоят перед Престолом и не совершают Евхаристию. И если поставить в ряд такие невольные послушания, которыми мы, настоятели храмов, обременены, то необходимость оказать человеку не только духовную, но и психологическую помощь будет среди них чем-то наиболее близким к служению священника и наиболее ему свойственным.

Случается, что какой-то человек не играет, а искренне заходит в тупик и не слушает доводов. Духовник не имеет права сказать: «Уходи, я больше тебе не буду помогать, ты сам сделал свой выбор». И он начинает искать способы человека переубедить, дав ему для принятия решения не духовную основу, которую тот на данный момент отвергает, а основу житейскую. Это может действительно заставить человека посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Условно говоря, можно предложить такое рассуждение: «Вот ты совершаешь такой греховный выбор, ради чего? Ты ведь чего-то хочешь? Давай разберемся. Ты этого не получишь. Почему? – А потому что опыт жизненный – не только мой, а десятков тысяч людей – об этом свидетельствует. Многие этот опыт игнорируют и поступают по-своему. Можешь игнорировать и ты. Но есть законы жизни, которые дал Создатель этой жизни, и они реально действуют». Человек может задуматься, и в нем что-то переменится. Поэтому я уверен, что на таком уровне практическое знание психологии, безусловно, необходимо.

А еще нужно знать и понимать, что священник в процессе общения с людьми хоть и испытывает сильное напряжение, порой даже опустошение, потому что отдает все свои силы, а иногда и переживает самый настоящий надрыв, – но есть благодать Божия, которая оскудевающее восполняет. И священник не только лишь от себя что-то дает – за ним стоит Господь, поэтому он все-таки в гораздо большей степени сохраняется от тех состояний, в которые часто впадают практикующие психологи: выгорание, бесчувствие, нарушения в собственной психике. Хотя, опять-таки, если психолог – верующий человек, то он, наверное, будет действовать в чем-то подобно священнику, то есть не сам по себе, а понимая, что он служит таким образом Богу, – будет молиться, будет помощи просить. А когда человек в чем-либо просит помощи и благословения Божия, то, безусловно, он уже действует не только лишь сам, и Господь его силы оскудевающие тоже восполняет.

В поисках смысла

Я думаю, что сегодня очень хорошей практикой является введение в семинариях курсов, дающих хотя бы базовые познания в области психологии. Естественно, что вести подобного рода занятия должен психолог, который тоже является человеком верующим и который будущим пастырям может дать что-то, не идущее вразрез с христианским учением. Вопреки мнению скептиков, это возможно.

Есть три венские школы психологии. Первая – школа З. Фрейда, с точки зрения которого базовой потребностью человека является наслаждение со всеми вытекающими из этого последствиями. Вторая – школа А. Адлера, который считал базовой потребностью человека статусность, то есть, по большому счету, положение, власть и прочее. Третья же – школа Виктора Франкла, по мнению которого базовой потребностью каждого человека является смысл. Франкл не говорит о религиозном смысле, не говорит о превосходстве одного смысла над другим, существуют различные точки зрения на то, верующим ли человеком он был или нет. Но такое понимание психологии вплотную подходит к христианству, потому что когда ты начинаешь искать смысл своего бытия, то, найдя, подвергаешь его проверке таким универсальным фактом, как смерть. И по большому счету, состоятелен лишь тот смысл, который выдерживает эту проверку, а выдерживает ее только религиозный смысл, то есть тот, который предполагает жизнь за пределами этой временной жизни. Таким образом, мы в любом случае подходим к религии и дальше – к христианству. И лично мне кажется, что с тем же Франклом имеет смысл каждому пастырю, интересующемуся психологией, познакомиться.

С трудами Виктора Франкла имеет смысл познакомиться каждому пастырю

Более того, когда священник сталкивается с человеком, страдающим какой-либо зависимостью, он рано или поздно понимает, что к наркотикам, алкоголю, игре, компьютерам, деньгам, даже другим людям человека столь болезненно привязывает огромная внутренняя пустота – как раз-таки отсутствие смысла и попытка заменить его неким кумиром. И здесь даже молодому пастырю, у которого большого опыта душепопечения еще нет, знания по психологии могут помочь.

Видеть человека

Отдельная тема, на которой тоже надо остановиться, говоря о психологии, – это тема семейного насилия. Жизнь, которая нас окружает, очень страшна, жестока, и порою в семьях происходят вещи просто ужасающие. Столкнувшись с жертвами домашнего насилия в разных его формах, священник должен понимать, что психика этих людей сильнейшим образом повреждена и требуется огромный опыт и колоссальные усилия для того, чтобы им помочь. Да, благодать Божия может исцелить от любой травмы и болезни, но только тогда, когда человек захочет в благодати жить. Однако ему надо на этот путь еще встать. Тот, кто сломал ногу или позвоночник, сначала лежит в гипсе и только потом проходит реабилитацию. Если ее начать сразу, то результат может быть вплоть до летального исхода. То же самое и здесь. Священник должен знать, что с такими людьми бывает, насколько высок риск суицида, риск развития психических и психосоматических заболеваний, и действовать с учетом этого, а не общим порядком. И совершенно естественно не ждать, пока накопится собственный опыт общения – может быть слишком поздно, – а воспользоваться тем опытом, который в этой области накоплен множеством специалистов и отражен в профильной литературе. Хотя бы в какой-то минимальной мере – в той, которая необходима для того, чтобы иметь возможность помогать.

