Забота о спасении грешников – в центре церковного служения
Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви. Это отвечает самой природе Церкви: забота о спасении грешников – вот что в центре церковного служения. А тюрьма объединяет людей прежде всего по одному общему признаку – все они согрешили, совершили прегрешения, в том числе имеющие характер правонарушения здесь, в земной жизни. И здесь, в земной жизни, они несут наказание за это правонарушение, за свой грех, который в категориях светского законодательства расценивается как преступление, то есть нарушение норм общественного бытия.
Тюремный срок – это испытание для человеческой личности. Никто не выходит из тюремной камеры таким же, каким он в нее вошел. Это огромный вызов для души человека. Но в то же время и очень большой шанс, данный Богом. Тюрьма способна сломать и искалечить человека, ввергнуть его в бездну отчаяния, но она способна и преобразить его, возродить к новой жизни.
И Церковь приходит в тюрьму именно за тем, чтобы не дать узникам пойти по первому, губительному для них пути. Главная цель Церкви в тюремной камере – помочь каждому сидельцу встретиться со Христом. Ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы. А мы должны ясно понимать, что заключенные – это наша паства, это не изгои. Они ведь от Церкви не отлучены, они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений. Но от Церкви их никто не отлучал, это наша паства. И поэтому с не меньшим пастырским рвением мы должны относиться к духовному окормлению этих людей.
Сегодня спрос с нас гораздо выше
Сегодня мы живем и проповедуем в свободных условиях. И потому спрос с нас сегодня гораздо выше, чем в то время, когда Церковь не имела возможности заниматься пастырской работой с заключенными. Сумеем ли мы воспользоваться теми новыми условиями, которые существуют, в полной мере и привнести христианское основание, убеждения в отечественную систему исполнения наказаний, конечно, зависеть будет от нас.
Из слова
на заседании Высшего Церковного Совета
13 апреля 2016 года
Быть верующим человеком всегда означало быть человеком сильным
Быть верующим человеком всегда означало быть человеком сильным. В советское время нас убеждали в том, что религия – это дело слабых, но я никогда с этим не соглашался, потому что перед моим взором был пример мучеников, исповедников Церкви нашей, как и тех, с кем я вместе учился и работал. Ясно было: уже для того чтобы войти под эти своды, надо быть сильным человеком, а в то время – особо сильным, способным идти против общего течения.
Нет легких путей, на которых человек мог бы состояться как личность
Сам Господь призвал нас идти узким, а не широким путем. Широкий путь легкий, и, передвигаясь по нему, не нужно быть капитаном своего судна, потому что за тебя управляют и тебя несут. Но когда идешь по узкому пути, то всегда сам определяешь свое движение, свою траекторию. Узкий путь всегда трудный, однако только этот путь ведет нас, по евангельскому слову, к Царствию Божию, как ведет к любой победе в земной жизни. Нет легких путей, на которых человек мог бы состояться как личность, достичь значительных результатов, будь то в профессиональной или личной жизни, и – что особенно важно понять нам, посвятившим себя служению Церкви, – на легком пути невозможно достичь подлинных успехов в великом и спасительном деле служения Господу и Его Святой Церкви.
Цель для всех нас – укрепление веры в нашем народе
На всех нас лежит большая ответственность за судьбу нашего народа, и это не громкие слова. Сегодня каждый, кто хочет стать священником, должен иметь очень широкий горизонт видения. Нельзя замыкаться только в узких границах прихода, ограничиваясь исполнением богослужебных обязанностей. Нужно постоянно ставить перед собой высокие цели, а цель для всех нас – укрепление веры в нашем народе, от чего зависит судьба и народа, и Отечества нашего. От результатов наших трудов будет зависеть не только внешнее и временное благополучие людей, но и спасение их бессмертных душ, а потому нет более возвышенного, более значительного и более святого дела, чем то, к которому вы призываетесь.
Из слова
после утрени
с чтением Акафиста Пресвятой Богородице
в домовом храме Санкт-Петербургской духовной
академии
15 апреля 2016 года,
в канун субботы 5-й седмицы Великого поста –
праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста)