Клин клином

Как противостоять бесовским помыслам?

Всем, так или иначе, досаждают помыслы, а точнее: через помыслы – сами бесы, духи злобы поднебесные. Но и воздействия эти бывают разными. Другой раз просто вдруг, что называется «на ровном месте», ни с того ни с чего поднимется в душе и сердце, а чаще всего в голове – буря каких-то совершенно бессмысленных, жестоких, хульных и блудных мыслей. Таких, что человек только подумает с расстройством и изумлением: да что за напасть, что за гадость такая?! я ведь ничего такого и не думаю и не хочу думать… откуда всё это?

Ну, откуда – мы уже поняли: это бесы, духи, и действуют они на душу именно в духовной сфере: через помыслы, ощущения, молниеносно возникающие греховные образы… Но всё это еще полбеды, а на самом деле и не беда даже, а только горестная и неизбежная часть нашего повседневного существования, потому что со времен грехопадения человека и до нынешнего дня бесы не перестают досаждать людям и решительно никто этих досаждений не избежал. И отцы святые утверждают единодушно, что сами эти «бури» вредить человеку не могут и не являются даже грехом, потому что совершенно не зависят от нашей власти. А нам только нужно быть внимательными к себе и, отвергая всю эту бесовскую околесицу, прибегать с теплой и крепкой молитвой к Богу – вот тогда на нас никакого греха не будет и никакого вреда не случится.

Но, увы, бывает и так, что человек замедлит вниманием, запутается «руками и ногами» своих размышлений и переживаний (пусть даже и не сочувствующих вовсе), и всё – пропал человек. То есть не то чтобы совсем пропал, но попался в бесовскую сеть, не может уже из нее выпутаться и только чем больше барахтается, тем больше запутывается, как муха в паутине. И тогда человек начинает страдать от каких-то греховных, тягостных и мучительных состояний. И даже если он начинает молиться, вопиять ко Господу – облегчение не всегда получает сразу или получает, но только на время, а потом опять страдает от этого плена. Почему так бывает?

Именно и только потому, что человек уделяет бесам внимание, и они этим вниманием овладевают настолько, что удерживают человека как бы насильно во власти той или ной греховной мысли, тех или иных греховных состояний и чувств. Состояния эти бывают мучительны и тяжелы для человека. И вот приходят к священнику люди и спрашивают: как же освободиться от этого одержания, от этих находящих мучительных и навязчивых состояний и мыслей?

Одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием – Богом

Ответ здесь может быть только один: подобное лечится подобным. И одержание тягостными навязчивыми мыслями и чувствами лечится другим одержанием. Звучит это, я понимаю, странно, но это действительно так. И здесь надо сделать некоторое пояснение.

Слово «одержание» большинство православных христиан привыкло воспринимать только в негативном смысле, а между тем в Священных книгах во многих местах говорится об одержании человека Духом Святым, и радостью, и веселием, и любовью Божественной. Вот, например, отрывок из Акафиста Покрову Божией Матери: «Ужасом и радостию одеpжими, вси глаголахy: Радyйся, нерукотворенный омофоp, аки облак, над всем миром pаспpостеpшая». То есть речь идет о таком всецелом погружении человека в духовную жизнь, в общение с Богом, Пресвятой Богородицей и святыми, что душа точно забывает обо всем остальном и вкушает уже здесь, на земле, – путь даже только отчасти – райскую сладость и ничего больше не желает знать, видеть и понимать. Конечно, такая радость – это неизреченный дар Божественной благодати, но и от нашего произволения зависит сама возможность такого благодатного «одержания», потому что Отец Небесный дает Духа Святаго просящим у Него (см.: Лк. 11: 13). И непременное условие избавления от разных тягостных обстояний – это всецелое погружение в неизреченную радость общения с Богом.

Но, спрашивается, как же войти в эту радость?

Если говорить о большинстве из нас, то состояния мучительных «одержаний» бывают следствием нашей прежней греховной жизни: помышлений, слов и поступков и настоящей расслабленности и нерадения. И поскольку мы и вниманием своим, и сочувствием, а иногда уже и самими делами втянулись в греховный навык, «пленились» бесам, то и избавление от этого плена требует от нас в первую очередь глубокого и искреннего покаяния. Но и само покаяние возможно только при соблюдении одного обязательного условия – при всецелом устремлении внимания к Богу, при предании себя в Его руки, при сознательном искании единства с Ним. И чем большее усердие и настойчивость мы проявляем в этом нашем устремлении, тем более обретаем надежды на освобождение из «рабского плена», на утешение и долгожданную встречу с Богом. Словом, внимание – это чрезвычайно важный и действенный инструмент нашей духовной жизни.

