В 2017 г. исполняется 30 лет с того дня, когда Свято-Введенская Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. За это время монастырь сильно изменился: возобновилось богослужение, были заново построены и отреставрированы все храмы и здания на территории обители. Большой монастырь, представлявший собой руины, возродился, и теперь тысячи паломников ежегодно посещают благословенную Оптину. Она восстанавливалась трудами братии и множества мирян, приезжавших для прохождения послушаний и оказания безвозмездной помощи обители. О своем путешествии в Оптину пустынь времен возрождения рассказывает директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.
Предыстория
В 1991 г. в Москве сформировалось Православное молодежное движение (далее ПМД), которое духовно окормлял владыка Арсений. Владыка несколько раз проводил встречи с молодыми людьми, которые хотели принять участие в возрождении храмов, монастырей, в поездках по тогда еще совершенно неизвестным святыням нашего отечества. Инициативная группа этого молодежного движения собиралась в библиотеке храма Илии Пророка в Обыденном переулке, где мне в ту пору посчастливилось трудиться. На тот момент это была самая большая приходская общедоступная библиотека Москвы. Таким образом, я попал в орбиту деятельности православного молодежного движения.
Знакомство с Оптиной
И вот в конце января 1992 г. мне, как одному из немногих, имеющих опыт армейской службы, предложили стать руководителем первой группы молодежи, которая отправлялась в Оптину пустынь. Зная о святом прошлом обители, о том, что Оптина активно возрождается, мы решили поехать туда на трудовое послушание. Мы – это около 15 человек, студенты самых разных вузов Москвы. Моя задача была организовать всех ребят и довезти их до Оптиной пустыни. Конечно же, мы ехали на общественном транспорте. Сначала добрались на электичке до Калуги, потом на автобусе до Козельска, а оттуда шли пешком до Оптиной пустыни около трех километров. В общей сложности переезд занял целый день. В самом монастыре мы были представлены тогдашнему благочинному обители игумену Мелхиседеку (Артюхину). Братия монастыря и отец Мелхиседек окружили нас теплой отеческой заботой и вниманием. Очень важно, что первые молодежные паломнические поездки происходили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И когда мы приезжали в тот или ной монастырь, у нас всегда было с собой письмо от Патриарха, которое решало многие организационные вопросы.
Монастырь производил впечатление достаточно сложившегося и многолюдного, потому что к тому моменту он существовал уже практически пять лет. Самая тяжелая пора, когда приходилось возрождать жилые помещения, уже миновала. Несмотря на это, Оптина пустынь нуждалась в помощи. Работы было очень много, поэтому отец Мелхиседек был рад прибытию организованной группы церковной молодежи. Нас хорошо разместили – мы оказались в скиту в бывшем храме святого Льва Катанского. В его нижней части находилось общежитие для трудников монастыря. Там мы прожили в Оптиной около двух недель.
Послушания, встречи, события
День у нас начинался очень рано, мы ходили на братский молебен. После этого всем раздавали послушания, которые мы выполняли до обеда. Большую часть времени я проработал на хоздворе. Мы пилили бревна и кололи дрова, потому что многие помещения Оптиной отапливались печами. На улице было очень холодно, но труд нас согревал. Потом был обед и час отдыха, до вечерней службы вновь несли трудовые послушания. В таком режили прожили все время в Оптиной.
С нами несколько раз проводил встречи отец Мелхиседек, во время которых отвечал на наши вопросы духовного характера. Также мы посещали замечательный лекторий, проходивший по вечерам в монастырской трапезной. Там обсуждались темы, связанные с историей Вселенской Церкви.
Однажды мне довелось принимать участие в разгрузке кирпича, предназначенного для восстановления и строительства колокольни, той самой, которая впоследствии стала символом возрожденного монастырского ансамбля. Сейчас трудно представить, что на ее месте ничего не было. Тогда, разгружая кирпич, мы надеялись, что когда-нибудь увидим эту колокольню возведенной.
Было умилительно ходить рано утром из скита в монастырь и поздно вечером возвращаться обратно сквозь темный лес. Казалось, что современность растворялась, и вокруг оживали образы великих старцев, насельников Оптиной пустыни.
Хочу вспомнить одно интересное событие, свидетелем которого мне довелось стать. Однажды перед обедом, в один из тех дней, когда мы разгружали кирпич для колокольни, я решил обойти Казанский храм. Конечно, в самом храме ничего не было. В то время он представлял собой развалины – состоял из трех стен, крыша отсутствовала и практически не было пола, лишь одна глубокая яма, заваленная снегом. В советское время из пола выламывали мрамор и, видимо, разрушили перекрытия. Обходя его, я заметил, что кто-то стоял около разлома. Подойдя ближе, я услышал пение и увидел, что это были два иеромонаха. Они молились о возрождении Казанского храма. Удивительна была сокровенность и некая дерзновенность этой молитвы, случайным свидетелем которой я стал.
Еще одна важное событие того времени – исповедь у схиархимандрита Илия (Ноздрина). Тогда он регулярно принимал богомольцев в Введенском храме Пресвятой Богородицы. В будние дни, когда людей было не очень много, можно было не только исповедаться батюшке, но и побеседовать с ним.
Стоит упомянуть, что среди нашей группы, прибывшей в Оптину, было несколько человек, впоследствии ставших священнослужителями.
Главным ощущением поездки осталась удивительная атмосфера Оптиной пустыни того времени, звенящая, задорная радость, разлитая вокруг тебя. Воистину место это свято, и даже то небольшое трудовое послушание с хождением на молитву, было очень важным шагом к воцерковлению. Работа на послушаниях была тяжелая, но она выполнялсь с особым воодушевлением, в атмосфере братской любви. Мы были очень рады хотя бы на некоторое время приобщиться к жизни того духовного организма, которым является Оптина пустынь, увидеть святую обитель не «снаружи», как большинство паломников, а «изнутри».
В дальнейшем мне доводилось бывать в Оптиной десятки раз, и сопровождать многочисленные паломнические группы, но я бережно храню в памяти тот образ этой святой обители, который сформировался в моей памяти в течение тех дней в конце января 1992 г.