Психологией нельзя увлекаться. Общаясь с человеком, нельзя видеть психотип – нужно, прежде всего, видеть человека

Но психологией, как и вообще всем, нельзя чрезмерно увлекаться. И когда ты общаешься с человеком, нельзя видеть схему или психотип, – нужно видеть человека, в поведении которого есть какие-то закономерности, которые могут помочь тебе его понять. Но не должно этими закономерностями подменять его самого как уникальную и неповторимую личность, потому что это будет серьезнейшей ошибкой.

Если помутнено сознание

В церковной среде довольно распространено мнение, что искренняя церковная жизнь может не только решить любые психологические проблемы, но даже излечить психические болезни. Не могу с этим всецело согласиться, и вот почему. Психическая болезнь предполагает не только изменения душевного состояния, но и какие-то изменения на психофизическом уровне, то есть определенные процессы в коре головного мозга. Безусловно, для Бога нет ничего невозможного, но мы не можем от Него в каждой ситуации требовать чуда и считать, что чудо обязательно должно произойти. Состояние человека действительно может улучшиться, но ведь нельзя его просто поместить в церковную жизнь как в какую-то среду, которая будет его менять, – он должен войти в нее сам, он должен начать стремиться к какому-то изменению. Если человек шаг за шагом идет ко Христу, он будет меняться, будет выздоравливать, а надломы в нем и травмы, им пережитые, будут заглаживаться. Всё благодать может преодолеть, и человек станет совершенно иным. Но это происходит тогда, когда человек действительно сам ко Христу тянется. Однако такое стремление мы, к сожалению, сегодня мало в ком обретаем во всей его полноте. Люди приходят в Церковь, что-то получают, им это кажется достаточным, и они останавливаются, а движение к Богу должно носить характер необратимый и ничем не остановимый. Это удовлетворение малым – один из самых страшных пороков современной христианской жизни. Тем более от человека психически больного трудно ожидать какой-то ярко выраженной воли, потому что сознание его помутнено.

***

Человек – достаточно сложная система, потому что он отступил от той простоты и от той цельности, которая была присуща ему первоначально до грехопадения. Те законы, которые изучает психология, не есть что-то постороннее или потустороннее – они некая данность. Они тоже следствие грехопадения, но Господь дает нам возможность знанием об этих законах и процессах обладать и этим знанием пользоваться. Не стоит это игнорировать: как врачей сотворил Господь, как говорили отцы, так в каком-то смысле Он сотворил и психологов.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