И чтобы было понятнее, о чем идет речь, расскажу небольшую притчу.

Представьте себе обычный многоквартирный дом в уютном, тихом районе города. Небольшая квартира на первом этаже, а в ней – отец и сын. Сын читает книгу, очевидно хорошую и интересную, потому что он читает и улыбается, не замечая ничего вокруг. А отец смотрит телевизор, и лицо его напряженно и тревожно. А из телевизора доносятся резкие голоса, топот ног и выстрелы: идет какая-то криминальная драма. И вот во дворе, под окном этой квартиры, появляются рабочие, подъезжает техника, и вдруг начинает работать допотопный и шумный дизель-генератор, а от него – отбойный молоток. Ну, кто слышал – тот знает. Теперь посмотрим на лицо сына – а оно ни малейшим образом не изменилось: то же безмятежное и счастливое выражение и блаженная полуулыбка. Зато отец занервничал на своем диване, несколько раз что-то пробормотал недовольно, метнул сердитый взгляд в окно, потом вроде бы приумолк, снова стал смотреть в телевизор, но на скулах его заходили уже желваки… и он наконец вскочил с дивана, поспешно обулся, накинул куртку и побежал во двор – выяснять, «когда это безобразие закончится».

Отбойный молоток перестал работать, но вот уже доносятся со двора крики и ругань, и градус кипения повышается, так что, кажется, и до драки сейчас дело дойдет. Мы снова смотрим на лицо сына – а оно всё так же безмятежно, и всё та же счастливая улыбка застыла на его губах. Но вот после десяти минут яростной перепалки домой возвращается отец – возбужденный до предела, с красным лицом, какой-то весь взъерошенный, с дрожащими от гнева руками… Он ищет свое охотничье ружье, но вспоминает, что отдал его в ремонт, матерится в страшной досаде, идет на кухню, наливает себе сто грамм «успокоительного», выпивает залпом, возвращается в комнату, садится на диван, смотрит на экран, но ничего уже не видит, никакой радости от телевизора не получает и после минутного молчания довольно громко зовет:

– Кирилл!

Кирилл всё так же перелистывает страницу за страницей со всё тем же счастливым, отрешенным и беззаботным видом.

– Кирилл!!! – кричит тогда отец уже истошным голосом.

И тут лицо у Кирилла вдруг делается встревоженным и испуганным. Он откладывает книгу и спрашивает растерянно:

– А? Что, пап?..

Тот смотрит на него, что-то хочет сказать, но вдруг понимает всё и только машет рукой и отворачивается…

А Кирилл, оглядевшись по сторонам и поежившись, как от холода, снова погружается в чтение.

Надо ли говорить, что сын не слышал ни телевизора работающего, ни оглушительного грохота отбойного молотка, не видел и не понимал, что отец сейчас выбегал на улицу и там случился страшный скандал, – всего этого для него попросту не существовало, потому что он был увлечен чтением.

Вот так и нам нужно быть увлеченными Христом, и тогда никакие бесовские козни нам не будут страшны. Будем отвращать наше внимание от зла и устремлять к благу, всецело предавая себя в руки Божии. Такой должна быть наша молитва, и таким должен быть главный «метод» нашей борьбы со злом.

Святитель Феодор Едесский: «Такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога»

Святитель Феодор Едесский говорит об этом так: «Мучимые и в плену держимые страстьми, нередко в недоумении вопрошаем мы в себе самих, от чего претерпеваем мы это? – Ведать надлежит, что такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога. Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то – верен Бог – Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения… Но сподобиться сего от нас зависит» (Добротолюбие. Т. 3. Гл. 90).

В течение даже одного дня душа наша меняет духовные состояния, как одежды, по многу раз. И даже, бывает, это происходит вовсе без нашего желания и участия, так что мы удивляемся и противимся и мучаемся даже, потому что одежда иная нам совсем не по душе, но как бы против нашей воли продолжает некоторое время нас облекать. Что же делать? Да очень просто: противиться одежде греховной и взывать ко Господу, жаловаться на насилие бесовское, и оно вскоре отойдет, будучи отогнано милостью и силой Божией.

