Практически у каждого русского святогорца в роду были те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, у кого кто-то из родных и близких не вернулся с фронта, кто-то был ранен, другие пережили ужасные годы оккупации. Ни одна семья не осталась в стороне. Были среди насельников Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и бывшие фронтовики, прошедшие ту страшную войну от первого до последнего дня, а позже продолжившие брань, только теперь духовную, на Русском Афоне. Эти малоприметные и неизвестные подвижники составляют особый «Бессмертный полк» на Святой Горе.
Отец Иннокентий (Дудченко) – один из них. Это человек с удивительной судьбой. Пройдя всю Великую Отечественную от начала и до победного конца, ему затем пришлось участвовать еще и в Советско-японской войне. За свои подвиги и героизм он был награжден многочисленными боевыми медалями и орденами. Сполна отдав долг верности Отечеству, он принял решение уйти из мира и стать воином духовным на Святой Афонской Горе, чтобы сражаться с бесплотным врагом, против которого бессильны обычные виды вооружения.
Доподлинно известно, что о. Иннокентий был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны и медалью за взятие Кёнигсберга. Об остальных его наградах ничего не известно, так как он не любил вдаваться в подробности своих награждений и никогда не показывал их. Однако из отрывочных воспоминаний узнаем, что когда-то вся грудь его была в орденах и медалях. «Орденов и медалей много было... Вся грудь была в наградах... Награжден был хорошо, ведь служил исправно, по совести, не жалея живота своего», – вспоминал святогорец.
Монах Иннокентий (в миру Иван Матвеевич Дудченко) родился в 1918 году в крестьянской семье под Курском, в деревне Зуборевка. В 15 лет ушел на заработки в Харьков, где выучился на слесаря и автомеханика. В 1938 г. был призван на службу в армию. В ночь на 22 июня 1941 года его послали на машине забирать камнедробилку. В 4 часа утра началась бомбардировка. О. Иннокентий вспоминал о той ночи, что никогда в своей жизни, ни до этого случая, ни после, не ездил так быстро... Так началась для него Великая Отечественная война. Служил водителем на «полуторке», возил разные грузы, солдат и армейских командиров.
Пришелец аз есмь на земли...
о. Иннокентий в Пантелеимоновом монастыре на Афоне
Решение уйти из мира в монастырь принял в 1966 г. и поступил в Псково-Печерский монастырь. 40 лет провел в монастыре, но постриг принял лишь на Афоне, где прожил 20 лет. В Пантелеимоновом монастыре о. Иннокентий нес послушание по своей специальности: работал слесарем, механиком, шофёром; помогал на пекарне и в трапезной. Когда о. Иннокентий приехал на Афон, Русский монастырь находился еще в разрухе. Своими руками он восстановил канализационную систему и водопровод, созданные еще в XIX веке и пришедшие в негодность к началу 1980-х гг.
Помимо основных послушаний, о. Иннокентий попросил благословение каждую ночь читать неусыпаемую Псалтирь. Это послушание он исправно нес все 20 лет пребывания в монастыре, до самой своей кончины. «Это мой караул, моя вахта, – говаривал он, – когда все братия отдыхают от трудов дневных, мы здесь Псалтирь читаем, чтоб покров молитвенный был над монастырем и над всем миром; чтобы молитва ни днем, ни ночью не пресекалась в монастыре».
Псалтирь о. Иннокентий сравнивал с системой залпового огня, говорил, что бесы больше всего боятся Псалтири и четок. «Здесь у нас – батарея залпового огня, – говорил он шутя о храме, в котором непрерывно в течение всех суток читался монахами по очереди Псалтирь, – когда кто Псалтирь читает, или по четкам кто молится, тогда бесы гурьбой стоят, вздыхают, а дальше пройти не могут православных христиан искушать, потому как молитва им не дает, не пускает значит благодать Божия».
Отец Иннокентий отошел ко Господу в 2006 г. в возрасте 88 лет.