Как в 60 лет профессор-лингвист нашла Бога, исцелилась от смертельной болезни и в свои 90 продолжает трудиться

Профессор Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, доктор филологических наук Лариса Георгиевна Скалозуб недавно отметила 90-летие. По состоянию здоровья ей уже трудно ходить в храм. Поэтому батюшка о. Андрей Миткалик, настоятель Свято-Владимирского прихода при 18-й городской больнице г. Киева, исповедует, причащает ее Святых Христовых Таин на дому. А еще они много общаются. Ларисе Георгиевне есть о чем рассказать…

Владимирский собор в Киеве Владимирский собор в Киеве
    

«В начале было Слово…»

…Рассказать, прежде всего, о своей научной деятельности. Ведь сколько десятилетий она провела в аудиториях университета, повествуя студентам – будущим педагогам- филологам – о таинственной фонетике и фонологии! Уже в ту пору своих научных открытий она задумывалась о феномене слога – основы основ, из которых складывается слово – а значит и живая речь. Следовательно, речь – это творение Бога, данность, которую получил человек. Но прежде чем перевести свое научное понимание этого сложного предмета в религиозную плоскость, Лариса Георгиевна прошла многолетний путь материализма и атеизма, на котором строилась вся научная система советского периода. И все же она предполагала, что за каждым научным открытием следует нечто непознанное и непостижимое. То, что невозможно объяснить научным методом, а лишь признанием некой высшей силы, которая сотворила этот мир и человека – как венец всего творения, всего космоса.

Она читает Священное Писание, посещает Владимирский собор – главный киевский храм (раскол еще не произошел), где звучат литургические распевы Рахманинова, Генделя, Чайковского, а со стен взирают лики святых кисти Васнецова, Нестерова… И со словами «Со страхом Божиим и верою приступите…» выносится Чаша.

И, наконец, присутствует на великом празднике – Пасхе Христовой, где звучат бессмертные слова Евангелия: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог…» И вот она, уже профессор, столько лет постигает тайну этого Слова, которое у Бога и Которое – Бог…

Так у Ларисы Георгиевны возникло непреодолимое желание принять Таинство Крещения. А тут еще мама, единственный друг ее жизни (семью Ларисе Георгиевне создать не удалось), уходит в мир иной. Она, не отпуская руки дочери, говорит: «У нас с тобой одна душа…»

Крещение

И вот уже крещальная купель и слова священника над ее головой: «Крещается раба Божья Лариса во имя Отца, аминь, Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь»… Новая жизнь, новый ее смысл. Она сочеталась Христу, она – Его раба.

Прошло еще несколько лет. Союз давно распался, Лариса Георгиевна уже известный ученый независимой Украины. Но вот новые испытания веры – раскол. В политике – противостояние партий. Поднимает голову радикальный национализм. В Западной Украине – повальные захваты храмов униатами и раскольниками. В знакомый Владимирский собор ходить нельзя – он также во власти раскольников, любимый ею церковнославянский язык там почему-то объявлен русским. А ведь она в совершенстве владеет и тем и другим и понимает, что противопоставлять языковые богатства, делить их на «наше» и «не наше» – абсурдно, так же, как и делить людей по разрезу глаз, цвету волос и кожи… Первыми ее студентами были корейцы, она учила их русскому языку. Потом защищала кандидатскую, а затем – докторскую диссертации, преподавала и на русском, и на украинском, убеждаясь, что владение несколькими языками лишь обогащает человека, расторгает границы государств, дарит бесценные плоды культурного взаимообогащения… Но, увы, враг рода человеческого внушал людям совсем иные «ценности» падшего мира, побуждая «восставать народ на народ и царств на царство» (Мф. 24:7)…

История войны, которую она пережила и прекрасно помнила, свидетельствовала – национальный вопрос, возведенный в степень культа, может посеять ужас и смерть. И она молилась о мире, о единстве народов, о любви, которую заповедовал Христос.

Наконец, совершенно непонятным оставался факт «передачи», а по сути – захвата раскольниками, Владимирского собора. Если все имперское, русское так им не любо, как можно «служить» в соборе, который как раз создавался во времена и на средства Российской империи? Архитектором этого уникального собора был Иван Васильевич Штром – российский зодчий, академик архитектуры. Построенные по его проектам храмы и другие сооружения стали украшением Санкт-Петербурга, Киева, Житомира, Тамбова, а также городов Греции, Германии, Франции. Для росписи собора в 1885 году были приглашены из Санкт-Петербурга и Москвы выдающиеся художники того времени – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель.

