Иеромонах Иаков (Макевчук) — настоятель старинного храма в селе Филисово Родниковского района. Но главная его «специальность» — работа с глухими прихожанами. С помощью языка жестов отец Иаков не только общается, но и исповедует. РП встретилась с иеромонахом, когда он ранним субботним утром приехал в Иваново, где его уже ждали прихожане, желающие посоветоваться и покаяться в своих грехах.
— Отец Иаков, где вы выучили язык жестов?
— Я знаю его с детства, так как моя мама была глухая, она инвалид. А папа был слабослышащим. Конечно, в такой семье мне, здоровому человеку, пришлось выучить жестовый язык. Родители верующими не были, да и время тогда было советское, это не поощрялось. В детстве в церковь меня водила бабушка, но интересоваться религией я начал гораздо позже, лет в 14. Это было в 1980-е годы, когда существовал запрет на посещение храмов. Мы жили тогда в городе Мичуринске Тамбовской области. Мне просто было интересно наблюдать и узнавать, что и как происходит в церкви. Очень часто я был единственным молодым парнем на службе, и меня быстро заметили служители церкви. Познакомились, спросили, не хочу ли я научиться читать на старославянском языке. Так я приобщился к вере, позже стал священником. Тогда ведь не было такого жесткого условия, что у священника должно быть соответствующее образование. Семинарию я закончил недавно. А сначала служил в Успенском монастыре Иванова, именно там и начал общаться с глухими прихожанами.
Я хорошо их помню. С одной из пожилых женщин общаемся до сих пор. Ее зовут Вера, она живет недалеко от Успенского храма, и начала посещать его еще до того, как я стал там служить. Познакомились с ней, пообщались (она немного умеет говорить). Постепенно о том, что в Успенском соборе служит батюшка, понимающий язык жестов, узнали и другие глухонемые, стали приходить на службы. А когда я уехал в Филисово, где служу теперь, ивановские глухие стали просить, чтобы их не оставляли без «своего» батюшки. Теперь я не только служу в своем приходе, куда на службы и исповеди съезжаются прихожане (в том числе глухие) со всей округи, но и регулярно езжу в Кинешму и в Иваново, провожу исповеди глухих. Кстати, в Кинешме ко мне приходит больше народу, чем в Иванове.
— Почему? Там больше таких людей?
— Нет. Просто кинешемцы немного активнее. Беда еще и в том, что некоторое время назад с ивановскими инвалидами очень активно работали свидетели Иеговы. Многие попали под их влияние. Глухим казалось, что иеговисты дали им ту духовность, которой, видимо, немного замкнутым глухонемым не хватало. Хотя это было давно, и сейчас свидетели Иеговы уже не ведут той работы, которую они вели раньше, многие до сих пор находятся под их влиянием. Уйти от них очень сложно: свою работу по зомбированию они ведут профессионально.
— Получается, сюда, в Иваново, вы приезжаете только на исповедь?
— Да, раз в месяц, утром в субботу, на два часа, я приезжаю во Владимирский храм. На отвлеченные темы общаемся с прихожанами либо во время службы, либо после исповеди. Кроме того, здесь, в храме, работает профессиональная сурдопереводчица — Ирина Арскова. Основная работа лежит на ее плечах. Она же подсказывает глухим, пришедшим в храм, где встать, как вести себя в церкви, отвечает на возникающие вопросы, переводит богослужения на язык жестов. Это достаточно сложное дело, так как служба ведется на старославянском языке, который даже не все слышащие понимают. Конечно, есть специальные учебники (например, мне нравится двухтомник Дмитрия Заварзина, где описаны основные жесты языка глухих, связанные с церковной тематикой). И в обычном языке, и в жестовом есть общесмысловые понятия, которые широко используются в церкви. С их помощью и осуществляется перевод. Конечно, переводчица готовится к этому, читает церковные тексты, если что-то непонятно, спрашивает у меня. Она человек верующий, и это, думаю, помогает ей справляться.
— Глухие — это достаточно закрытая категория людей. Насколько они отличаются от обычных прихожан?
— Конечно, неслышащие закрыты от мира, у них свой круг общения. Именно своей замкнутостью они и отличаются. Им не всегда интересно общаться с обычными людьми из-за сложностей, которые они испытывают при этом. Глухота — это барьер в общении. А для многих это еще и комплекс неполноценности.
Среди глухих много творческих людей, талантливых художников, музыкантов, композиторов (конечно, среди слабослышащих), поэтов, резчиков по дереву. С ними очень интересно общаться, но для этого надо преодолеть языковой барьер. Но сложность в том, что они нарочно отгораживаются от внешнего мира.
— От Бога тоже отгораживаются?
— Нет. Глухие очень тянутся к Богу. Они душой чувствуют, что Бог есть и без его помощи тяжело. Конечно, им сложно воспринимать службу, не все понимают ее до конца. Особенно тяжело, когда нет переводчика. Но приходят в церковь и просто так, даже если знают, что многое не поймут. Стоят, думают, наблюдают, ставят свечи. Но, конечно, с исповедью бывают большие проблемы, если священник не знает языка жестов. Приходится писать записки, а это не всегда удобно. Да и не все знают грамоту.
— Кто-то вообще не умеет писать?
– Да, среди глухих много неграмотных. Хорошо, если глухие дети воспитываются в семьях, где особенного ребенка учат и уделяют ему много времени и внимания. Но ведь часто таких детей отдают в интернаты, в детдома, так как обычной, слышащей семье воспитать их сложно.
Конечно, каждый человек, который начинает посещать храм, меняется внутренне, его характер становится другим. Он начинает задумываться, правильно ли себя ведет, размышляет, как нужно относиться к окружающим. А для глухих посещение храма — это еще и возможность пообщаться и с таким же как они, и с теми, кто их понимает. Глухие — люди очень общительные, они любят поговорить. В храме у них получается преодолеть свою замкнутость, почувствовать себя частью общества, обычным человеком, ведь перед Богом мы все равны. Они не только приобщаются к вере, но и советуются со мной по поводу жизненных, семейных, внутренних проблем. Особенно это важно для тех, кто живет один. Для них храм — это в первую очередь радость общения.
— Какую еще работу с глухими вы планируете проводить?
— Наша митрополия, конечно, не единственная, где для общения с глухими благословлен специальный священник. Очень большая работа проводится в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Там сурдоперевод церковных служб и исповеди для глухих не редкость. Для глухих прихожан издают специальную литературу. А еще — организовывают паломнические поездки.
Такой опыт был и у нас. Мы собирали инвалидов по слуху и отправлялись с ними по святым местам, на источники, в монастыри, в храмы. Конечно, наши поездки были недолгими и в пределах области, но глухим прихожанам понравились очень. Но все это, конечно, упирается в деньги. Очень хочется нашим глухим съездить к Матроне Московской, к другим известным святым. Но, думаю, с Божьей помощью мы устроим эти туры, привлечем спонсоров.