Многажды в течение даже одного дня бесы как бы примеряют на нас свои бесовские одежды в виде тех или иных страстных обстояний, чувствований и помыслов. Но нам надлежит всем сердцем, всей душой, всем помышлением с крайним усердием искать облачения в единственно истинную нашу одежду – в «брачную» одежду благодати Божией. И единственно в этой одежде душа чувствует себя по-настоящему хорошо, радуется тому, что она такова, какова и должна быть в очах Божиих. Какая же это неизреченная радость!

Как говорит святитель Григорий Палама: «Даже зло способствует добру при доброте воли», имея в виду, что насилие бесовское при нашем непреклонном стоянии в добре и усиленном устремлении к Богу содействует нашему спасению.

И даже если не удается нам пребывать в счастливом и постоянном общении с Богом, то можно уж точно сказать, что стремиться к этому нам надо всемерно и сама возможность такого благодатного «одержания» во многом зависит от нашего устремления. Будем помнить, что Бог открывает Себя взыскующим Его и чем более усердно и настойчиво это взыскание, тем более отрадным и утешительным будет ответ. Таков закон духовной жизни, потому что Бог «взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11: 6).

Смотри также
Радиация мысли Радиация мысли
Протоиерей Андрей Ткачев
Радиация мысли Радиация мысли
Протоиерей Андрей Ткачев
Но нужно хорошо думать. Этим мы помогаем жить человеку, находящемуся рядом. Воду грязную пить нельзя, а мысли грязные разве думать можно? Фрукты немытые есть нельзя, а мысли немытые разве есть, то есть думать, можно?
О грехах помышлением О грехах помышлением
Архимандрит Клеопа (Илие)
Видишь, как чисто в этой комнате? Пыли нет, грязи нет. Но если бы луч солнца проник сюда и мы встали бы в сторонке, то увидели бы миллионы микробов, кружащихся тут, и сколько тут пыли: «Ты посмотри, что тут оказалось в этой комнатушке!» Но пока не заглянул луч солнца, мы этого не видели.
Ч. 3. Борьба с помыслами<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 3. Борьба с помыслами
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 3. Борьба с помыслами<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 3. Борьба с помыслами
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже.
Комментарии
Анатолий 2 марта 2024, 17:05
КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ И СИЛЬНАЯ СТАТЬЯ ! БЛАГОДАРЮ ЗА НАСТАВЛЕНИЯ ! ИСТИНА ВО ВСЁМ ! ВПИТАЙТЕ ЕЁ ВСЕ ЧИТАЮЩИЕ.
Елена 6 декабря 2022, 10:04
Добрый день, навязчивые мысли не лечит психиатрия, она только вводит человека в ступор, даёт временное облегчение, поэтому покаяние, причастие и усиленная молитва - более действенный способ, особенно если мысли приходят против Бога, его заповедей об умножении рода, против жизни. Конечно, это бес- называется такое состояние - духовная брань, молится надо и Архангелу Михаилу, он как раз защищает от этого невидимого врага. Это очень гадкое состояние, когда хочется наложить на себя руки, только Господь и церковные таинства могут помочь! Всё испытала на себе, за каждое слово несу ответственность.
Алена22 марта 2018, 11:30
Спаси Господи! Благословите!
На собственном опыте испытала правоту этой статьи: нам решать, к какому пути прилепляться - Блаженному, с Господом, или сами знаете, к какому. Счастье тем, кто все устремления и желание к Нему, Создателю обращают.
Юра27 мая 2016, 21:00
Ирине 28 апреля 2016, 16:00. Нужно для начала прочитать книгу Силуана Афонского, рассказано в подробнейшим образом о помыслах. Помыслы приходят независимо от нашего желания и избавиться от них не в наших силах. Что же делать? Святые Отцы учат сосредотачивать ум в словах молитвы «Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их.— Так и надо молиться. (преп. Иосиф)» «Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому. Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов. (преп. Никон)» Хульные помыслы, то это от недостатка смирения. Смирение же достигается памятью своих грехов. «Не желай, чтобы всё делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение семнадцатое» От утреннего правила до вечернего нужно иметь память о Боге посредством повторения на память коротеньких молитв произносимых про себя и стараться не осуждать других. Что же касается настоящего опытного духовника(наставника) нужно много и усиленно молить Бога о приобретении такового. Хорошо бы и Божией Матери обратиться за помощью. Так мелкими шажками и к Богу да не вдруг, а постепенно.
Ирина28 апреля 2016, 16:15
Иоанне.Если бы всё было так просто.Не принимать-этот рецепт и я знаю,читала,а вот не всегда он действует,да и помыслы бывают разные,и молитва часто не сразу помогает.Мне мой батюшка говорит,что надо на отчитку ехать,но ведь я ездила и не раз уже отчитывалась,и как-то не очень помогает или временно.Может надо чаще,а как когда работаешь,а ездить надо в Троице-Сергиеву Лавру.
Иоанна_27 апреля 2016, 18:40
Ирине. Не принимать. "Господи, забери у меня это, это не моё". И занимать ум молитвой.
Ирина27 апреля 2016, 14:17
Статья неплохая,по сути всё верно,только помыслы бывают разные и есть такие,которые вот так просто не отгонишь.Теоретически изложено верно,но все страдают в разной степени и тоже по разному.У оптинских старцев нашла просто гениальное изречение,если не ошибаюсь это преподобный Амвросий:"Теория это придворная дама,а практика-медведь в лесу".Если помыслы по настоящему хульные,раскрывать не буду,они вас измучают так,что не знаешь что делать,бесы ведь хитрые,хитрее нас,у них опыт доводить человека до ручки огромный,они ещё и внушают всякую гадость так,что человек уже и молиться почти не может.Господь,конечно помогает и прощает,но как же не хватает по настоящему опытного духовника!
Алексей26 апреля 2016, 22:14
Слава Богу!!! Узнал еще ОДИН духовный закон ! Остановка - смерть .