18 апреля 2016 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 720 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Что может врач без Бога? Что может врач без Бога?
Православный психотерапевт Дм. Авдеев
Что может врач без Бога? Что может врач без Бога?
Беседа с православным психиатром и психотерапевтом Дмитрием Авдеевым
О том, как изменились душевные недуги за последние десятилетия, можно ли лечить современного человека, используя опыт православных аскетов, и соперники или соработники – медицина и Церковь.
Душепопечительство и психотерапия (+ВИДЕО) Душепопечительство и психотерапия (+ВИДЕО)
Психотерапевт Федор Василюк
Душепопечительство и психотерапия (+ВИДЕО) Духовничество и психотерапия
Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Понимание человека, находящегося в беде.
Нужна ли церковным людям помощь психолога? Нужна ли церковным людям помощь психолога?
Прот. Давид Цицкишвили
Нужна ли церковным людям помощь психолога? Нужна ли церковным людям помощь психолога?
Беседа с протоиереем Давидом Цицкишвили
Мы все находимся на стадии психологического завоевания. Идет крайне коварный и сложный процесс. Часто трудно бывает узнать окружающих людей, настолько поменялась их психика.
Комментарии
Герман 5 декабря 2023, 21:19
К сожалению, и в Церкви заметен дух секуляризации, а повальное увлечение священством психологией как раз об этом и говорит.
Владимир (другой)23 июня 2022, 16:45
"Духовник не имеет права сказать: «Уходи, я больше тебе не буду помогать, ты сам сделал свой выбор»". Имеет. Мне так не раз говорили. Значит - имели право.
Наталья 1 января 2021, 15:44
Считаю статью полезной . Сейчас для меня эта тема актуальна . С помощью православия не смогла решить все свои проблеммы . Просто священнику проще сказать одним словом . Иди и выполняй что сказал . А Сейчас обращаюсь к этим специалистам не православным , чтобы решить ряд проблем своих и моих родных . К сожалению жизнь дает сюрпризына которые тяжело найти ответ и применить его к себе . Нужно время . Врачи очень помогают . Не пренебрегайте их помощью . Да ,это платно . Но я считаю ,что и священника надо поддерживать материально хоть чуть чуть . Что за логика ,что мол врач это дорого , а священник это бесплатно ? Думаю , и священник найдет время если его поддерживать материально , по силам .
Марина 6 января 2017, 11:41
В наше трудное время, люди осыпают себя и других не добрым словом, и самыми большими осуждениями. Им так не хватает тепла и доброго слова, а ещё больше им не хватает, правильной подсказки и направления правильного пути. Господу открыто всё за нас грешных и если Он открывает кому этот путь, лишь добавляет: «Не навреди тем, кому помогаешь!» К вам в храмы приходят люди, это огромная работа с ними, нельзя сразу из души вырвать корни зла и очистить душу.
Храни Вас Боже!!!
Мария из Москвы25 апреля 2016, 14:13
Тоже изучала психологию в своем учебном заведении.Мой вывод - это все по большей части чушь и глупость, нужная самим психологам только, чтобы из людей деньги качать, давая им взамен сомнительную пользу.А в ряде случаев обращение к психологам только повредило, потому что речь шла о психическом заболевании, которое распознать психолог не может! и только уже намыкавшись по психологам и тренингам человек попадал к психиатру, где и получил наконец ответы на свои вопросы, что с ним такое, и нормальное лечение в придачу.
Нужен именно приходской психиатр.Светских психиатров люди боятся, потому что там могут поставить на некий учет и потому обращаются только когда уже болезнь подзапущена.А болящие "на голову" часто приходят в храм, это все знают, не только батюшки, но даже и прихожане могут с легкостью указать на приходе на таких "странненьких" людей, от которых даже пахнет порою, в моменты обострения они ходят сами не свои, и бывает, не следят за гигиеной и внешним видом.
Валерий Ивкин24 апреля 2016, 05:48
В чем опасность психологов и психотерапевтов, не наделенных религиозным мировоззрением? Об этом сказал сам Господь - "Бойтесь убивающих душу". Поэтому спорим, поэтому так актуальна эта тема. Спасибо за совет почитать соответствующую литературу. Но это проблема не только духовная, повторяюсь, нередко давно уже психиатрическая.
Иоанна_21 апреля 2016, 12:20
Правильно ли противопоставлять духовное окормление и психологию? Сейчас в Сретенском магазине продаётся книга сербского православного психиатра и психотерапевта Владеты Еротича "Корабль спасения"; так вот, автор прямо говорит: почти всегда наши психологические проблемы одновременно являются и нашими ДУХОВНЫМИ проблемами. Кому интересна эта тема, почитайте, книжка очень толковая.
Валерий Ивкин21 апреля 2016, 07:05
Прочитал комментарии и пришел к выводу, что многие ошибаются, считая, что психолог и священник взаимозаменяемы. Категорически НЕТ! ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫ! Действительно, не обязательно иметь на приходе психолога - это и дорого и непрактично, но знать батюшке прихода православного психолога, которому он доверял и направлял бы прихожанина необходимо
Л.К.20 апреля 2016, 23:03
А вот у нас был крайне негативный опыт участия "православного психолога" в решении семейных проблем. С тех пор приняли твердое решение - либо обычные психологи (без приставки "православный"), либо священник. Как говориться Богу богово, а кесарю кесарево. Причем священник лично для меня теперь ВСЕГДА предпочтительнее. Церковь способна решить ЛЮБЫЕ проблемы нашей жизни. К слову, "православный психолог" был как раз из института о. Андрея Лоргуса. Возможно нам просто не повезло, но вот что есть то есть...
Н.С.20 апреля 2016, 20:47
Для того, что бы оказывать необходимую психологическую помощь, нужны специалисты квалифицированные, опытные и живущие церковной жизнью. Работа людьми, имеющими психологические проблемы, является весьма трудоемким делом, с которым вряд ли смогут справиться девушки-катехизаторы или преподавательницы воскресных школ без соответствующего образования. Пусть лучше будущих священников обучают психологическим наукам.

