Что можно сказать о множестве маленьких селений, разбросанных на огромных просторах России? Что обычно до них сложно добраться, что там мало людей, что живется там трудно – как из-за отдаленности от «благ жизни», так и из-за банальной невозможности заработать, а уж если населенный пункт к тому же охватила вездесущая эпидемия пьянства… Еще эти поселки роднило то, что обычно в них не было храма (либо стояла рядом полуразрушенная усадебная или сельская церковь как напоминание о прежних, дореволюционных временах, еще до того, как крестьянство стали ломать через колено, лишая его, в том числе, духовных корней), а появление священника в местах, где уже десятилетия не слышалась церковная молитва, воспринималось как нечто совершенно экстраординарное. Имелись и такие населенные пункты, в истории которых ни храма, ни священника не было никогда. Но со временем эта картина стала меняться, и меняется она кардинально.
Какой опыт пастырского служения особенно пригодился при окормлении малочисленных и удаленных населенных пунктов, какие новации помогают в этом нелегком служении? Оказывают ли влияние на деятельность священника особенности быта и нравов в этих селениях, и что священнослужитель вместе с общиной может поменять в жизни сельчан? Об этом на примере Канской епархии рассказывает иеромонах Питирим (Жилянин).
Опыт
Под опытом мы предполагаем ту базу приходского служения, которая сложилась с момента образования первых приходских общин до сегодняшнего времени, а новациями то, что было обновлено и дополнено с момента видимых изменений, что позволило выйти на новый качественный уровень пастырского служения в малолюдных населенных пунктах. Особенностью же является специфика деревенской жизни с вытекающими из этого обстоятельствами.
До образования Канской епархии пастырское служение представляло собой редкое посещение малолюдных населенных пунктов для исполнения треб и молебнов. Отсутствовала приходская жизнь, однако это являлось следствием нехватки священнослужителей на данной территории. Тем не менее, в меру сил окормление осуществлялось, и благодаря жертвенной самоотдаче священников это приносило определенные плоды и формировало пастырский опыт в районах.
Пастырская деятельность проходила исключительно на уровне частных встреч и бесед при обращении местных жителей к священнику. Тем самым священнослужитель понимал специфику селения и в своих публичных обращениях всегда делал акценты на те проблемы и вопросы, которые в частном порядке ставились перед пастырем.
Центром приходской жизни было и преимущественно остается молитвенное общение, а пастырской деятельностью – забота об общине.
Новации
Однако за последние годы приходское служение кардинальным образом изменилось, произошло то, что мы назвали новациями: священник участвует во всех общественных мероприятиях, проводятся встречи на различных площадках, ведется агитация за здоровый образ жизни, также важная тема – любовь к Отечеству, патриотизм.
Активно ведется работа с органами власти и здравоохранения, в том числе в области анализа и мониторинга ситуации в районе с целью выявления проблем жителей малолюдных селений и их решения. Так, например, в настоящее время в Сыромолотово Кежемского района сложилась крайне негативная ситуация среди жителей, и в настоящее время ведется работа по этому вопросу. В 2015 году и первом квартале 2016 года было завезено 17 000 тысяч экземпляров Евангелия и книг «Пасхальная весть», реализовано примерно 14 500 тысяч книг. Проводятся культурно-просветительские мероприятия, выставки, регулярно приглашается священник Валерий Логачев из Оренбургской области для проведения концертов духовно-патриотической песни в масштабе района.
Под особым попечением
Особым попечением в малолюдных поселениях являются те, кто страдает недугом пьянства. В городе Кодинске при храме Покрова Пресвятой Богородицы по благословению правящего архиерея работает общество трезвости, проводятся каждый вторник занятия, а в апреле 2016 года было принято решение об открытии реабилитационного центра в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша». В настоящее время прорабатываются организационные вопросы и готовится все необходимое (персонал, питание, размещение, курс лечения, юридические вопросы) для открытия.
Прорабатывается вопрос размещения и печати во всех населенных пунктах Приангарья единого информационного баннера с контактной и «рекламной» информацией для того, чтобы местные жители имели четкое представление о том, к кому необходимо обращаться.
Живые примеры
Остановимся подробнее на примерах, которые оказали влияние на религиозную и общественную обстановку в населенных пунктах.