Татьяна26 апреля 2016, 10:45
"только машет рукой и отворачивается…". Повезло Кириллу с отцом: готовый расстрелять людей из ружья, с сыном отец ведет совсем иначе. Только в реальной жизни совсем иначе, чем в притче, увы. Как часто срываем мы зло на близких, особенно тех, кто не может дать сдачи (по разным причинам). Да, дети до 9 лет все прощают родителям, а потом они взрослеют. И если родитель вел себя кое-как, не просил прощения за свое одержание бесовское, то стоит ли удивляться тому, что потом у него будет потеряно доверие и понимание. А то и из дому ребенок уйдет, в никуда. И не потому, что он не нуждается в родителе (еще как нуждается, как никто другой), а потому что есть вещи, которые делать нельзя, никогда. А если уж делаешь, потому что не можешь совладать с собой, то хоть имей мужество исправлять свои ошибки. Хотя бы плакать и просить прощения, а не ставить плачущего невиновного ребенка в угол, предварительно лишив его ужина.
Родион26 апреля 2016, 07:29
Отец Дмитрий, большое спасибо за статью. Мне очень помогло. Помогло разобратьться в помыслах и как часто бывает, что чувствуешь неосознанно, а выразить не можешь. Одержание Богом - насколько это просто и правильно! Храни вас Господь.
р.Б.Иулия25 апреля 2016, 23:42
ДИНЕ: так молитва - это основа нашей жизни в Боге. Без нее мы ничего сделать не сможем. Любая добродетель неполноценна, если нет молитвы. Вы в терпении молитесь о даровании Вам непрестанного стремления к Богу, о любви к Нему по Евангелию - всем сердцем, и всей душой, и всей крепостью, и всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя... Просите! Да поможет Вам Бог.
Галина Б.25 апреля 2016, 23:00
Да нет никаких благих помыслов. Как только начинается "круговорот мыслей", неважно каких: хульных, блудных, обидчивых, завистливых или просто мечтательных о приятном - это помыслы, которые надо уничтожать на корню. Молитвой или решением конкретного вопроса: производственного, бытового, семейного и др. насущных. Если ночью, то вставать на молитву, если в свободное время, то побеседовать о чем-нибудь, посмотреть проповеди уважаемых батюшек, если совсем невмоготу, то посмотреть телевизор - это лучше чем помыслы "гонять в пустой голове". Хорошо, когда рядом есть человек, с которым можно поговорить по душам (как это ни наивно звучит), я уже не говорю о духовнике, мало у кого он есть, а вот помыслы есть у всех, и против них надо "вооружаться до зубов". Слава Богу за все.
Ирина25 апреля 2016, 22:22
Земной поклон уважаемому о. Димитрию! Просто, доходчиво и очень содержательно! Вот и нашлось то, что искалось! Как вовремя!
Денис Гусев25 апреля 2016, 22:16
Хорошая статья! Хотел бы дать совет который уже давно известен: когда начинают мучить греховные помыслы читайте почаще Иисусову молитву
сергей25 апреля 2016, 22:01
как хорошо в пост!!!
Александр25 апреля 2016, 20:59
Написано достаточно для того, чтобы задуматься. А отличать греховные помыслы от благих - это дело, возможно, всей нашей жизни. Для глубокого изучения данного вопроса посмею Вам рекомендовать труды наших современников Гавриила Бунге и Иерофея Влахоса "Православная психотерапия".
Дина25 апреля 2016, 20:54
А как стремиться к Господу? Что делать надо для этого? Кроме молитвы, это и так понятно.
Владимир Степанов25 апреля 2016, 20:48
Отличная тема, спасибо! У сторонников тёмных сил есть такое выражение - "Не смотри в бездну, иначе бездна всмотрится в тебя". Не обязательно искать бесов, их доля в этом вопросе невелика. Больше, что свобода на фоне грехом испорченной природы человека, побуждает хульные мысли. Даже у детей это есть. Просто отгогнать такие мысли не получится, всё равно игра ума к ним приводит. Но вылечивает эту напасть регулярные осознанные чтение Псалтири и Евхарастия. Не скажу что хульные мысли пропадают, но на 80% они бледнеют, очертания и порочность сглаживаются. Господи, излечи нас от этой напасти!
Алексей Четвергов25 апреля 2016, 20:44
Мария25 апреля 2016, 10:00
Очень слабая статья ни о чём. На самом деле бесовские помыслы всегда маскируются под благие, а задача человека состоит в том, чтобы научиться отличать до от другого.
Возможно у вас нет совершенно бессмысленных, жестоких, хульных и блудных мыслей, а только благие.
Но это не значит что их не у других людей.
Ольга Ладыгина25 апреля 2016, 19:47
Спаси Вас Господи, батюшка! Как раз вовремя на Страстной седмице. Отдельно прошу рабу Божию Марию внимательнее изучить данный вопрос.
Виталий Поздняков25 апреля 2016, 19:07
Спаси Вас Господь, отец Дмитрий. Очень содержательно и доходчиво.
Михаил25 апреля 2016, 18:50
Слабовато-отличительна статья от предыдущих повествований автора, так как предыдущие были пропущены через душу и показаны на жизненном примере.
Олег Вячеславович25 апреля 2016, 18:37
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Между прочими всесвятыми и спасительными завещаниями Своими Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое в деятельных Отеческих писаниях священным трезвением. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, сказал Господь ученикам Своим; а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите. Преподобный Исихий Иерусалимский определяет трезвение так: «Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией». Из этого явствует, что трезвение основано на тщательнейшем и постоянном изучении евангельских заповедей, а впоследствии и всего Священного Писания. Трезвение стремится непрестанно пребывать в исполнении всех евангельских заповедей делами, словами, помышлениями, чувствованиями. Чтоб достигнуть своего намерения, оно непрестанно бодрствует, непрестанно поучается в законе Божием, непрестанно вопиет к Богу о помощи усиленнейшею молитвою. Трезвение есть непрестанная деятельность.