Лариса Воронина20 апреля 2016, 19:12
Исправляется ошибка в сообщении:"институт духовничества" читать как "институт духовенства". Приношу извинения за неточность.
Лариса20 апреля 2016, 17:47
Слово психос означает душа. Странно при этом отрицать психологию. Никто не говорит о подмене общения с Господом на сеанс у психолога. Это вообще из "разных опер". Замалчивать психологические проблемы, значит усугублять их. А такие проблемы есть и у атеистов и у верующих людей. И насилие в семье в том числе. Просто об этом не принято говорить, и очень жаль. А что касается наших бабушек, то и тогда были проблемы, и насилие тоже было. Это только кажется, что раньше все лучше было.
А православные психологи есть, слава Богу! И очень хорошо помогают.
Елена20 апреля 2016, 16:35
Интересный вопрос, конечно, нужна. Существует Институт христианской психологии и ректор - Андрей Лоргус пишет книги, в которых, по словам Дм.Соколова-Митрича "нет ни религиозного менторства, ни научного словоблудия", потому что потомственный священник с приличным стажем и практикующий психолог с образованием МГУ. Конечно, это очень большая редкость. Но специальный психолог на приходе не нужен (да и где их столько найти, батюшек то не хватает). Какая то странная картина представляется: к батюшке - только с конкретной исповедью, а с любым вопросом, с беседой - к психологу. Батюшка он и есть батюшка, как в настоящей семье, поэтому должен быть и психологом, и менеджером, и в финансовых делах разбираться. И получить основы этих знаний желательно в семинарии,и обязательно дополнительное образование (своеобразные курсы повышения квалификации), только не в светских вузах, а в рамках церковного образования. Конечно, возрастные священники в силу своего житейского опыта, вырабатывают собственный психологический подход, а какого молодым - после школы...И вот стоишь перед молодым ОТЦОМ, выносящим тебе приговор голосом и манерой прокурора, и жалко его, бедного. Обучен службу вести, произнести проповедь, обязан наставлять паству, а элементарной психологии - нуль. Некогда будущего библиотекаря детских библиотек в институте культуры целый год обучали возрастной психологии (дошкольники, младший школьный, средний возраст, старшеклассники);да и спецы научных и массовых библиотек обучались психологии и педагогике.Библиотекарь был призван сеять доброе,вечное, ценное.Почему же батюшки обделены такой наукой?
Лариса Воронина20 апреля 2016, 15:21
Иоанна_20 апреля 2016, 11:00
//Заблуждение! Зачем же тогда даже старцы имеют духовников - только чтобы прочитать разрешительную молитву? Нужен именно сторонний, трезвый взгляд. Тот, кто пытается найти В САМОМ СЕБЕ точку опоры, имеет плавающую точку опоры. Это и психологически невыносимо - только вариться в самом себе и собственных мыслях, - и духовно опасно. ПОТОМУ И СУЩЕСТВУЕТ В ЦЕРКВИ ИНСТИТУТ ДУХОВНИКОВ. // Простите, а что это за структура такая "институт духовников" и каким церковным документом она регламентирована? Институт духовничества, вероятно? Духовник в широком смысле - это именно тот, кто исповедует и читает разрешительную молитву. Духовный отец - вот это уже кормчий в узком понимании. Да только, по свидетельству свт.Игнатия (Брянчанинова) они кончились ещё на его веку, и велика вероятность "попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача - на больного, вместо бесстрастного - на человека, обладаемого страстями, вместо пристани - в пучину, и таким образом не найти готовой погибели" (Лествица. Сл.4, гл.6)... Лично от себя по своему опыту добавлю: профессионал в любом деле и в любой (любой!) структуре обходится в результате недёшево.
Иоанна_20 апреля 2016, 11:06
Ольга: /Никто из живущих не знает душу человека лучше, чем он сам – ни исповедующий священник, ни родственники, ни друзья, ни даже - духовник. Только сам человек, познавая Бога и самого себя, может решить свои проблемы.// Заблуждение! Зачем же тогда даже старцы имеют духовников - только чтобы прочитать разрешительную молитву? Нужен именно сторонний, трезвый взгляд. Тот, кто пытается найти В САМОМ СЕБЕ точку опоры, имеет плавающую точку опоры. Это и психологически невыносимо - только вариться в самом себе и собственных мыслях, - и духовно опасно. ПОТОМУ И СУЩЕСТВУЕТ В ЦЕРКВИ ИНСТИТУТ ДУХОВНИКОВ. Преп. Макарий Оптинский: "Нужен другой руководитель, а не мы сами... Так как он никогда не увлекается сладостью наших страстей и не чувствует самолюбия, которое обладает нашей душой, но имеет спокойный ум в рассуждении о нас."
Иоанна_20 апреля 2016, 09:16
Если у вас есть настоящий духовник, обладающий даром рассуждения, который сразу видит суть проблемы, может её сформулировать и дать чёткий алгоритм по её устранению, который даст совет именно вам и именно применительно к данной ситуации, вам повезло. И вам никакой психолог не нужен. Но многим ли так повезло? Тем, кому повезло меньше, можно и нужно прибегать к православной психологии как мостику к духовным вершинам, НАПРЯМУЮ для нас не доступным. (Есть прекрасная книга "Введение в православную психологию" отца Бориса Нечипорова.) Насчёт наших бабушек и дедушек. Наши бабушки и дедушки, так же, как и их предки, стояли на твёрдом основании православной веры и консервативного крестьянского мышления, основа которого - связь с землёй и тяжёлый физический труд. А мы стоим (пытаемся устоять) над пропастью безверия и на развалинах всего многовекового уклада русской жизни, взорванного большевиками.
ТАТИАНА1719 апреля 2016, 21:48
Хочу спросить 19 апреля 2016 19:00. Считать,что у наших предков не было проблем в семейной жизни,мне представляется наивным.Просто был другой УКЛАД жизни.Жили и трудились на земле,часто-под
одной крышей огромная семья от беззубых младенцев до таких же стариков,здесь и рожали и умирали.
Люди с младенчества вбирали в себя эту семейную "иерархию" и передавали следующему поколению.
И ТАК веками.Все изменилось.Наступила "эпоха постоянных стрессов и депрессий",что отмечено
игуменом Нектарием.И люди идут к священнику не только "за духовным",а у него просто не хватает
времени на психологические "изыски".Я не вижу никакой опасности в тандеме православные священник-психолог.Это было бы полезно для Всех групп прихожан:подростков,молодых семей,матерей и отцов-
одиночек,пенсионеров.Да и семейное насилие у нас не редкость.Идеальный вариант,если священник
будет духовным отцом психолога.Если эта тема поднята,значит священство в этом нуждается.
Не вижу ничего предосудительного.
Ольга19 апреля 2016, 20:45
Мария Чичик: «Сейчас возможно получить образование православного психолога даже дистанционно». Денис: «Склонен полагать что в привлечении в помощь психологов больше пользы чем вреда. Многим людям это позволит познакомится (как это не странно) с самими собой, разобраться во многих жизненных ситуациях, наладить контакт с окружающим и окружающими, выявить психические проблемы ...».

