Дмитрий Купрацевич работает менеджером по разработке маркетинговых мероприятий в крупной компании, а фотография для него — «отдых, позволяющий созерцать», как говорит сам Дмитрий. Созерцание — пожалуй, ключевое слово для определения его способа жить. Фотографируя, он видит красоту мира, которая, по его собственным словам, во всей полноте своей непередаваема, фотография может передать лишь ее частицу.
«Конкуренция очень важна для развития и совершенствования. Признание, конечно, тоже важно, как показатель профессионализма. Но когда я с камерой в руках, важнее всего для меня то, что находится в видоискателе» — так говорит художник в интервью сайту rosphoto.com.
С его точки зрения, фотографы-портретисты открыты и общительны, а вот тем, кто предпочитает пейзажи, свойственна отрешенность, погруженность в себя, во внутренние процессы. «Я следую за светом», — пишет художник о себе. Но следовать за светом внешним можно, лишь чувствуя в себе свет внутренний.
— Вы ведь чувствуете некую связь между собой, своим внутренним миром и миром, который Вы снимаете? — спросили мы Дмитрия. — А что это за связь? Почему, с Вашей точки зрения, человек откликается на красоту? Почему он в ней нуждается? Вообще, что есть красота — если это можно хоть как-то передать словами?
— Безусловно, я чувствую связь между собой и тем, что я снимаю. Большинство фотографов, если это не коммерческая съемка, делают фотографии того, что их волнует, того, что нравится. Собираясь в очередную поездку, я никогда не думаю, что привезу красивые фотографии. Всегда работаю по факту, получив вдохновение на месте. На кнопку нажимаю, лишь прочувствовав увиденное. Лучшие фотографии получаются, когда не думаешь о том, что получится, просто видишь то, что захватывает, и делаешь кадр.
Красота вызывает положительные чувства, эмоции, приятные ассоциации. И все в этом нуждаются. Поэтому неудивительно, что люди любят приятные фотографии с природой, животными. Фотография — один из способов вызвать добрые чувства.
Красота — очень субъективное понятие. Часто, произнося слово «красота», мы как бы оцениваем материальные объекты, хотя это понятие, скорее, духовное. Что именно человек назовет красивым — это зависит от многих факторов: области применения, вкусов человека, образования, культуры и др. Безусловно, можно придумать не одно определение красоты, но нужно ли? Ведь, если я скажу, что это красиво, а никому больше это не нравится, какой смысл в моем определении красоты?
— Почему Вы фотографируете храмы?
— Храмы для меня — это гармония природы и архитектуры, человека и мира. Я фотографирую старые храмы, которые вписаны в ландшафт местности. Мне нравится эта связь. Всегда удивляюсь, как много веков назад люди чувствовали это. Не было учебников по дизайну, архитектуре. Но столько времени прошло, и храм, иногда уже полуразрушенный, выглядит идеально с точки зрения композиции, выбора места. Возвращаясь к вопросу о красоте, я думаю, что люди ее просто видели и чувствовали. Не думая, что это такое, и не ища, как это выразить словами. И я, приезжая на съемки, стараюсь так же увидеть это и почувствовать.
Я вижу мир таким, какой он на моих фотографиях. И верю, что так и есть.
Журнал «Православие и современность» № 36 (52)