Приношение современному монашеству. Глава 34.
Вот тут много по теме трезвения http://bible.optina.ru/new:mf:26:41
Юлия Малышева25 апреля 2016, 15:41
Спасибо. Статья прекрасная. Очень помогла разобраться в мыслях. Да хранит вас Господь.
Сергей25 апреля 2016, 14:39
От всего сердца благодарю за статью! Очень вовремя!
кветкин андрей25 апреля 2016, 12:43
Господи,дай мне сил, терпения и настойчивости для борьбы с помыслами греховными,у самого сил нет никаких!!
Макарий Теплов25 апреля 2016, 12:34
Дельно написано!
Анна25 апреля 2016, 11:49
Спаси Бог!
Николай25 апреля 2016, 11:12
Большое спасибо за статью! Греет душу.
олег25 апреля 2016, 10:49
КАК ТОЧНО И ЧЕТКО ВСЕ ПОДМЕЧЕНО! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Елена25 апреля 2016, 10:04
Замечательная статья! Для всех полезная! Спаси Вас Господь, батюшка!!!
Мария25 апреля 2016, 10:01
Очень слабая статья ни о чём. На самом деле бесовские помыслы всегда маскируются под благие, а задача человека состоит в том, чтобы научиться отличать до от другого.
р.Б.Иулия25 апреля 2016, 03:01
СпасиБо!
Однако, для того, чтобы так бороться, нужно два необходимых условия: 1)иметь искреннее (т.е.от всей души) стремление к Богу и 2)быть по-настоящему честным к себе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×