Никто из живущих не знает душу человека лучше, чем он сам – ни исповедующий священник, ни родственники, ни друзья, ни даже - духовник. Только сам человек, познавая Бога и самого себя, может решить свои проблемы, не считая ситуации, когда человек психически болен – тогда нужна помощь врача, но не психолога. Знаю случай, когда человеку, пережившему страшный теракт и потерявшему в нем ребенка, после посещения психолога стало еще хуже. Даже представить не могу, чтобы я обратилась за помощью к совершенно незнакомому человеку, психологу, не знающему, где и как я росла, с кем общалась, что пережила, который не знает каждого дня моей жизни, моего мироощущения, моих мыслей и т.д. – того, что знаю только я, и что невозможно передать никакими словами.
Не пускайте в душу человека –
Даже если знаете полвека...
Распахните настежь душу Богу –
С Ним общенья не бывает много...
Что касается дистанционного образования, - уровень знаний при этой форме обучения еще ниже, чем при заочной.
ридер19 апреля 2016, 19:43
Почему упомянутые психологи (психоаналитики) - Берн, Фрейд, Адлер и отдельно выделенный Франкл - не пришли к христианству? Как так получилось, если они такие великие аналитики?
Не может ли это быть потому, что они (психологи и психоаналитики) просто решают свои земные частные задачи?
Михаил19 апреля 2016, 18:24
Нужный и необходимый вопрос подняли!
Lena Bachkowskaya19 апреля 2016, 17:28
Странно, что представления о психологии до сих пор так тесно связаны с фрейдизмом и прочая; а ведь стого говоря, это даже не материализм. Современная академиеская психология, по крайней мере, в Западной Европе и в странах Северной Америки если и говорит о Фрейде, то исключительно в рамках истории становления психотерапии. Институты, где преподется психоанализ, конечно, исключение. Я изучаю психологию в немецком вузе, и о Фрейде было сказано два слова, и то довольно иронически. Там совсем другая научная база - доказательная. По крайней мере, попытка следовать принципам доказательности в науке. Мне кажется, в таких рамках проще найти инструменты, приемлемые для православного человека. К сожалению, одного знания о своих слабостях, страхах и проч. бывает недостаточно, чтобы с ними справиться, и тут может помочь инструментарий из арсенала поведенческой психологии. Он тоже имеет материалистичную базу, но по сравнению с тем же психоанализом более нейтрален в духовном смысле.
Мария Чичик19 апреля 2016, 17:11
При храме психолог нужен, только с образованием правильным. Сейчас возможно получить образование православного психолога даже дистанционно.Особенно нужна психологическая помощь тем, кто потерял близких. У батюшек не всегда хватает времени помочь ВСЕМ, кто приходит отпевать усопших, а вот группа психологической поддержки при храме могла бы им помогать.
Денис19 апреля 2016, 16:54
Благодарю за статью. Данный вопрос поднимался уже не раз и я убежден, что споры в отношении данного вопроса не утихнут. Безусловно однозначного ответа дать нельзя. Ведь с одной стороны классическое психологическое образование идет в разрез с религиозным мировозрением, с другой теми задачами которые стоят перед психологом вряд ли будет заниматься батюшка. Для начала стоит все же определится о какой именно психологической работе мы говорим в отношении церкви. Консультация, психотерапия, психокоррекция, работа с семьями, аддиктивное поведение ... и т д. Склонен полагать что в привлечении в помощь психологов больше пользы чем вреда. Многим людям это позволит познакомится (как это не странно) с самими собой, разобраться во многих жизненных ситуациях, наладить контакт с окружающим и окружающими, выявить психические проблемы ... Не вижу опасности обращаться за помощью к психологу который строит свою работу на соблюдении морально-нравственных ценностей, плюс ко всему сам является верующим человеком. Куда ярче и острей в данном направлении стоит вопрос профессионализма!! Как привлечь к работе действительно специалистов.
ЯМарья19 апреля 2016, 16:28
Спасибо большое о.Нектарию за статью!!! Я бы очень хотела продолжения, в частности про авторов-психологов, книги которых можно читать. На одном из условно православных сайтов столкнулась с мнением, что если твой муж тиран, то бежать от него нужно, как говориться, теряя тапки. Но, я считаю, что если нет реальной угрозы жизни, то надо смиряться уступать ему, ведь, наверно, неспроста это и нам дается... Ведь если брак уже создан, то поздно рвать отношения, надо как-то подстраиваться, да, это очень тяжело, да, тиран по-тихоньку ломает твою личность. НО, как я понимаю, смирение это тоже, в какой-то степени, отказ от своего Я. И нужно молиться и просить помощи у Бога, и я верю, что Он когда-нибудь тебе поможет и пошлет облегчение. Или я не права?
Хочу спросить19 апреля 2016, 15:36
Как же наши прадедушки и прабабушки,дедушки и бабушки воспитывали детей,жили до глубокой старости без этой псевдонауки?
Семьи были крепкими,не было разводов,не было проблем в семье!Никто понятия не имел,что такое переходный возраст.
Особенно "впечатлили" основатели венских школ.
У самих огромные проблемы с головой,но туда же... спешат на помощь.
Читательница (Подмосковье)19 апреля 2016, 15:10
Считаю, что психологи – не священники Церкви не нужны, а в духовных учебных заведениях изучать психологию нужно. Тех священников, кто не изучал эту дисциплину, - отправить на повышение квалификации. )
