Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г.
Дискуссия на тему "Как рассказать ребенку о вере" с участием клириков Санкт-Петербургской епархии прошла 23 мая в книжном клубе "Буквоед" на Владимирском проспекте, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Дискуссия была приурочена к выходу книги главного
редактора издательства «Никея» Владимира
Лучанинова «О литургии» – первой из
задуманной издательством новой серии «Детям о
православии».
Книгу представил сам автор. Владимир открыл встречу и
рассказал, что в серии «Детям о православии» в
ближайшем будущем планируется выпуск восьми книг. Все они
призваны быть тем чтением, которое воспринимается не как
навязанное родителями, а интересное самим детям.
«Какой бы ни была хорошей книга, значение взрослого
в воспитании в вере трудно переоценить, – считает
иерей Георгий Пименов, директор воскресной школы храма
Воскресения Христова у Варшавского вокзала. –
Взрослый человек, как минимум, должен ее ребенку купить.
Как максимум – стать тем другом, примером, учителем,
за которым ребенок потянется к вере». Отец Георгий
рассказал о воскресной школе своего храма, о различных
дополнительных занятиях для детей в приходских стенах.
«Самое главное для учителя – быть другом
ребенку, – сказал священник. – Вот у нас все
преподаватели такие, что с ними можно запросто посидеть на
столах, поговорить. Может, это не очень правильно, но от
таких педагогов дети не уходят…»
«Быть другом ребенку, но сохранять дистанцию, быть
старшим другом», – высказал свое мнение иерей
Константин Морозов, настоятель храма святителя Спиридона
Тримифунтского, руководитель Центра духовной культуры и
образования Выборгского благочиния, школьный учитель
предмета ОПК. Он поделился примером, как из-за
панибратских отношений с учительницей дети и вовсе
перестали воспринимать ее как старшую, это отразилось и на
их отношении к ее урокам. Но главное, подчеркнул отец
Константин, в деле воспитания ребенка в вере – это
свобода и любовь. Всей направленностью религиозного
воспитания должно стать развитие, осознание маленького
человека собственных отношений с Богом, личной встречи с
Ним. А для этого не нужны никакие зазубривания текстов, не
нужны отличные оценки и стопроцентная посещаемость.
Забавным впечатлением формального подхода к преподаванию в
воскресной школе поделилась матушка Ольга Лукоянова,
руководитель Центра родительской культуры
«Светлица», директор Ольгинских семейных
приютов трудолюбия, общественный помощник уполномоченного
по правам ребенка в Санкт-Петербурге и многодетная мама.
Она рассказала, как присутствовала на уроке, на котором
священник поощрял конфетой правильный ответ –
выученный наизусть отрывок из «Закона Божия».
Маленькие дети, конечно же, думали только о том, как
получить эту конфету, не особенно вникая в суть того, что
говорили. Матушка поделилась советами, как в семье
разговаривать с ребенком о том, что происходит в храме и
воскресной школе, спрашивать и слушать его ответы,
объясняя ему непонятное.
Интересным подходом к объяснению различных тем поделился Владимир Лучанинов, тоже многодетный отец. Находясь на домашнем обучении, его дочь должна была ознакомиться с творчеством Тургенева. «Я долго думал, как же рассказать ей о Тургеневе, если мне самому этот писатель не очень близок, – поделился Владимир. – Я стал читать его подробную биографию и обнаружил, что Тургенев был очень рассеянный и забывчивый человек. Однажды Некрасов обиделся на него, поскольку Иван Сергеевич обещал привезти ему из поездки какое-то особенное ружье, которого он очень долго ждал, но в результате забыл. И эта черта мне и дочке – а мы тоже очень рассеянные, хотя стараемся бороться с этим, – оказалась так близка, что мы с огромным интересом, по– новому взглянув на автора, перечитали все его программные произведения». Вот таким, личным подходом должно быть пронизано и все религиозное воспитание ребенка, считает Владимир. По этому принципу выстроено создание детской серии «Никеи» о святых в переложении для детей: авторы каждой книги ищут в святом что– то особенное, высвечивают человеческие черты его характера, что позволяет почувствовать святого не как отвлеченный образ с иконы, а как живого человека, который ошибался и в чем– то был несовершенен – но все– таки пришел к святости.
В дискуссии прозвучали ответы и на другие вопросы: почему мы пытаемся «научить вере» наших детей, не дожидаясь их совершеннолетия; как не перегнуть палку в религиозном воспитании; какие книги воспитывают ребенка, а какие лишь отталкивают от Церкви; как относиться к дополнительным занятиям в храме; стоит ли выбирать себе воскресную школу или просто идти в ближайшую.
На встрече также выступила Анна Павлович, программный директор радио «Град Петров», которая рассказала о программах для детей и родителей на волнах радио и о дисках, выпускаемых радиостанцией.