Владимирский собор до революции Владимирский собор до революции
    

1 сентября (20 августа) 1896 г. в присутствии императорской семьи, высшего духовенства Свято-Владимирский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанникием.

И как можно ходить в этот исторический храм, когда с его амвона то и дело льются слова лжи и ненависти? В этот период она не посещала церковь.

Испытания

В 2000-м юбилейном году, когда человечество вступает в новое тысячелетие, Лариса Георгиевна узнает у врачей страшную причину своего недомогания – у нее рак. Нужна операция. Она прошла успешно, однако последующие анализы неутешительны – болезнь возвращается.

Отец Андрей Миткалик, фото: Сергей Герук Отец Андрей Миткалик, фото: Сергей Герук
В это время Лариса Георгиевна узнает, что в Ботаническом саду, как раз напротив ее любимого Владимирского собора, в который она ходить уже не может из-за раскола, открылась маленькая домовая церковь. И тоже в честь святого равноапостольного князя Владимира. Здесь она и встречает своего будущего духовника, наставника и друга – отца Андрея.

Удивительно, но маленький храм быстро наполнился прихожанами, в него стали приходить другие преподаватели университета, студенты, медперсонал ближайшей больницы. Многих из них направляла сюда Лариса Георгиевна. Настоятель предложил ей исповедоваться, принять Таинство Соборования и святого Причастия. И главное – верить, что Господь никогда не оставляет человека, по Его святой воле посылаются и болезни, и здоровье, и срок нашей жизни. Нужно всецело отдаться в Его руки…

Прочитав вечером акафист в честь иконы Божией Матери «Всецарица», которой молятся при онкологических заболеваниях, Лариса Георгиевна уснула. «В три часа ночи я проснулась от какого-то удивительного света, – рассказывала она потом о. Андрею. – Сразу не поняла, день это или ночь. Подняла голову и в облаке увидела прекрасное девичье лицо, прозрачное, а на голове – корону. Это была какая-то светящаяся красота, от нее исходили в разные стороны лучи. Красота необычайная, неземная, думаю, в этом явлении преобладала духовная красота горнего мира…»

Она снова сдала анализы. Раковых клеток обнаружено не было. Так совершилось чудо – Господь исцелил ее.

В гостях у именинницы

Лариса Георгиевна живет недалеко от Ботанического сада и университета на старинной киевской улице Никольско-Ботанической. Мы встретились у нее дома. Она сама открыла двери, пригласила в комнату. Скромная обстановка, много книг, картины на стене и, конечно же, иконы. Образ Спасителя, написанный известным иконописцем, самый дорогой подарок. Здесь и портрет ее бывшего студента Дмитриуса Баколаса, грека, сейчас он представляет Грецию в Европарламенте. Ученики академика Л. Г. Скалозуб работают по всему миру. Удивительно, но в свои 90 Лариса Георгиевна также продолжает научную деятельность: в соавторстве со своей воспитанницей-филологом они готовят к презентации очередную научную работу. Под ее руководством защитились 11 кандидатов наук и два доктора. Последняя книга называется «Фонетика мовлення». Писалась она больше пяти лет по экспериментальным материалам известной ученой Натальи Петровны Бехтеревой и ее труда «Магия мозга и лабиринты жизни».

Фото: Сергей Герук Фото: Сергей Герук
    

Мы беседовали на украинском, затем перешли на русский язык.

Общаясь, непроизвольно забываешь, что перед тобой человек, проживший почти столетие на земле. Какой огромный багаж жизни, какие уникальные знания! Оказывается, по ее учебнику корейцы до сих пор изучают русский язык…

Незаметно перешли на современные темы, говорили о современном сленге молодежи, о том, что в прессе и на экране все чаще можно встретить обороты нецензурных выражений. Насколько это опасно?
– Люди не понимают, какой вред они наносят прежде всего себе, искажая и портя речь, – ответила Лариса Георгиевна. – Ведь бранное слово унижает образ Божий в человеке, а мы все являемся носителями этого образа... И речь нам дана в первую очередь для того, чтобы славить Бога. Для любви, для красоты, для взаимопонимания. И очень хочется мне, чтобы, покинув этот мир, я знала, что люди будут меньше враждовать, больше понимать друг друга, прощать ошибки. Чтобы не было зависти, жадности, алчности, чтобы царствовала Любовь, которую заповедал нам Христос.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара26 мая 2016, 01:18
Лариса Георгиевна,спаси Вас Бог за такой рассказ. Здоровья Вам и крепкого духа.Сергей ,Божией Вам помощи во всём.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×