Арина19 апреля 2016, 14:40
Нужна ли психология Церкви и нужен ли психолог на приходе, разные вопросы. На первый вопрос ответ в статье, в принципе, дан: она всегда была в Церкви, хоть так и не называлась, хотим мы того или нет, она и сейчас присутствует. Психология в том виде, в каком она существует в светском обществе пригодна с очень большими оговорками, оговорок даже больше, чем приемлемых методов. А как изложена в святоотеческом наследии, трудна для восприятии большинства (3-й абзац). Если так, то вопрос заключается в адаптации учения о психологии человека и доступном изложении на современном языке для разных категорий прихожан, т.к. все люди с разным уровнем образования и кругом интересов. И еще, мы гипертрофированно воспринимаем свои т.н. проблемы, в том числе под влиянием современной светской психологии. А святоотеческое учение, прежде чем поднять до небес, очень сильно заземляет, говоря о том, что ничего нового мы не изобрели и из изобрести не можем. Формы меняются, суть остается, посему лекарство горькое одно для всех, что современный человек категорически отказывается признавать. Что касается второго вопроса, то психолог выигрывает у священника за счет создания иллюзии индивидуального подхода. На самом деле этого нет. Как любой врач сотни и тысячи лечит одними и теми же пилюлями, так и психолог применяет одни и те же методы. Только к врачу или психологу претензий нет, а к священнику за то же самое почему-то есть. Но вопрос не в "устаревших" методах лечения, а в умении подбирать индивидуальную дозировку лекарства и схемеу лечения, о чем и в статье говорится. Мне кажется, что этого человек оправданно ожидает от Церкви и священнияка, учитывая громадный накопленный опыт Церкви. Где этого нет, выгорают не только священники, но и прихожане. Когда решится вопрос с современным изложением учения о психологии человека, появится ответ, нужен ли на приходе психолог и если да, то какой. А пока на данный момент из статьи следует, что психолог на приходе больше нужен в помощь священнику, чем прихожанину, причем в единственном качестве - "ушей", которые слушают, т.к. при всем при том, священник на "свою" территорию (душу человека) никакого светского психолога не пустит.
Мария19 апреля 2016, 12:43
У меня есть верующий знакомый, который по совету подруги, обратился к православному психологу, выяснились интересные вещи, оказывается у него были проблемы психологического характера идущие с детства, которые нужно было увидеть и преодолевать, а вместо этого он прийдя взрослым к вере и начав читать духовную литературу нашел духовное оправдание своим проблемам. Например, родители его сильно подавляли и он не мог будучи взрослым выразить свое мнение, обозначить допустимые для себя границы обращения со стороны окружающих, боялся вступиться словом за ближнего и тп, а нашел объяснение себе, что правильно всегда молчать, тк св. Отцы много пишут в пользу молчания. это один пример. По-моему, православный психолог очень помог моему знакомому разобраться в себе.
Сергей19 апреля 2016, 09:57
Давайте представим, что в приходе появилась должность психолога, к которому батюшки будут отправлять всех желающих, не просто искренне в краткой форме, исповедовать свои грехи перед причастием, а разобраться в своей душе поглубже. (Честно говоря, когда стоишь в большой очереди на исповедь порой согрешаешь против таких душекопателей.) Денег лишних у Церкви нет, поэтому исполнять эту должность, совмещая её с должностью катехизатора (что правильно)будет женщина(что уже не правильно)с случайным образованием. В лучшем случае это превратиться в формальность, в худшем - может очень сильно навредить.
Василий19 апреля 2016, 07:43
Ежедневно читаю все статьи с сайта "Православие.Ru". Обычная моя оценка материала - 10 баллов. Здесь просто не бывает несоответствующей высшей оценке подаче информации. Но иногда, как в данном случае, хочется поставить оценку 100 или больше. Спасибо!
МаринА18 апреля 2016, 19:42
Аллилуйя!
Низкий поклон за этот материал!
Лёд тронулся!
Сергей18 апреля 2016, 19:10
Доброго здравия! Есть очень неплохая глубокая книга : автор митрополит Иерофей Влахос "Православная психотерапия"
Читательница усердная18 апреля 2016, 18:31
Не понравилась эта статья любимого мною о. Нектария, чересчур с материалистической позиции подается проблема. Не нужны Церкви психологи, как я вижу. Это приведет еще к большему обмирщлению ее жизни, чем сейчас, а ведь все должно быть не от мира сего. Я детально изучала психологию в вузе и знаю несколько знакомых девушек-психологов, очень далеких от ценностей Христовых, в психологическом воздействии на человека большое влияние (огромнейшее) оказывает личность воздействующего, а она не идеальна, священник имеет благодать священства это другое. Но и тут, очень отторгает, когда приходишь в Храм на беседу с батюшкой, а он отвечает в духе светского психолога что-то там про типы личности и особенности меланхоликов. Брррр... А уж все эти теории про игры, заговоры, смыслы - противоположность простой жизни во Христе.
Лариса Воронина18 апреля 2016, 16:51
Трезво оценивая тот факт, что современного человека в церковь не затолкать, считаю, что психология как наука необходима. Однако несколько моих знакомых закончили факультет психолога. И у меня только один вопрос: что там с ними делали?? Им теперь самим психолог нужен.