Вот, например, поселок Хребтовый Богучанского района. Исторически никогда в этом поселке не было храма, священнослужителя, однако священнику, который окормляет поселок всего лишь четвертый год, удалось оказать воздействие на религиозные чувства проживающих в этом месте людей. Иерей Федор освящал могилы на кладбище; вскоре произошел пожар, и те могилы, которые из-за отказа родственников усопших остались неосвященными, сгорели, освященные же захоронения, находившиеся рядом, остались невредимыми. Происшедшее произвело огромное впечатление на жителей. Сегодня на богослужение в поселке ходит 40–60 человек, воскресная школа насчитывает шестнадцать учащихся, один из прихожан проходит обучение в Красноярской учительской семинарии.
Поселок Имбинский. Настоятель храма иерей Илья окормляет еще три населенных пункта, результат – благодаря систематичности и упорству пастыря в них сформировались крепкие и сильные общины, действует воскресная школа с двадцатью учениками.
Нынешний настоятель кафедрального храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Богучаны иеромонах Платон, будучи настоятелем в поселке Гремучем и окормляя еще два населенные пункта, организовал и сплотил приходскую общину, да и других местных жителей, благодаря строительству подсобных помещений для храма и реорганизации молитвенного дома.
Ключевые моменты
Таким образом, предлагаю выделить ключевые моменты, имеющие значение для пастырской заботы о малолюдных поселениях. Во-первых, это систематичность, оповещение населения (расписание богослужений, встреч) и выделенное место для молитвы. Благодаря перечисленным организационным моментам люди знают, где и когда проходит богослужение и совершаются святые Таинства, что упрощает путь людей к храму.
Во-вторых, это дела – общественные, культурно-просветительские, строительные и хозяйственные. Важные и полезные дела, которые видят и понимают окружающие люди, впоследствии формируют доверие и положительное отношение к священнику, что в целом сказывается на взаимодействии с жителями, что в итоге помогает пастырю увидеть и понять проблемы местного населения, помочь в их решении.
В-третьих, это личные качества священнослужителя. Необходимо, чтобы пастырь осознавал, что дело, которое он совершает, является критически важным, понимал, сколь большая ответственность на нем лежит, ведь от действий священника зачастую зависят как религиозность местных жителей, так и вообще моральный климат в селении.
В-четвертых, священнослужитель должен учитывать специфику населения и проблемы, совершать те богослужения и молебны, в которых люди здесь нуждаются, например, молебны о страждущих недугом пьянства, от засухи, о помощи в других житейских делах. То есть людям вновь и вновь нужно говорить о том, что вера нужна, что к Богу мы можем и должны обращаться за помощью.
На земле
Отдельно хотелось бы сказать о развитии сельскохозяйственного дела в малонаселенных пунктах, в которых существует благоприятная среда для развития, – это земли и население, которое не всегда имеет работу и занятость. Сегодня в России уделяется огромное внимание сельскому хозяйству, профильное министерство стимулирует, поддерживает предпринимателей и фермеров, в целях развития выделяются государственные гранты на сельскохозяйственные проекты, для начинающих фермеров объявлены так называемые налоговые каникулы в два года от начала регистрации.
Поэтому вполне реальной становится реализация государственных программ по развитию сельского хозяйства в малолюдных населенных пунктах, единственным вопросом остается организация, поддержка и управление крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вопрос прорабатывается мною в настоящее время для реализации в Приангарье, однако существует ряд проблем, которые тормозят дело. Тем не менее, по мере сил они решаются.
Проблемы и препятствия
Необходимо сказать и о трудностях, проблемах, с которыми приходится сталкиваться пастырю, окормляющему малолюдные селения. Главные из них – это расстояния и недостаточная транспортная доступность, недуг пьянства, предоставленные сами себе дети, сектантская активность, постоянные жалобы жителей на тяжелую жизнь и нищету.
Что касается последнего, то осуществлялись неоднократные попытки решения проблем: предлагалось земледелие, покупка и развод скотины, молока и яиц, городские предприниматели были готовы покупать продукцию, однако жители отказались заниматься подобной работой даже в масштабах своего хозяйства и предоставления скотины.
Сегодня на приангарской земле, христианское просвещение которой берет начало с XVIII века, сегодня вновь прочно обосновались колдовство и шаманизм, что вызывает очень серьезные духовные последствия для местных жителей. Попыткам насаждать в жизни людей эти языческие культы необходимо давать духовный отпор.
Церковь действует словом. Она не может заставить, не в праве оказать влияние на свободу человека, однако мы должны проповедовать Евангельскую весть, наставлять и вразумлять всех, кто готов к восприятию, и полагаться не на силы наши скудные, а помнить слова Иисуса Христа: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). И тогда благодать Божия силы оскудевающие будет восполнять, и дело Божие будет совершаться.
В основе публикации –
текст доклада иеромонаха Питирима (Жилянина)
на семинаре «Пастырская
забота о малолюдных поселениях»