Антоний18 апреля 2016, 16:12
Добрый день, братья и сестры! Благодарю автора и редакцию за статью. Хотя сам я к услугам психологов не прибегал, но со своими коллегами, преподающими в университете психологию и философию, общался немало, в том числе и на тему религии. Также мне довелось помочь нескольким людям разобраться в себе и своем мировоззрении, познать Бога и прийти в Церковь, то есть некоторый опыт общения с людьми в качестве психолога я имею. Конечно, порой это не просто: довольно сложно привести к познанию Божественной Истины, например, 65-летнего коммуниста, даже и считающего, что "что-то есть". Да и ежедневно общаясь со своими студентами, я так или иначе помогаю им решать не только сугубо учебные задачи, но и их собственные проблемы, так что некоторые навыки психолога необходимы мне и здесь. В итоге я пришел к тому же мнению, что и отец Нектарий: если человек (речь, разумеется, о православном) решил обратиться к психологу, важно, чтобы это был православный психолог, верующий и воцерковленный специалист с подлинно христианским мировоззрением. К сожалению, я встречал и психологов, являющихся не просто атеистами (наверное, в каких-то случаях обращаться к таким "толерантным атеистам" можно, но я не стал бы этого рекомендовать), но богоборцами, противопоставляющими религию и психологию и видящими цель своей работы в том, чтобы "освободить человека от ложных запретов, в том числе и религиозных". Такие агрессивно настроенные по отношению к религии как таковой психологи ничего кроме вреда запутавшемуся в своих проблемах, в своих отношениях с окружающими и Богом православному человеку, не принесут. По поводу же необходимости наличия при храме приходского психолога и его задач - у меня нет однозначного мнения. Если приходской психолог будет ставить своей целью не просто беседовать на различные темы с ищущим общения человеком, но в конечном итоге привести его к Богу, то эта практика может быть очень полезной. Если же это будет просто общение с человеком, который не стремится познать Бога, без цели последующего воцерковления, то я не уверен в его полезности, ведь храм - это центр Православной общины, его задача (в отличие от приютов и различных служб психологической помощи) - распространять нашу Святую веру, приводить людей к общению с Богом. Поэтому всё же главной задачей приходского психолога я вижу общение с прихожанами, особенно с детьми и молодежью, решение их проблем в рамках нашей Веры, а также помощь людям, желающим стать Православными христианами или вернуться в Церковь из мрака неверия.
р.Б.Иулия18 апреля 2016, 15:50
Спаси Вас Бог, дорогой отец Нектарий! Все верно. Я очень рада, что на сайте заговорили о православной христианской психологии! РАИСЕ - напрасно Вы не стали читать статью. Уверена, что Вам бы могло открыться еще одно душеполезное знание. Врачи разные нужны - и телесные, и душевные, и духовные. Психолог отвечает за душевную часть выздоровления человека, а священник, духовник - за духовное. Все постепенно надо делать. А души современных людей особенно сильно исковерканы. Нельзя забывать, что наша родина прошла через Богоотрицание. А такое не проходит бесследно. Семена были густо посеяны в 20-м веке. И до сих пор они всходят и заглушают в нас голос Любви и поиск Истины.
павел18 апреля 2016, 14:44
Цель духовной жизни - духовное здоровье, которое есть святость. И этот путь крестный, он может быть связан с многими телесными и душевными болезнями. А цель психологии - душевная гармония человека, душевное здоровье, адекватность, душевное равновесие, достижение некоего конструктивного подхода к жизни. Т.е. - быть настолько душевно здоровым, насколько это возможно.
Средство духовной жизни - вера, Таинства Церкви, терпение скорбей, память Божия, предание себя Богу, молитва, пост, труды и другие упражнения о Господе. Средство психологии - интеллектуальный анализ своей жизни и дальнейшие практические жизненные шаги в соответствии со сделанными выводами. Психологи - это практические житейские мудрецы, у которых можно попросить совета, но совет этот скорее житейский, чем духовный.
Вопрос: должны ли лица духовные (монахи, священники, архиереи) обращаться к психологам в случае некоторых своих затруднений? К обычным медикам они обращаются, но картина архиерея на приеме у психолога выглядит несколько абсурдной.
Иоанна_18 апреля 2016, 14:31
По-моему, отец Нектарий очень грамотно объяснил, почему Церкви НУЖНЫ психологи. Может, не всякому нужны именно психологи, но какие-то начальные знания по психологии просто необходимы. Зачем? Да хотя бы затем, чтобы уметь построить свою исповедь. Бывает так, что приходит человек к батюшке и вываливает на него целую "кучу" (так и хочется сказать: кучу мусора, да, именно кучу своего душевного мусора) и называет это "исповедь". Бедный батюшка должен разгребать всё это. Психология помогает СТРУКТУРИРОВАТЬ духовную жизнь. А до Святых Отцов современному человеку с его насквозь промытыми мозгами ещё дорасти надо.
Сергей18 апреля 2016, 14:11
Мир вам. По-моему психология в современном обществе - это суррогатная замена Церкви. Психологи, причём за государственный счёт, повсюду: в детсадах, в школах, на производствах. Зачем они? Они же не просто беседуют: они работают с душой. Куда они её направляют?
Вообще существует ли какая-то статистика кого вылечили психологи, кому помогли? Или попав к психологу человек отправляется по цепочке: психолог-психотерапевт-психиатр прямо в ад, минуя Церковь и теряя всякую надежду на спасение.
Что касается православных психологов: готова ли Церковь взять на себя ответственность за этих людей и то, что они делают? И может быть тогда не священникам нужно учиться у психологов, а психологов готовить в православных монастырях?
Ольга18 апреля 2016, 13:40
Психология- это дословно "наука о душе". Неужели священник уступает в этом вопросе светскому психологу, обучавшемуся в светском вузе, где материализм и не думает сдавать свои позиции? Вариант верующий воцерковленный психолог - очень большая редкость. В крупных городах такого с трудом найдешь, а что говорить о мало населенных пунктах? Психолог, лечащий в русле учения святых отцов, должен прекрасно знать их, иначе можно так "налечить", что устанешь потом выправлять ситуацию. Отсюда вопрос: так почему сразу не обратиться к человеку изучающему и знающему святых отцов - священнику?!
Людмила18 апреля 2016, 13:21
До чего же хорошо и полезно написано! Спаси Вас Господи, батюшка! Ждем Вашего приезда в Москву!
Валерий Ивкин18 апреля 2016, 12:14
Православной Церкви и православным, не всем, психолог нужен. Бывают проблемы пограничноого характера в психологии, а есть такие, которые только маскируются под пограничные, а там должен давно работать психиатр. Сразу батюшка направить к психиатру не может - это значило бы обидеть человека и отвратить от спасения. А вот перенаправить его к православному психологу? Это более мягкий и душеспасительный вариант. Так сказать, первый фильтр грубой очистки. Если проблема нуждается в психиатрической помощи, то перевод уже пациента из рук психолога в руки психиатра не так болезнен, тем более, что многие психиатры, дабы не спугнуть клиента, маскируются под названием "психотерапевт". Последний применяет старый принцип русской медицины: исключает органическую патологию, признает ее функциональной и передает его обратно православному психологу и далее - в обратном порядке... в руки Божьи. А если органическая проблема? Тогда лечение, бывает лечение соматической проблемы полностью излечивает от психиатрической. Такой алгоритм, поверьте, рабочий, милосердный, уважительный к человеку, т.е. это алгоритм любви к человеку с психологическими или психиатрическими проблемами.
раиса18 апреля 2016, 10:12
Нет, не нужна церкви психология, потому что человек приходит к Богу , пусть даже неосознанно, ищет у Него защиты и вразумления. Заменять Бога психологом значит обмануть в очередной раз. Нет, на этом пути человека к Богу не нужны такие помощники, только святые и священнослужители. Тяжело служение наших батюшек, зато и ценим, любим, верим в них, зная, что поставлены они Богом для нашего спасения.
Валерий Ивкин18 апреля 2016, 08:45
Очень рад, что в этой статье поднята тема психологии в ракурсе ее христианского осмысления. Думаю, раскрытие этой темы потребует не одной статьи, а множества, а, может быть, целой череды статей. Дело в том, что современная психология находится в плену материализма. и одной из его разновидностей - фрейдизма. И если есть какие-то психолгические проблемы у человека, то обратившись к обычному психологу, нет гарантии, что человека этого, особенно молодого, да еще православного, психолог не собьет с пути и не направит в духовную пропасть вышеуказанных направлений. Существует мнение, даже среди православных людей с психологических образованием, что православная психология не нужна, нужен просто хороший психолог, который является верующим человеком. Но где критерии, знаки опозновательные, чтобы обратиться и найти такого психолога? Даже, если он трижды назовет себя православным это же не гарантия. Поэтому я за развитие православной психологии психологов, которые получили светское образование. С нуля образовывать? Не знаю, если силы и теоретическая база для этого дела у Православной Церкви? Хотелось бы, чтобы была. Почему я об этом говорю? Были у меня проблемы в семье, психологи светские, государственно-муниципальные пытарлись не решать проблему, а ретушировать и уводить в сторону. Несколько лет назад обратился к частному православному психологу, а потом к психологам Душепопечительского Центра им. Иоанна Кронштадского в Москве, которым руководит отец Анатолий Берестов. Огромное им спасибо и низкий поклон, помогли, направили, ничего не замазывали, дали надежду. Но это в Москве, где можно где-то чего-то найти, а как быть в провинции или еще где? Обычный психолог, по моему субъективному мнению, повторяюсь, не решает проблему, в лучшем случае, ее диагностирует . Остальное, чуть позже.
C.C.18 апреля 2016, 08:11
Благодарю батюшку Нектария. Очень ценные статьи и советы. Сама в себе именно таким образом и разбиралась, перечитав много литературы по психологии, в том числе и статьи на Православие.ru. В светской психологии есть, конечно, и хорошие советы, но как правило что-то в них вызывает отторжение. Как хорошо, что есть этот сайт, где можно разобраться в себе, при этом никому не надоедать со своими проблемами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×